Глаза, вставленные духами
Страница 1 из 1
Глаза, вставленные духами
Любопытный рассказ о действиях нганасанского шамана приводит русский этнограф А.А. Попов.
В январе 1931 г. во время сильной пурги не вернулся в стойбище нганасан Люрюлюе. Происходило это на полуострове Таймыр, примерно в 300 км к северо-востоку от Норильска. Через две недели его родные обратились за помощью к шаману Дюхадие. Он согласился отыскать пропавшего, сказав при этом: «Я видел во сне, как будто Люрюлюе ещё жив».
Шаман надел парку на голое тело, заставил завязать себе глаза и три дня ходил по тундре, а за ним в нартах неотступно следовали два местных жителя.
Позже шаман рассказывал: «Прошлогодние травы и кусты около моего чума ничего не знали и не могли мне ничего сказать про заблудившегося. Наконец я спросил у хозяина речки, и он на третий день указал мне, и я наткнулся на совершенно обледеневшего человека. Он был ещё жив, мои спутники как можно скорее увезли его в чум.
Хотя на мне была надета одна только шаманская парка на голое тело, я, однако, не поморозился, только сильно продрог, да и то почувствовал это, приехав к себе в чум».
Шаман так рассказывал учёному о своих способностях: «Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные духами глаза, думаю, под кожей. Когда камлаю, я ничего не вижу своими настоящими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими». Духи также «просверлили» ему уши и дали способность понимать «разговоры» растений.
«И я сам удивляюсь, когда какая-нибудь маленькая кочка на болоте, на верхушке которой растут травы, предупреждает меня, чтобы я не сбился с пути, или указывает заблудившегося человека, которого я разыскиваю».
В январе 1931 г. во время сильной пурги не вернулся в стойбище нганасан Люрюлюе. Происходило это на полуострове Таймыр, примерно в 300 км к северо-востоку от Норильска. Через две недели его родные обратились за помощью к шаману Дюхадие. Он согласился отыскать пропавшего, сказав при этом: «Я видел во сне, как будто Люрюлюе ещё жив».
Шаман надел парку на голое тело, заставил завязать себе глаза и три дня ходил по тундре, а за ним в нартах неотступно следовали два местных жителя.
Позже шаман рассказывал: «Прошлогодние травы и кусты около моего чума ничего не знали и не могли мне ничего сказать про заблудившегося. Наконец я спросил у хозяина речки, и он на третий день указал мне, и я наткнулся на совершенно обледеневшего человека. Он был ещё жив, мои спутники как можно скорее увезли его в чум.
Хотя на мне была надета одна только шаманская парка на голое тело, я, однако, не поморозился, только сильно продрог, да и то почувствовал это, приехав к себе в чум».
Шаман так рассказывал учёному о своих способностях: «Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные духами глаза, думаю, под кожей. Когда камлаю, я ничего не вижу своими настоящими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими». Духи также «просверлили» ему уши и дали способность понимать «разговоры» растений.
«И я сам удивляюсь, когда какая-нибудь маленькая кочка на болоте, на верхушке которой растут травы, предупреждает меня, чтобы я не сбился с пути, или указывает заблудившегося человека, которого я разыскиваю».
Похожие темы
» Состязание с духами Верхнего Мира Аба Уол Дьоххи
» ЖАР САЛУУ, РАБОТА С ДУХАМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ – ОСТАТОК ШАМАНСКИХ ПРАКТИК
» Три глаза Окуневской культуры
» Расклад "Открытые глаза"
» СВОЙСТВА СОКОЛИНОГО ГЛАЗА
» ЖАР САЛУУ, РАБОТА С ДУХАМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ – ОСТАТОК ШАМАНСКИХ ПРАКТИК
» Три глаза Окуневской культуры
» Расклад "Открытые глаза"
» СВОЙСТВА СОКОЛИНОГО ГЛАЗА
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения