Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ИДОЛ РОДА ТУРГАГИНЫХ КОНДО-КОЙКА

Перейти вниз

ИДОЛ РОДА ТУРГАГИНЫХ КОНДО-КОЙКА Empty ИДОЛ РОДА ТУРГАГИНЫХ КОНДО-КОЙКА

Сообщение автор Wizard Чт Фев 03, 2022 6:48 pm

ИДОЛ РОДА ТУРГАГИНЫХ КОНДО-КОЙКА

(Нганасаны)

60 лет назад, в 1962 году, нганасанский шаман Сеймы Турдагин передал принадлежавшего ему идола Кондо-Койко этнографу Юрию Симченко. Только нганасанским богам известно, зачем шаман отдал пришлому человеку деревянного божка. Но с тех пор Кондо-Койко побывал так далеко от родины, что не всякий абориген того времени и знал, где это находится.

Русский этнограф подарил Кондо-Койко своим коллегам в Финляндии, после чего путь идола пролег на другой континент – в США. И только в 2005 году на Международном семинаре «Шаманское целительство и психотерапия» в Санкт-Петербурге представитель Фонда шаманских исследований Билл Брант вернул идола представительнице рода Турдагиных, которая передала Кондо-Койко в Таймырский краеведческий музей на вечное хранение.

Кондо-Койко нашел покой
Сколько лет на самом деле идолу Кондо-Койко, не знает никто. Как он попал к шаману Сеймы Турдагину – тоже неизвестно, скорее всего от предков. Правда или нет, но таймырцы верят, что идола Кондо-Койко иностранцы вернули не от хорошей жизни – говорят, шаманский божок оказался весьма неспокойным путешественником и обитателем чужих домов. Иначе не вернули бы такой уникальный экспонат знатоки мирового шаманизма туда, где ему положено быть, откуда он родом. Да и сотрудники таймырского музея относятся к своему новому старому знакомому с почтением и даже благоговением.

В октябре 2009 года первую выставку в новом музее открывал в этнографической коллекции и Кондо-Койко. По соседству с обрядовым костюмом последнего нганасанского шамана Тубяку Костеркина идол заставлял знатоков смотреть на себя затаив дыхание. Чтобы не беспокоить и без того нагулявшегося по свету Кондо-Койко, сотрудники музея еще до окончания выставки убрали его с глаз долой – в теплое хранилище, заботливо завернув в пеленку. Говорят, он успокоился, тихо возлегая в собственном ящике. Рискую открыть страшную тайну: хранители музея, свято преданные своему делу, время от времени на всякий случай умиротворяют Кондо-Койко традиционным атрибутом шаманского камлания – окропляют его водкой. Идол «не шалит».

-----
Идол представляет антропоморфную фигуру (длиной 53 см), состоящую из маски, соединенной с развилкой из дерева, изображающей тело человека. У идола выражены мужские половые признаки, хотя Наталья Хундуптеевна считает его женщиной. Важнейшим атрибутом куойка является изображение сердца из магнитного железа. В Таймырском краеведческом музее хранится комплект одежды для идола, состоящий из парки, накидки (пеленки), нагрудника и обуви. Как считает автор монографии «Шаманский феномен Таймыра» Л.А. Чурилова, этот комплект принадлежал именно «Кондо-койка». Сегодня эти экспонаты хранятся отдельно друг от друга.

Наталья Хундуптеевна бывая в Дудинке, заходит в музей, чтобы пообщаться с семейным идолом, к которому она обращается «А’бба». В начале апреля Наталья Хундуптеевна с братом, пятью детьми (трое учатся в Дудинке, двое приехали с ней) и двумя внучками посетила музей и попросила у сотрудников разрешения «покормить» идола.

Убедившись, что в музее куойка находится в достойных для него условиях (идол хранится в индивидуальном ящике) Наталья Хундуптеевна собственноручно, очень бережно отнесла экспонат в помещение, где приводился обряд. Положив его на стол, где уже стояла емкость с водкой и тарелка с щепой, Наталья аккуратно развернула пеленку-платок. При этом очень тихо что-то говорила на нганасанском языке, обращаясь к идолу. Позже она сказала, что здоровалась с ним, извинялась за долгое отсутствие и просила благополучия для своей семьи. Во время обряда койка окуривали дымом от подожженной щепы и мазали рот и лицо идола водкой (кормили). Наталья Хундуптеевна сетовала, что нет с собой рыбьего или оленьего жира, которым предполагалось «кормить» идола. Она рассказала, как несколько лет назад была в Дудинке и не успела зайти в музей, после этого в семье умерли два человека. Наталья считает, что это «Кондо-койка» рассердилась. На вопрос сотрудников, говорит ли ей что-нибудь куойка, Наталья Хундуптеевна ответила, что не слышит, но каким-то образом чувствует, что хочет идол.

ИДОЛ РОДА ТУРГАГИНЫХ КОНДО-КОЙКА TxBXgCxEdGQ

ИДОЛ РОДА ТУРГАГИНЫХ КОНДО-КОЙКА 3nPVtdPN4Oc
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения