Представления хантов об окружающем мире
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Представления хантов об окружающем мире
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ХАНТОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Остановимся вкратце на представлениях хантов об окружающем мире. По одним представлениям, когда-то везде было море, со дна которого гагара достала землю. В то же время васюганские ханты считали, что землю создал Торум,насыпав ее из горсти. После этого появился злой дух и стал «разбрасывать» по земле кочки, ямы и болота. Свой посох он воткнул глубоко в землю, а когда Торум заснул, он стал его таскать по земле, чтобы утопить в болоте. Так злой дух разнес землю в разные стороны. Торум, проснувшись, улетел на небо, а злой дух ушел под землю через отверстие от своего посоха, воткнутого в землю. Земля (мыг) имеет форму тарелки, с одной стороны ее солнце восходит, с другой заходит, скрываясь за возвышенностью. Земля, как и животные, имеет «жилы», это корни кедра. Солнце (сюнг) представляется в виде женщины. В период затмения оно поедает само себя в предчувствии «наступающей беды, чем предупреждает людей». Месяц (ики) когда-то имел две жены - солнце и злого духа, живущего под землей. Однажды жены повздорили и разорвали мужа на две части. Ту часть тела, где находится сердце, схватил месяц, а остальная досталась злому духу. Солярные культы были выражены довольно слабо. По мнению К. Ф. Каръялайнена, это объясняется отсутствием у хантов земледелия. Созвездие Большая Медведица называется Лось (Нёх). Когда-то Торум создал восьми ногого лося, и охотники не могли его догнать. Сын Торума догнал лося и отрубил ему четыре ноги, чтобы люди смогли его догнать. След сына Торума - это Млечный путь (Вю Тором-пахнюгу-нёрлам-лёк). По другим сведениям, Большая Медведица - это котел, оставленный ваховским богатырем во время погони за лосем.
Ханты считали, что все природные стихии насылает Торум, по желанию которого они и прекращаются. Молнию Торум посылает в то дерево, где прячется злой дух. Такое дерево считалось священным, его нельзя было использовать на топливо, так как в огне оно трещит, бросает искры, в результате чего может начаться пожар. Гром представлялся хантам в виде небольшой птицы, похожей на копалуху или рябчика. Иногда гром опускается на землю и его можно увидеть, но подходить близко нельзя - он громко кричит. Во время крика он открывает красный рот - это молния. Зимой у него замерзает горло и он перестает кричать. По другим сведениям, гром - это стрела Торума, а радуга - его лук.
Огонь вообще называется у хантов Анки-Пугос, каждый же единичный костер или разведенный огонь считался дочерью Анки-Пугос и назывался нэй. Огонь считался священным и требовал к себе бережного отношения. Дрова рассматривались как нища огня, их нужно было укладывать очень аккуратно. Угасание огня рассматривалось как его отдых. Огню делали жертвоприношения: клали в него кусочки нищи, красный нлаток. Считалось, что нлаток не горит в огне, а его надевает Анки-Пугос. Для огня шили красное платье и вешали его на чердак.
По одним нредставлениям, человек произошел от рыбы и когда-то был весь в чешуе, которая нозднее осталась в виде ногтей, но другим - был создан Торумом из его слюны, по третьим - был сотворен Кынь-лунгом но велению Торума. Менее раснространенным было представление о том, что люди - это дети солнца и луны. Животные, по воззрениям хантов, созданы Торумом. Вначале они были дикие, а затем для облегчения существования людей стали также и домашними. Собака когда-то была человеком. Однажды он был послан Торумом на землю для оживления другого человека, но вместо этого умертвил его окончательно, за что был сброшен с неба и нревращен в собаку. У ваховских хантов существовало нредставление о том, что животные произошли от дождевого червя. Зафиксированы также легенды о происхождении некоторых нтиц, животных и рыб...
Остановимся вкратце на представлениях хантов об окружающем мире. По одним представлениям, когда-то везде было море, со дна которого гагара достала землю. В то же время васюганские ханты считали, что землю создал Торум,насыпав ее из горсти. После этого появился злой дух и стал «разбрасывать» по земле кочки, ямы и болота. Свой посох он воткнул глубоко в землю, а когда Торум заснул, он стал его таскать по земле, чтобы утопить в болоте. Так злой дух разнес землю в разные стороны. Торум, проснувшись, улетел на небо, а злой дух ушел под землю через отверстие от своего посоха, воткнутого в землю. Земля (мыг) имеет форму тарелки, с одной стороны ее солнце восходит, с другой заходит, скрываясь за возвышенностью. Земля, как и животные, имеет «жилы», это корни кедра. Солнце (сюнг) представляется в виде женщины. В период затмения оно поедает само себя в предчувствии «наступающей беды, чем предупреждает людей». Месяц (ики) когда-то имел две жены - солнце и злого духа, живущего под землей. Однажды жены повздорили и разорвали мужа на две части. Ту часть тела, где находится сердце, схватил месяц, а остальная досталась злому духу. Солярные культы были выражены довольно слабо. По мнению К. Ф. Каръялайнена, это объясняется отсутствием у хантов земледелия. Созвездие Большая Медведица называется Лось (Нёх). Когда-то Торум создал восьми ногого лося, и охотники не могли его догнать. Сын Торума догнал лося и отрубил ему четыре ноги, чтобы люди смогли его догнать. След сына Торума - это Млечный путь (Вю Тором-пахнюгу-нёрлам-лёк). По другим сведениям, Большая Медведица - это котел, оставленный ваховским богатырем во время погони за лосем.
Ханты считали, что все природные стихии насылает Торум, по желанию которого они и прекращаются. Молнию Торум посылает в то дерево, где прячется злой дух. Такое дерево считалось священным, его нельзя было использовать на топливо, так как в огне оно трещит, бросает искры, в результате чего может начаться пожар. Гром представлялся хантам в виде небольшой птицы, похожей на копалуху или рябчика. Иногда гром опускается на землю и его можно увидеть, но подходить близко нельзя - он громко кричит. Во время крика он открывает красный рот - это молния. Зимой у него замерзает горло и он перестает кричать. По другим сведениям, гром - это стрела Торума, а радуга - его лук.
Огонь вообще называется у хантов Анки-Пугос, каждый же единичный костер или разведенный огонь считался дочерью Анки-Пугос и назывался нэй. Огонь считался священным и требовал к себе бережного отношения. Дрова рассматривались как нища огня, их нужно было укладывать очень аккуратно. Угасание огня рассматривалось как его отдых. Огню делали жертвоприношения: клали в него кусочки нищи, красный нлаток. Считалось, что нлаток не горит в огне, а его надевает Анки-Пугос. Для огня шили красное платье и вешали его на чердак.
По одним нредставлениям, человек произошел от рыбы и когда-то был весь в чешуе, которая нозднее осталась в виде ногтей, но другим - был создан Торумом из его слюны, по третьим - был сотворен Кынь-лунгом но велению Торума. Менее раснространенным было представление о том, что люди - это дети солнца и луны. Животные, по воззрениям хантов, созданы Торумом. Вначале они были дикие, а затем для облегчения существования людей стали также и домашними. Собака когда-то была человеком. Однажды он был послан Торумом на землю для оживления другого человека, но вместо этого умертвил его окончательно, за что был сброшен с неба и нревращен в собаку. У ваховских хантов существовало нредставление о том, что животные произошли от дождевого червя. Зафиксированы также легенды о происхождении некоторых нтиц, животных и рыб...
Похожие темы
» АЦТЕКСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ
» Представления о нижнем мире у эвенков
» Представления о нижнем мире и душе у нивхов
» Представления о душе и нижнем мире эскимосов
» А.В.Смоляк. Представления нанайцев и ульчей о мире.
» Представления о нижнем мире у эвенков
» Представления о нижнем мире и душе у нивхов
» Представления о душе и нижнем мире эскимосов
» А.В.Смоляк. Представления нанайцев и ульчей о мире.
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения