Погребальные обряды хантов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Погребальные обряды хантов
Погребальные обряды хантов
Ханты объясняли смерть уходом или похищением лиль из тела человека. По мнению К. Ф. Карьялайнена, васюганцы представляли себе смерть как вид обморока: в первый день после смерти умерший ничего не знает, через день он приходит в себя и узнает окружающих,
затем по знакам, нанесенным на одежду, узнает, что умер, и со слезами отправляется к месту умерших. Это пробуждение может наблюдать шаман. Исходя из представлений, что умерший все слышит и понимает, обычай запрещал произносить слово смерть, вместе него употреблялись подставные термины или целые выражения.
С точки зрения хантов, уход лиль из тела лишал человека только способности к движению и изменению. Человек же по-прежнему оставался жив, но переходил в другой мир. Первую почь в жилище покойного сказочник мантъё-ку рассказывал сказки, присутствующие пе спали. Затем покойнику делали дощатый гроб и укладывали его одетым в одежду, которые он носил при жизни. В прошлом труп заворачивали
в бересту с целью сохранения формы тела умершего. Покойник находился в жилище два-три дня. На третий день перед выносом покойного устраивался своеобразный обряд. Кто-либо из присутствующих мужчин несколько раз поднимал на веревке один конец гроба и в это время спрашивал покойного, на кого тот сердится. Если гроб поднимался легко, это означало, что на упомянутого человека умерший не сердится. На Вахе имеется и другое объяснение этому обряду: если гроб поднимался легко, то лиль покинула находившегося в гробу, если тяжело - еще нет. Затем гроб с телом покойного ставили зимой на нарту (ручную или оленную), а летом в лодку и увозили на кладбище. Кладбище располагалось обычно неподалеку от реки, на возвышенном незатопляемом берегу. Привезя покойника, выкапывали могилу. В гроб с покойником клали кое-какую посуду, пищу. Выкопав могилу, устраивали прощальную трапезу, при этом пищу ставили и покойному.
Затем гроб забивали, накрывали тиской бересты, опускали в могилу и закидывали землей. В головах ставили палку или крест. Тело покойника лежало головой на восток. На могиле также оставляли пищу, посуду, нарты, лодку, детям - игрушки.
Обычно над могилой устраивали сооружение в виде домика. Покидая кладбище, каждый должен был оставить позади себя прут, положенный поперек дороги, чтобы преградить путь душе покойного, которая еще могла вернуться в поселение. Поминки устраивали несколько раз в году в течение двух трех лет. Это делалось для того, чтобы лиль умершего не вернулась и не увлекла за собой душу кого-либо из живых.
Так же цель поминок объясняет М. Б. Шатилов (1931: 119). Несколько иное объяснение этому обычаю дает К. Ф. Карьялайнен, по мнению которого он основан на представлении о том, что в начале своей потусторонней жизни умерший еще не вполне освоился с ней и поэтому некоторое время нуждается в помощи своих родственников.
Ханты объясняли смерть уходом или похищением лиль из тела человека. По мнению К. Ф. Карьялайнена, васюганцы представляли себе смерть как вид обморока: в первый день после смерти умерший ничего не знает, через день он приходит в себя и узнает окружающих,
затем по знакам, нанесенным на одежду, узнает, что умер, и со слезами отправляется к месту умерших. Это пробуждение может наблюдать шаман. Исходя из представлений, что умерший все слышит и понимает, обычай запрещал произносить слово смерть, вместе него употреблялись подставные термины или целые выражения.
С точки зрения хантов, уход лиль из тела лишал человека только способности к движению и изменению. Человек же по-прежнему оставался жив, но переходил в другой мир. Первую почь в жилище покойного сказочник мантъё-ку рассказывал сказки, присутствующие пе спали. Затем покойнику делали дощатый гроб и укладывали его одетым в одежду, которые он носил при жизни. В прошлом труп заворачивали
в бересту с целью сохранения формы тела умершего. Покойник находился в жилище два-три дня. На третий день перед выносом покойного устраивался своеобразный обряд. Кто-либо из присутствующих мужчин несколько раз поднимал на веревке один конец гроба и в это время спрашивал покойного, на кого тот сердится. Если гроб поднимался легко, это означало, что на упомянутого человека умерший не сердится. На Вахе имеется и другое объяснение этому обряду: если гроб поднимался легко, то лиль покинула находившегося в гробу, если тяжело - еще нет. Затем гроб с телом покойного ставили зимой на нарту (ручную или оленную), а летом в лодку и увозили на кладбище. Кладбище располагалось обычно неподалеку от реки, на возвышенном незатопляемом берегу. Привезя покойника, выкапывали могилу. В гроб с покойником клали кое-какую посуду, пищу. Выкопав могилу, устраивали прощальную трапезу, при этом пищу ставили и покойному.
Затем гроб забивали, накрывали тиской бересты, опускали в могилу и закидывали землей. В головах ставили палку или крест. Тело покойника лежало головой на восток. На могиле также оставляли пищу, посуду, нарты, лодку, детям - игрушки.
Обычно над могилой устраивали сооружение в виде домика. Покидая кладбище, каждый должен был оставить позади себя прут, положенный поперек дороги, чтобы преградить путь душе покойного, которая еще могла вернуться в поселение. Поминки устраивали несколько раз в году в течение двух трех лет. Это делалось для того, чтобы лиль умершего не вернулась и не увлекла за собой душу кого-либо из живых.
Так же цель поминок объясняет М. Б. Шатилов (1931: 119). Несколько иное объяснение этому обычаю дает К. Ф. Карьялайнен, по мнению которого он основан на представлении о том, что в начале своей потусторонней жизни умерший еще не вполне освоился с ней и поэтому некоторое время нуждается в помощи своих родственников.
Похожие темы
» ОХОТНИЧЬИ ОБРЯДЫ ХАНТОВ
» Шаманская избушка хантов
» Водяные духи хантов
» ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ ПРИ РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ У ХАКАСОВ
» Домусульманские верования и обряды в Средней Азии.
» Шаманская избушка хантов
» Водяные духи хантов
» ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ ПРИ РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ У ХАКАСОВ
» Домусульманские верования и обряды в Средней Азии.
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения