Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Кукушка в мировоззрении калмыков

Перейти вниз

Кукушка в мировоззрении калмыков Empty Кукушка в мировоззрении калмыков

Сообщение автор Хан Калмык Ср Авг 03, 2022 6:19 pm

В значении птицы, транспортирующей новое, новую жизнь, образ кукушки сопряжен с женской ипостасью, что находит параллели в образах кукушки многих народов (см. Никитина, 2002). Как символ женского начала кукушка, которой приписывается способность приносить как счастье, так и несчастье, играет особую роль в обрядности шаманов у селькупов. Семантика обряда заключается в присоединении
к сущности кукушки через ее убийство: именно на вершине всего жизненного дерева сидит «кукушка-мать». Эта птица в фольклоре селькупов предстает как сотканная из всего женского (символы - наперсток, игла, лопата), она «наделена смертоносным разрывным свойством женского шага», кукушка - мать-сирота, олицетворяющая материнство вообще (Головнев, 1995. С. 528). У аганских хантов существует запрет на убийство кукушки, так как она, подобно медведю и лосю, была когда-то человеком. В фольклоре обских угров она предстает как «кукушка мать» (одна из «матерей»), но в отдельных легендах - как «роженица-наоборот» (т.е. вестница смерти).

В современных представлениях калмыков зачастую смешиваются понятия о кукушке и об удоде.
Последняя же птица калмыками не почиталась. Считалось плохим предзнаменованием слушать пение удода, предвещавшего смерть. Напротив, пение кукушки, согласно легендам монголов - прекрасно. В традиционной культуре кукушка осмысляется как «приносящая воду», безвредная птица. Таким образом, смешение понятий о кукушке и удоде в современной культуре, скорее всего, связано со схожестью пения кукушки обыкновенной и удода. Однако имеются и другие виды куку шек, которые отличаются иным пением.

Собственно монгольское наименование кукушки прежде всего связано с термином «синий» (как), являющимся постоянным определением Неба (Көк Мөцк Тецгр). Цветоопределение кукушки «синяя» в славянской культуре ученые связывают с небесным цветом, а также с лечебными свойствами синего цвета, «время в этом цвете недооценивается» (цит. по: Никитина, 2002. С. 137). В ойратском языке
кукушка имеет схожее наименование с калмыцким. Синеватый отлив оперения птицы, по-видимому, повлиял на название ее «синей» - квкег (Тодаева, 2001. С. 205). Необходимо отметить, что, несмотря на особый образ поведения после кладки яиц, кукушка в традиционной культуре монгольских народов почиталась как безгрешная птица: «квкег шовууд болвал кенде чыге кедег киленце уга - что касается
кукушки, у нее нет ни перед кем греха» (Тодаева, 2001. С. 205).

В одной из монгольских легенд повествуется, что в давние времена набольших деревьях жили огромные кукушки, пение которых даровало бессмертие человеку, услышавшему его. Кроме свойства даровать бессмертие кукушка также наделяется в монгольской культуре другими характеристиками: семантическая близость с синим цветом (в культуре монголов связанным с небом и цветовым определением монголов в геосимволике); красивый голос; возможность взаимопревращения человек/кукушка (что отражено
в легенде о юноше по имени Кукушка Намджил; о девушке, превратившейся в кукушку, что привело к превращению стада в «первобытное» состояние одичания), с обладанием таким человеком особых, чудесных, свойств; связь с приходом весны, приливом воды; непорочность кукушки.

Однокоренным словом к кёк являются слова, сохранившиеся в монгольских и тюркских языках (кэкел, кээкул и т.д.), означающие «пучок волос, обычно на макушке»: «Смысл обычая оставлять прядь волос на темени не совсем ясен .. .у большинства тюрко-монголов какул оставлялся всю жизнь (ср. кирг. сакалдуукакулду-люди пожилого возраста)» (Ахметьянов, 1981 .С.84). Р.Г. Ахметьянов, ссылаясь на свидетельство Рашид-ад-дина о том, что монголы после взятия Самарканда приказали тюркам «собрать и закрутить какулы», делает вывод: «Какул был признаком свободного человека, а завязанный какул обозначил пленного, раба». На наш взгляд, значение пучка волос, растущего на макушке, связано с представлениями о воззрениях монгольских народов с небом и птицами как жителями верхнего мира, и в этом смысле завязывание какула есть прекращение связи, символизирующее прекращение потомства.
.
К.М. Герасимова, отмечая, что в районах Бурятии встречались деревянные изображения кукушек на столбе или шесте в местах захоронений шаманов, а в обо' типа шалаша могли размещаться деревянные фигурки птиц, в том числе кукушек, отмечает, что материалы обских угров дают легальный и богатый сравнительный материал о сакрализации птиц. Одна из душ человека - «реинкарнирующаяся душа, которая ассоциируется с дыханием, обитает в голове и волосах и представляется в облике птицы: «птичка-душа», «сокол-душа», «ку кушка
с маковки головы». Эта душа защищает человека - своего хозяина» (Герасимова, 1989. С. 214). Как видно, тюрко-монгольский какул/квкл семантически сопоставим с представлениями обских угров о волосах и птице. У калмыков также к волосам относились бережно, мужчины стригли только в особые дни и с соблюдением церемоний, а замужние женщины не стригли волосы никогда, стрижка волос невестой предвещала несчастье жениху; волосы представлялись элементом, через который можно воздействовать на их хозяина. Соответствие месяца кукушки в калмыцкой культуре не маю (как у бурят), несмотря на ассоциацию ее с началом весеннего цветения и приливом воды, а декабрю, возможно, объясняется этимологией термина көкг, восходящего к понятиям «синее» (небо), преклонный возраст, предки, а также представлением о божестве-прапредке, наделяющем жизнью.

В калмыцком календаре, зафиксированном Н.Витсеном, месяцем кукушки называется зимний месяц, в котором наступает солнцестояние. Переломность последнего момента сродни разрыву в течении времени, когда наступает перелом от уменьшения дня к его увеличению, благодаря силе солнца. В момент зимнего солнцестояния мир переживает разрыв обыденного течения, происходит смена времен, наделение людей витальностью на следующий год.

Межсезонное значение имеет образ кукушки как перелетной птицы, что находит параллель в культурах других народов. К примеру, у обских угров: «В целом вся птичья тема совпадает с верхней сферой календаря от январского «перелома» до августовского, открываясь «орлом» (самой верхней из птиц) и заканчиваясь «гагарой» (нижней в ряду птиц) (Головнев, 1995. С. 375). Тема перелетных птиц исследователем отнесена к разряду «двуликих» (прилет-улет), значение которой «дополняется ритуальной символикой, связанной с окончательным захоронением и поминовением усопших» (Головнев, 1995. С. 327).

В течение зимнего периода кукушка отсутствует, что символизирует ее пребывание в другом мире. В связи с обозначением калмыками периода, соответствующего декабрю, месяцем кукушки, выскажем предположение о том, что монгольское выражение «хөхөө өвөл - самый холодный период зимы», возможно, все же могло быть связано с термином «хөхөө» - кукушка.
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения