Захоронение Тувинских Шаманов
Страница 1 из 1
Захоронение Тувинских Шаманов
Захоронение Тувинских Шаманов
В литературе существует много описаний похорон тувинских шаманов. Приведем только некоторые, наиболее существенные из них. «По приезде к месту похорон покойника снимали с лошади и клали на уже приготовленный для этого помост {сор) на четырех столбиках, бубен, онгут и сетэр шамана уже висели здесь на дереве. Вещи шамана клали с ним, а седло оставляли поддеревом...» В то же время, по данным Л.П. Потапова, «шаманок хоронили на помосте только тогда, когда они об этом просили сами ещё при жизни. Если такой просьбы не было, то хоронили на поверхности земли, положив труп ничком, головой на север, а бубен, онгут и сетэр вешали на близстоящее дерево или кла
ли под него...» По В.П. Дьяконовой «...в Монгун-Тайге шаман непременно провожал умершего в потусторонний мир, вёл с ним разговоры от имени родственников в 7-е и 49-е сутки после смерти.»
Судя по сообщениям, по пути к месту захоронения кто-либо из участников похоронной процессип находил отшлифованный плоский камень, который клали под голову умершего. Правая щека покойного должна была опираться на ладонь правой руки. Умершего клали на правый
бок головой на запад. Ладонь и пальцы правой руки закрывали ухо, половину рта и правый глаз. Левая ладонь лежала на левой ягодице. Ноги должны были быть полусогнуты. Закрытые глаза покойного завязывали белой ленточкой, т. к. считалось, что все девять отверстий на теле человека после его смерти должны быть закрытыми. Затем за границей уже очерченного круга, всадники объезжают это место по солнцу. Закончив объезд, они возвращаются в аал.
Эти обрядовые особенности несомненно были связанны с представлениями о дальнейшей жизни души умершего шамана. Так, по Ф.Я. Кону, «иначе быть не могло. Душа одного шамана, по их мнению, после его смерти вселяется в другого...» По В.П. Дьяконовой, «судьба — сунезин шамана оставалась на земле, вдалеке от места погребения шамана, и со временем входила, в того или иного родственника, который таким образом становился шаманом...»
Ещё раньше об этом писал Г.Н. Потанин: «Душа умершего хорошего хама остается там, где он похоронен, и каждую ночь камлает тут... Душа покойного хама, бродящая и являющаяся живым, называется аза-пук (аза-бук)...» Следует отметить, что в этих обрядах сохранились весьма древние элементы. Нельзя не согласиться с С.И. Вайнштейном, который отметил, что погребения шаманов в скорченном положении, головой на запад и с каменной подушкой под головой, вероятно, сохраняет древнюю традицию, восходящую к скифскому времени, когда погребенным в могилах придавали скорченность, клали под голову камень и обращали головой на запад или северо-запад».
(По М. Б. Кенин-Лопсану)
Похожие темы
» БОРЬБА И СОПЕРНИЧЕСТВО ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ
» ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА В ОБРЯДАХ И РИТУАЛАХ ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ
» ТАЙНА ИДОЛА БОРУ — ИДОЛА ВОЛКА ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ
» Мумия с седлом: на Алтае нашли уникальное древнетюркское захоронение. Монгольский Алтай.
» Миф о появлении шаманов
» ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА В ОБРЯДАХ И РИТУАЛАХ ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ
» ТАЙНА ИДОЛА БОРУ — ИДОЛА ВОЛКА ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ
» Мумия с седлом: на Алтае нашли уникальное древнетюркское захоронение. Монгольский Алтай.
» Миф о появлении шаманов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения