Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Захоронение Тувинских Шаманов

Перейти вниз

Захоронение Тувинских Шаманов Empty Захоронение Тувинских Шаманов

Сообщение автор Wizard Вт Авг 10, 2021 9:52 pm

Захоронение Тувинских Шаманов

В литературе существует много описаний похорон тувинских шаманов. Приведем только не­которые, наиболее существенные из них. «По приезде к месту похорон покойника снимали с лошади и клали на уже приго­товленный для этого помост {сор) на четырех столбиках, бу­бен, онгут и сетэр шамана уже висели здесь на дереве. Вещи шамана клали с ним, а седло оставляли поддеревом...» В то же время, по данным Л.П. Потапова, «шаманок хоронили на помосте только тогда, когда они об этом просили сами ещё при жизни. Если такой просьбы не было, то хоронили на по­верхности земли, положив труп ничком, головой на север, а бубен, онгут и сетэр вешали на близстоящее дерево или кла­
ли под него...» По В.П. Дьяконовой «...в Монгун-Тайге шаман непременно провожал умершего в потусторонний мир, вёл с ним разговоры от имени родственников в 7-е и 49-е сутки после смерти.»

Судя по сообщениям, по пути к мес­ту захоронения кто-либо из участников похоронной процессип находил отшлифованный плоский камень, который клали под голову умершего. Правая щека покойного должна была опираться на ладонь правой руки. Умершего клали на правый
бок головой на запад. Ладонь и пальцы правой руки закрывали ухо, половину рта и правый глаз. Левая ладонь лежала на ле­вой ягодице. Ноги должны были быть полусогнуты. Закрытые глаза покойного завязывали белой ленточкой, т. к. считалось, что все девять отверстий на теле человека после его смерти должны быть закрытыми. Затем за границей уже очерченного круга, всадники объезжают это место по солнцу. Закончив объ­езд, они возвращаются в аал.

Эти обрядовые особенности несо­мненно были связанны с представлениями о дальнейшей жиз­ни души умершего шамана. Так, по Ф.Я. Кону, «иначе быть не могло. Душа одного шамана, по их мнению, после его смерти вселяется в другого...» По В.П. Дьяконовой, «судьба — сунезин шамана оставалась на земле, вдалеке от места погребения ша­мана, и со временем входила, в того или иного родственника, который таким образом становился шаманом...»

Ещё раньше об этом писал Г.Н. Потанин: «Душа умершего хорошего хама остается там, где он похоронен, и каждую ночь камлает тут... Душа покойного хама, бродящая и являющаяся живым, называется аза-пук (аза-бук)...» Следует отметить, что в этих обрядах сохранились весьма древние элементы. Нель­зя не согласиться с С.И. Вайнштейном, который отметил, что погребения шаманов в скорченном положении, головой на за­пад и с каменной подушкой под головой, вероятно, сохраняет древнюю традицию, восходящую к скифскому времени, когда погребенным в могилах придавали скорченность, клали под го­лову камень и обращали головой на запад или северо-запад».

(По М. Б. Кенин-Лопсану)
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения