Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Как возникли злые духи

Перейти вниз

Как возникли злые духи Empty Как возникли злые духи

Сообщение автор Медуза Пн Авг 20, 2018 1:26 am

Как возникли злые духи Jibux610

У ульчей зафиксировали три варианта легенды о том, как возникли злые духи. Они интересны для сравнения, из них два записаны от шаманок, один — от П. В. Салданга (в 1932 г. он же аналогичный
сюжет рассказал А. М. Золотареву) ".
В 1973 г. от шаманки Дэя Дян в селе Ухта была записана следующая легенда:
В тайге женщина без мужа родила мальчика и девочку (по-видимому, близнецов.— А. С.) и бросила их в реку. Дети плыли по течению, пристали к берегу, мальчик «прилепился» к дереву пунгда (тальник), девочка — к кзндэлзн (акация), питались грибами. Через 15 лет они выросли как люди, познакомились, ничего не зная друг о друге. Сделали домик, стали жить. Подрастали их дети, мальчик и девочка. Мальчик пошел на охоту —
никого не может убить. Лоси, утки — все смеются над ним: «Ты, зайчонок, тукса, как меня убьешь?» (ульчи называли тукса ребенка, рожденного без отца). Плачет мальчик, прибежал домой, спрашивает у
матери, та молчит. Нож к груди приставил — тогда только она рассказала ему и дочери об их происхождении (они, родители, не зная о родстве, стали мужем и женой). Мальчик заплакал: «Не могу более тут жить!». Он выстрелил из лука и, ухватившись
зубами за стрелу, улетел на небо, стал небесным злым духом-тигром дусэ (унде амбан онды). Это главный злой дух, от которого сходят с ума и сердце сильно болит. Сестра парнишки сказала: «Я буду ибаха онды, сводить людей с ума здесь, на земле». Отец детей запряг собак и уехал в тайгу, став злым духом дуэнтэ дусэ (таежный черт, насылает разные болезни). Их мать стала «водяным тигром» — тэму дусэ или хуралику дусэ сэлчэни, от этого духа умирают в судорогах. Эти злые духи — главные в
своих сферах, забирают души людей, мучают их. Шаманы хорошо знают дороги этих духов, во время камланий идут по ним, отыскивают душу.
Второй вариант той же легенды мною записан в 1973 г. от шаманки Алтаки Ольчи в селе Булава (переводила ее внучка, ученица 9-го класса, при этом бабушка ей по-русски объясняла некоторые термины): «Большое село было, на жителей нападал трехголовый дракон, уносил людей. Напал на женщину, она схватила в охапку своих маленьких детей, летит над землей, дракон ее тащит. Думает:
«Что делать?». Сбросила девочку на тальники пунгда, мальчика — на лиственницу сиси и улетела. Дети росли: девочка питалась птичьим калом, мальчик сосал смолу лиственницы. Подросли, встретились,
стали мужем и женой. Их дети вырастали. Мальчик надел отцовские лыжи, пошел охотиться на медведя. Только натянул лук, большой медведь говорит: «Откуда ты родом? Ведь твои отец и мать — брат и сестра!». От этого мальчика будто парализовало. Утку не смог убить, рыбу поймать — все ему
то же говорят. В отчаянии прибежал он домой: «Почему надо мной все смеются?». Родители рассказали детям правду. Сын продолбил во льду три проруби: «Я иду в водяное царство, буду тэму дусэ — водяным тигром (чертом)». (Далее А. О. разъяснила: от него люди тонут, но он и рыбу дает, для
этого ему молятся — сначала бросают в воду хвосты кеты, для его собаки Луку, так ее зовут, она берет и убегает, потом бросают пищу для него, тэму дусэ, того мальчика.) Сестра пошла в тайгу, стала духом на илини дусэ, от нее на теле бывают прыщи. Их отец отправился вверх, это дух ярга дусэ, ему молятся, он дает соболей, но также и болезни. Их мать адау дусэ дает женщинам — матерям близнецов болезни.
П. В. Салданга в 1962 г. рассказал мне сходную легенду о происхождении злых духов. В его изложении мальчик воспитывался на дереве кэндэлэ, а девочка — на черной березе дэвэгдэ. Когда выяснилось
(также на охоте) «преступление» родителей, сын ушел, стал злым таежным духом тэму дусэ — «водяным тигром», его сестра — «небесным тигром» унде дусэ (он мешает охотиться, а женщинам — рожать). Отец стал «таежным тигром» дуэнтэ дусэ — мешает охотиться, мать превратилась в адау
дусэ, она дает болезни близнецам.
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2070
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения