Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Похороны шамана в тувинской традиции

Участников: 2

Перейти вниз

шамана - Похороны шамана в тувинской традиции Empty Похороны шамана в тувинской традиции

Сообщение автор Wizard Вс Авг 22, 2021 6:02 pm

От чего бы шаман ни умер - от болезни, от старости или от "съедения* более сильным против­ником, ход похорон был в принципе одинаков и состоял из нескольких этапов.

Орун бузары - разборка кровати. После смерти шамана кровать, на которой он скончался, разбирали и на месте, где она стояла, стелили войлок, где те­ло покойного должно было лежать до выноса. У головы умершего зажигали свечу, а перед ним опускался войлочный занавес.

Хам хоору - вызов шамана. При­глашали другого шамана, чтобы тот указал, в каком направлении ушла куудел - "душа" покойного. Вы­званный шаман становился возле юрты, держа в ру­ках лоскут ткани, которым он "очищал" юрту "от злых духов". При этом шаман как бы разговаривал с покойным. Зажигалась курильница(сан ). "Ладно. Хорошо, идите туда!" - говорил шаман, словно раз­говаривая с духом покойного. И, обращаясь к род­ственникам умершего, спрашивал: "Есть ли ваши кровные близкие в том месте, куда улетела душа этого покойного?"

Салыр черин шилип аары - выбор места захоронения. Останки шамана строго запрещалось хоро­нить в горах. Лучшим местом для погребения счита­лись лощина или степная поляна. В.Ш. Среди бурят бытует поверье о том, что шаманы - люди "чистых белых костей" и потому их нельзя хоронить на об­щем кладбище. Шаманская могила считалась непри­косновенной. Там нельзя было шуметь, пить араку и т.д.

Чыдар черин садып аары - покупка участка.
Место захоронения шамана указывал приглашенный лама (шаман). Здесь забивали в землю кол или, если дело было зимой, втыкали в снег палку. Ар­каном длиною в девять кулаш (12-14 м), закре­пив один конец его вокруг кола, помощники ламы очерчивали круг по ходу солнца. В этом круге ли­цом к небу ложился лама и определял расположение рек и гор на всех четырех сторонах. За выбор мес­та для воздушного погребения шамана состоятельная семья приносила в вознаграждение ламе коня с сед­лом, две черные бараньи кожи, 10-20 голов скота и несколько одежд лучшего качества.

Ундурер хуну - день выноса. После чтения свя­щенной книги "Лога" лама устанавливал дату выно­са тела покойного (через одни - трое суток) и при­мерный час. Указания ламы должны были исполнять­ся в точности.

Ундурери - вынос тела. Чтобы вынести тело по­койного, приподнимали хана - стену юрты - и через это отверстие выносили его не  головой или ногами вперед, а боком. Перед выносом бубна вырезали в его обтяжке отверстие. Духи-помощники шамана так­ же не должны были оставаться в его юрте. Чтобы увести их из жилища, похоронная процессия сопровож­далась редкими ударами колотушки в бубен в такт
шествию. В похоронах шамана участвовало нечетное количество людей - чем сильнее шаман, тем больше провожатых. Как правило, не допускались к участию в похоронах женщины и дети.

Чедирери - доставка тела на место погребения. Тело покойного шамана от аала до места захороне­ния доставлялось на шырга (волокуше), запряженной волом или вьюком, перекинутым через вьючное седло ынгыржак. Спинку (валик) седла снимали так, чтобы получилась выемка. С боков к нему прикрепляли еще два седла и скрепляли их между собой арка­ном. Таким образом, получался своеобразный ящик, в котором и везли тело покойного поперек седла: головой на правую и ногами на левую сторону. Один человек вел коня за повод, другой поддерживал тело за кончики ног.

Сери (настил) - это сооружение для воздушно­го погребения шамана. При его сооружении вкапы­вали четыре столба с развилками на концах, кото­рые служили опорой для рамы из двух длинных и двух коротких жердей. Перекрытие настила делали из прочных жердей, специально вырубленных по дли­не сооружения; сверху клали белый войлок. Летом делали чайгы сери - летний настил: тело покойного шамана, завернутое в белый материал, клали на вой­лок, покрывающий настил. Здесь же веша­ли все шаманские принадлежности. Но в местности Хондергей Дзун-Хемчикского района летом шаманов хоронили на настиле или без погребального сооружения, открыто, на земле.

Кышки сери - зимний настил. Зимой на снегу строили невысокий сруб, иногда в один венец, и нас­тил устраивали внутри сруба. На него стелили бе­лый войлок и клали тело покойного. Рядом с зимним настилом устанавливали чагы - столб для развешива­ния шаманских принадлежностей. Его не вкапывали в землю, а прибивали деревянными гвоздями к крес­товине (даван-даяк). На этот столб вешали бубен,
колотушку, шапку, ээреней и ритуальный костюм ша­мана. Повседневная одежда шамана оставалась в юр­те, часть ее переходила близким родственникам, а самую лучшую получал в дар приглашенный для учас­тия в похоронах шамана "лама".

Салыры - захоронение. По пути к месту захоронения кто-либо из участников похоронной процессии находил природою отшлифованный плоский камень, который клали под голову умершего. Тело укладыва­ли на правый бок головой на запад. Правая щека покойного должна была лежать на ладони правой ру­ки так, чтобы ладонь и пальцы закрывали ухо, по­ловину рта и правый глаз. Левая ладонь должна бы­ла лежать на левой ягодице. Ноги должны были быть полусогнуты. Закрытые глаза покойного завязывали белой ленточкой, так как считалось, что все девять отверстий на теле человека после его смерти должны быть закрыты. Уложив тело, всадники объезжали место захоронения по солнцу за границей очерченно­го круга и возвращались в аал.

Ученые полагают, что погребения шама­нов в скорченном положении, головой на запад и с каменной подушкой под головой, вероятно, сохра­няют древнюю традицию, восходящую к скифскому времени.

(Цит. по М. Кенин-Лопсану "Обрядовая практика тувинского шаманства")


Последний раз редактировалось: Дым (Пн Авг 23, 2021 1:05 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Медуза поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

шамана - Похороны шамана в тувинской традиции Empty Re: Похороны шамана в тувинской традиции

Сообщение автор Хан Калмык Вс Авг 22, 2021 6:55 pm

Сложная последователность действий...
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения