ВЕСЕННИЙ ОБРЯД ШАЧЫГ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и легенды шорцев
Страница 1 из 1
ВЕСЕННИЙ ОБРЯД ШАЧЫГ
ВЕСЕННИЙ ОБРЯД ШАЧЫГ
1.
Шачыг совершали мой дед и мой отец. Я тоже могу. Это умение передается из поколения в поколение по роду.
Мой отец кропить выходил весной, обязательно перед ледоходом, когда Мрассу покроется синим льдом и в ней поднимется вода, когда вот-вот вскроется река, на проталинах появится зеленая трава и придет время выгонять скот на летние пастбища. В это время года он выбирал день шачыга. По каким признакам, я не знаю.
Утром он вставал, выходил на улицу, встречался с кем-нибудь и говорил ему: «Пришло время шачыга, собирайтесь на берегу реки».
Люди передавали это друг другу и приходили на берег реки. Каждый приносил какой-нибудь напиток - или абыртку (напиток из талкана), или сыру (брагу), или араку (водку) в туесках. Туески ставили полукругом.
Первым на берег реки приходил мой отец с туеском абыртки, деревянной чашей и деревянной ложкой. В чашу наливал абыртку, брал ее правой рукой, левой рукой - ложку. Собравшиеся люди становились кругом. Отец ходил по кругу, называя
горы по именам. Начинал с Авыгана. Он говорил:
Авыган, Авыган,
Имя твое - Авыган!
Шог, шог, шог!
Концы веток распахнулись.
Концы вербы раскрылись.
Резким движением левой руки он опрокидывал
ложку от себя. Так повторял три раза.
Потом он называл гору Кыйрас.
Кыйрас, Кыйрас,
Имя твое - Кыйрас!
Шог, шог, шог!
Концы веток распахнулись.
Концы вербы раскрылись.
Также три раза кропил землю абырткой. Третьей
отец называл гору Огудум.
Имеющий четыре угла
Огудум, Огудум,
Имя твое - Огудум!
Концы веток распахнулись.
Концы вербы раскрылись.
С белыми россыпями камней Огудум.
Четвертой отец называл Каратаг.
Каратаг, Каратаг,
Имя твое - Каратаг!
Шог, шог, шог!
С черным лесом Каратаг,
Имеющий зверей и птиц Каратаг.
Концы веток распахнулись,
Концы вербы раскрылись.
После этого отец называл имена ближних гор.
С тремя вершинами
Мозу к тегей!
Шог, шог, шог!
Он обращался к рекам:
Большая ты река,
Мрассу!
Шог, шог, шог!
Потом он говорил:
Эне-таг,
Эне-таг,
Эне-таг!
Шог, шог, шог!
Дальше отец обращался ко всем горам и рекам,
не называя их имен.
Большим рекам -
Большой шог!
Малым рекам —
Малый шог!
Этим завершалось кропление гор и рек, но не шачыг. Шачыг продолжался. Все, что оставалось от кропления, - абыртка, сыра, арака - раздавалось присутствующим. Раньше отец заполнял тем или иным напитком деревянную чашу, по очереди подносил каждому. Очередной брал чашу, выпивал глоток, возвращал чашу отцу, отец брал ее, подносил другому. Так он обходил всех. Повторял это до тех пор, пока не будет выпито все, что было принесено. Позже каждый приносил с собой свою кружку, подставлял, а отец наливал в нее напиток. Каждый,
выпивая абыртку или сыру, говорил: «Пью то, что осталось от шачыга». Многие к этому добавляли:
«Горы и реки пусть по-хорошему отнесутся к нам!»
Обряд шачыг выполняли для того, чтобы скот, перезимовавший в скотных дворах, набрал силу на летних пастбищах, со всем приплодом благополучно провел лето на воле. Чтобы животные не потерялись в горах, не утонули в водах рек. Хозяева гор и рек оберегали скот от разных нечистых, злых сил.
Так я слышала.
2.
Весной, после посева, население трех поселков собирается в одном месте, на горе, и совершает обряд шачыг во главе с шаманом. Приносят большой туес, ставят. Все пришедшие приносят в своих туесках абыртку и все сливают в один туес. Из этого туеса шаман ложкой разбрызгивает питье и обращается к горам:
Пусть уродится хороший урожай.
Пусть звери не терзают скот.
Пусть посевы градом не побьет.
После этого каждому из общей кружки разлива
ют жидкость по туесочкам и все пьют.
1.
Шачыг совершали мой дед и мой отец. Я тоже могу. Это умение передается из поколения в поколение по роду.
Мой отец кропить выходил весной, обязательно перед ледоходом, когда Мрассу покроется синим льдом и в ней поднимется вода, когда вот-вот вскроется река, на проталинах появится зеленая трава и придет время выгонять скот на летние пастбища. В это время года он выбирал день шачыга. По каким признакам, я не знаю.
Утром он вставал, выходил на улицу, встречался с кем-нибудь и говорил ему: «Пришло время шачыга, собирайтесь на берегу реки».
Люди передавали это друг другу и приходили на берег реки. Каждый приносил какой-нибудь напиток - или абыртку (напиток из талкана), или сыру (брагу), или араку (водку) в туесках. Туески ставили полукругом.
Первым на берег реки приходил мой отец с туеском абыртки, деревянной чашей и деревянной ложкой. В чашу наливал абыртку, брал ее правой рукой, левой рукой - ложку. Собравшиеся люди становились кругом. Отец ходил по кругу, называя
горы по именам. Начинал с Авыгана. Он говорил:
Авыган, Авыган,
Имя твое - Авыган!
Шог, шог, шог!
Концы веток распахнулись.
Концы вербы раскрылись.
Резким движением левой руки он опрокидывал
ложку от себя. Так повторял три раза.
Потом он называл гору Кыйрас.
Кыйрас, Кыйрас,
Имя твое - Кыйрас!
Шог, шог, шог!
Концы веток распахнулись.
Концы вербы раскрылись.
Также три раза кропил землю абырткой. Третьей
отец называл гору Огудум.
Имеющий четыре угла
Огудум, Огудум,
Имя твое - Огудум!
Концы веток распахнулись.
Концы вербы раскрылись.
С белыми россыпями камней Огудум.
Четвертой отец называл Каратаг.
Каратаг, Каратаг,
Имя твое - Каратаг!
Шог, шог, шог!
С черным лесом Каратаг,
Имеющий зверей и птиц Каратаг.
Концы веток распахнулись,
Концы вербы раскрылись.
После этого отец называл имена ближних гор.
С тремя вершинами
Мозу к тегей!
Шог, шог, шог!
Он обращался к рекам:
Большая ты река,
Мрассу!
Шог, шог, шог!
Потом он говорил:
Эне-таг,
Эне-таг,
Эне-таг!
Шог, шог, шог!
Дальше отец обращался ко всем горам и рекам,
не называя их имен.
Большим рекам -
Большой шог!
Малым рекам —
Малый шог!
Этим завершалось кропление гор и рек, но не шачыг. Шачыг продолжался. Все, что оставалось от кропления, - абыртка, сыра, арака - раздавалось присутствующим. Раньше отец заполнял тем или иным напитком деревянную чашу, по очереди подносил каждому. Очередной брал чашу, выпивал глоток, возвращал чашу отцу, отец брал ее, подносил другому. Так он обходил всех. Повторял это до тех пор, пока не будет выпито все, что было принесено. Позже каждый приносил с собой свою кружку, подставлял, а отец наливал в нее напиток. Каждый,
выпивая абыртку или сыру, говорил: «Пью то, что осталось от шачыга». Многие к этому добавляли:
«Горы и реки пусть по-хорошему отнесутся к нам!»
Обряд шачыг выполняли для того, чтобы скот, перезимовавший в скотных дворах, набрал силу на летних пастбищах, со всем приплодом благополучно провел лето на воле. Чтобы животные не потерялись в горах, не утонули в водах рек. Хозяева гор и рек оберегали скот от разных нечистых, злых сил.
Так я слышала.
2.
Весной, после посева, население трех поселков собирается в одном месте, на горе, и совершает обряд шачыг во главе с шаманом. Приносят большой туес, ставят. Все пришедшие приносят в своих туесках абыртку и все сливают в один туес. Из этого туеса шаман ложкой разбрызгивает питье и обращается к горам:
Пусть уродится хороший урожай.
Пусть звери не терзают скот.
Пусть посевы градом не побьет.
После этого каждому из общей кружки разлива
ют жидкость по туесочкам и все пьют.
Хан Калмык- Сообщения : 899
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» КЛЯТВЕННЫЙ ОБРЯД УЛЛЯ
» ОБРЯД ДЛЯ БОГА МОРЯ НЬЕРДА
» ОБРЯД ИСПРОШЕНИЯ РЕБЕНКА У ЯКУТОВ
» Обряд «проводов богини Айыысыт»
» Обряд и фольклор в сибирском шаманизме.
» ОБРЯД ДЛЯ БОГА МОРЯ НЬЕРДА
» ОБРЯД ИСПРОШЕНИЯ РЕБЕНКА У ЯКУТОВ
» Обряд «проводов богини Айыысыт»
» Обряд и фольклор в сибирском шаманизме.
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и легенды шорцев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения