Задч - вызыватели дождя калмыков
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования калмыков
Страница 1 из 1
Задч - вызыватели дождя калмыков
Статус задч был высок, они были окружены почетом, в то время как шаманы подвергались гонениям. О магической силе задч слагались легенды, после смерти их подвергали кремации, как высшихиерархов буддийской церкви. Известны сведения об ойратских задч:
в "Сокровенном сказании" говорится о Худуха-бекм, "владевшем магией зад", в "Биографии Зая-пандиты" упоминается сторонник Цэцэн хана, вызвавший снежную бурю. Свойства задч приписывались Гэсэру, Чингисхану, Амурсане; память о задч сохранилась в преданиях об известных монахах- гелюнга*. владевших такими способностями: Джиджетн-ламе, побывавшем в 1756 г. в Тибете, Бааза- багши Менкеджуеве, авторе книги "Хождение в Тибетскую страну". Даже в 1930-е гг. в Ики-хуруле почитали как задч монаха Арин Джамб, а среди синьцзянских калмыков задч были востребованы и во второй половине XX в.
В обязанности задч входило как вызывание дождя, так и его прекращение в необходимых случаях. Основными способами являлись два: 1) поднявшись на возвышенное место, произнести магические заклинания и потереть камнем об одежду (или опустить камень в воду, поднять к солнцу на палке, поднести к огню), 2) для задч, "способных управлять змеями", - взяв змею за хвост, опустить ее голову в воду, произнося заклинания. Для обратного воздействия на погоду задч подкидывали вверх кизяк (aphcn) и произносили заклинания, после чего туча должна была раздвоиться и пройти мимо. Действия задч не требовали обращения к духам, вхождения в особое состояние, они не подвергались гонениям, как шаманы. Все это позволяет сделать вывод о том, что задч не относились к особой категории шаманов.
Главным атрибутом задч является камень "зад", обычно его находили в желудках животных. "Дождевые камни" в начале XX в. использовали в качестве амулетов рыбаки для обеспечения богатого улова. По современным полевым материалам, зад чолун - "остатки метеоритов" или "грома и молнии, попавших в землю", появившихся в виде железа на поверхности земли. Подобными "камнями" производят лечение и людей, и животных.
в "Сокровенном сказании" говорится о Худуха-бекм, "владевшем магией зад", в "Биографии Зая-пандиты" упоминается сторонник Цэцэн хана, вызвавший снежную бурю. Свойства задч приписывались Гэсэру, Чингисхану, Амурсане; память о задч сохранилась в преданиях об известных монахах- гелюнга*. владевших такими способностями: Джиджетн-ламе, побывавшем в 1756 г. в Тибете, Бааза- багши Менкеджуеве, авторе книги "Хождение в Тибетскую страну". Даже в 1930-е гг. в Ики-хуруле почитали как задч монаха Арин Джамб, а среди синьцзянских калмыков задч были востребованы и во второй половине XX в.
В обязанности задч входило как вызывание дождя, так и его прекращение в необходимых случаях. Основными способами являлись два: 1) поднявшись на возвышенное место, произнести магические заклинания и потереть камнем об одежду (или опустить камень в воду, поднять к солнцу на палке, поднести к огню), 2) для задч, "способных управлять змеями", - взяв змею за хвост, опустить ее голову в воду, произнося заклинания. Для обратного воздействия на погоду задч подкидывали вверх кизяк (aphcn) и произносили заклинания, после чего туча должна была раздвоиться и пройти мимо. Действия задч не требовали обращения к духам, вхождения в особое состояние, они не подвергались гонениям, как шаманы. Все это позволяет сделать вывод о том, что задч не относились к особой категории шаманов.
Главным атрибутом задч является камень "зад", обычно его находили в желудках животных. "Дождевые камни" в начале XX в. использовали в качестве амулетов рыбаки для обеспечения богатого улова. По современным полевым материалам, зад чолун - "остатки метеоритов" или "грома и молнии, попавших в землю", появившихся в виде железа на поверхности земли. Подобными "камнями" производят лечение и людей, и животных.
Хан Калмык- Сообщения : 899
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» ОБРЯД ВЫЗОВА ДОЖДЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ НА ПРИМЕРЕ ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКИ КУОРСУННААХ
» Понятие о сутках у калмыков
» Праздник Цаган Сар у калмыков
» Праздник Урюс-Сар у калмыков
» Жертвоприношения земле-воде у калмыков
» Понятие о сутках у калмыков
» Праздник Цаган Сар у калмыков
» Праздник Урюс-Сар у калмыков
» Жертвоприношения земле-воде у калмыков
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования калмыков
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения