Похороны шамана в тувинской традиции
Участников: 2
Страница 1 из 1
Похороны шамана в тувинской традиции
От чего бы шаман ни умер - от болезни, от старости или от "съедения* более сильным противником, ход похорон был в принципе одинаков и состоял из нескольких этапов.
Орун бузары - разборка кровати. После смерти шамана кровать, на которой он скончался, разбирали и на месте, где она стояла, стелили войлок, где тело покойного должно было лежать до выноса. У головы умершего зажигали свечу, а перед ним опускался войлочный занавес.
Хам хоору - вызов шамана. Приглашали другого шамана, чтобы тот указал, в каком направлении ушла куудел - "душа" покойного. Вызванный шаман становился возле юрты, держа в руках лоскут ткани, которым он "очищал" юрту "от злых духов". При этом шаман как бы разговаривал с покойным. Зажигалась курильница(сан ). "Ладно. Хорошо, идите туда!" - говорил шаман, словно разговаривая с духом покойного. И, обращаясь к родственникам умершего, спрашивал: "Есть ли ваши кровные близкие в том месте, куда улетела душа этого покойного?"
Салыр черин шилип аары - выбор места захоронения. Останки шамана строго запрещалось хоронить в горах. Лучшим местом для погребения считались лощина или степная поляна. В.Ш. Среди бурят бытует поверье о том, что шаманы - люди "чистых белых костей" и потому их нельзя хоронить на общем кладбище. Шаманская могила считалась неприкосновенной. Там нельзя было шуметь, пить араку и т.д.
Чыдар черин садып аары - покупка участка.
Место захоронения шамана указывал приглашенный лама (шаман). Здесь забивали в землю кол или, если дело было зимой, втыкали в снег палку. Арканом длиною в девять кулаш (12-14 м), закрепив один конец его вокруг кола, помощники ламы очерчивали круг по ходу солнца. В этом круге лицом к небу ложился лама и определял расположение рек и гор на всех четырех сторонах. За выбор места для воздушного погребения шамана состоятельная семья приносила в вознаграждение ламе коня с седлом, две черные бараньи кожи, 10-20 голов скота и несколько одежд лучшего качества.
Ундурер хуну - день выноса. После чтения священной книги "Лога" лама устанавливал дату выноса тела покойного (через одни - трое суток) и примерный час. Указания ламы должны были исполняться в точности.
Ундурери - вынос тела. Чтобы вынести тело покойного, приподнимали хана - стену юрты - и через это отверстие выносили его не головой или ногами вперед, а боком. Перед выносом бубна вырезали в его обтяжке отверстие. Духи-помощники шамана так же не должны были оставаться в его юрте. Чтобы увести их из жилища, похоронная процессия сопровождалась редкими ударами колотушки в бубен в такт
шествию. В похоронах шамана участвовало нечетное количество людей - чем сильнее шаман, тем больше провожатых. Как правило, не допускались к участию в похоронах женщины и дети.
Чедирери - доставка тела на место погребения. Тело покойного шамана от аала до места захоронения доставлялось на шырга (волокуше), запряженной волом или вьюком, перекинутым через вьючное седло ынгыржак. Спинку (валик) седла снимали так, чтобы получилась выемка. С боков к нему прикрепляли еще два седла и скрепляли их между собой арканом. Таким образом, получался своеобразный ящик, в котором и везли тело покойного поперек седла: головой на правую и ногами на левую сторону. Один человек вел коня за повод, другой поддерживал тело за кончики ног.
Сери (настил) - это сооружение для воздушного погребения шамана. При его сооружении вкапывали четыре столба с развилками на концах, которые служили опорой для рамы из двух длинных и двух коротких жердей. Перекрытие настила делали из прочных жердей, специально вырубленных по длине сооружения; сверху клали белый войлок. Летом делали чайгы сери - летний настил: тело покойного шамана, завернутое в белый материал, клали на войлок, покрывающий настил. Здесь же вешали все шаманские принадлежности. Но в местности Хондергей Дзун-Хемчикского района летом шаманов хоронили на настиле или без погребального сооружения, открыто, на земле.
Кышки сери - зимний настил. Зимой на снегу строили невысокий сруб, иногда в один венец, и настил устраивали внутри сруба. На него стелили белый войлок и клали тело покойного. Рядом с зимним настилом устанавливали чагы - столб для развешивания шаманских принадлежностей. Его не вкапывали в землю, а прибивали деревянными гвоздями к крестовине (даван-даяк). На этот столб вешали бубен,
колотушку, шапку, ээреней и ритуальный костюм шамана. Повседневная одежда шамана оставалась в юрте, часть ее переходила близким родственникам, а самую лучшую получал в дар приглашенный для участия в похоронах шамана "лама".
Салыры - захоронение. По пути к месту захоронения кто-либо из участников похоронной процессии находил природою отшлифованный плоский камень, который клали под голову умершего. Тело укладывали на правый бок головой на запад. Правая щека покойного должна была лежать на ладони правой руки так, чтобы ладонь и пальцы закрывали ухо, половину рта и правый глаз. Левая ладонь должна была лежать на левой ягодице. Ноги должны были быть полусогнуты. Закрытые глаза покойного завязывали белой ленточкой, так как считалось, что все девять отверстий на теле человека после его смерти должны быть закрыты. Уложив тело, всадники объезжали место захоронения по солнцу за границей очерченного круга и возвращались в аал.
Ученые полагают, что погребения шаманов в скорченном положении, головой на запад и с каменной подушкой под головой, вероятно, сохраняют древнюю традицию, восходящую к скифскому времени.
(Цит. по М. Кенин-Лопсану "Обрядовая практика тувинского шаманства")
Орун бузары - разборка кровати. После смерти шамана кровать, на которой он скончался, разбирали и на месте, где она стояла, стелили войлок, где тело покойного должно было лежать до выноса. У головы умершего зажигали свечу, а перед ним опускался войлочный занавес.
Хам хоору - вызов шамана. Приглашали другого шамана, чтобы тот указал, в каком направлении ушла куудел - "душа" покойного. Вызванный шаман становился возле юрты, держа в руках лоскут ткани, которым он "очищал" юрту "от злых духов". При этом шаман как бы разговаривал с покойным. Зажигалась курильница(сан ). "Ладно. Хорошо, идите туда!" - говорил шаман, словно разговаривая с духом покойного. И, обращаясь к родственникам умершего, спрашивал: "Есть ли ваши кровные близкие в том месте, куда улетела душа этого покойного?"
Салыр черин шилип аары - выбор места захоронения. Останки шамана строго запрещалось хоронить в горах. Лучшим местом для погребения считались лощина или степная поляна. В.Ш. Среди бурят бытует поверье о том, что шаманы - люди "чистых белых костей" и потому их нельзя хоронить на общем кладбище. Шаманская могила считалась неприкосновенной. Там нельзя было шуметь, пить араку и т.д.
Чыдар черин садып аары - покупка участка.
Место захоронения шамана указывал приглашенный лама (шаман). Здесь забивали в землю кол или, если дело было зимой, втыкали в снег палку. Арканом длиною в девять кулаш (12-14 м), закрепив один конец его вокруг кола, помощники ламы очерчивали круг по ходу солнца. В этом круге лицом к небу ложился лама и определял расположение рек и гор на всех четырех сторонах. За выбор места для воздушного погребения шамана состоятельная семья приносила в вознаграждение ламе коня с седлом, две черные бараньи кожи, 10-20 голов скота и несколько одежд лучшего качества.
Ундурер хуну - день выноса. После чтения священной книги "Лога" лама устанавливал дату выноса тела покойного (через одни - трое суток) и примерный час. Указания ламы должны были исполняться в точности.
Ундурери - вынос тела. Чтобы вынести тело покойного, приподнимали хана - стену юрты - и через это отверстие выносили его не головой или ногами вперед, а боком. Перед выносом бубна вырезали в его обтяжке отверстие. Духи-помощники шамана так же не должны были оставаться в его юрте. Чтобы увести их из жилища, похоронная процессия сопровождалась редкими ударами колотушки в бубен в такт
шествию. В похоронах шамана участвовало нечетное количество людей - чем сильнее шаман, тем больше провожатых. Как правило, не допускались к участию в похоронах женщины и дети.
Чедирери - доставка тела на место погребения. Тело покойного шамана от аала до места захоронения доставлялось на шырга (волокуше), запряженной волом или вьюком, перекинутым через вьючное седло ынгыржак. Спинку (валик) седла снимали так, чтобы получилась выемка. С боков к нему прикрепляли еще два седла и скрепляли их между собой арканом. Таким образом, получался своеобразный ящик, в котором и везли тело покойного поперек седла: головой на правую и ногами на левую сторону. Один человек вел коня за повод, другой поддерживал тело за кончики ног.
Сери (настил) - это сооружение для воздушного погребения шамана. При его сооружении вкапывали четыре столба с развилками на концах, которые служили опорой для рамы из двух длинных и двух коротких жердей. Перекрытие настила делали из прочных жердей, специально вырубленных по длине сооружения; сверху клали белый войлок. Летом делали чайгы сери - летний настил: тело покойного шамана, завернутое в белый материал, клали на войлок, покрывающий настил. Здесь же вешали все шаманские принадлежности. Но в местности Хондергей Дзун-Хемчикского района летом шаманов хоронили на настиле или без погребального сооружения, открыто, на земле.
Кышки сери - зимний настил. Зимой на снегу строили невысокий сруб, иногда в один венец, и настил устраивали внутри сруба. На него стелили белый войлок и клали тело покойного. Рядом с зимним настилом устанавливали чагы - столб для развешивания шаманских принадлежностей. Его не вкапывали в землю, а прибивали деревянными гвоздями к крестовине (даван-даяк). На этот столб вешали бубен,
колотушку, шапку, ээреней и ритуальный костюм шамана. Повседневная одежда шамана оставалась в юрте, часть ее переходила близким родственникам, а самую лучшую получал в дар приглашенный для участия в похоронах шамана "лама".
Салыры - захоронение. По пути к месту захоронения кто-либо из участников похоронной процессии находил природою отшлифованный плоский камень, который клали под голову умершего. Тело укладывали на правый бок головой на запад. Правая щека покойного должна была лежать на ладони правой руки так, чтобы ладонь и пальцы закрывали ухо, половину рта и правый глаз. Левая ладонь должна была лежать на левой ягодице. Ноги должны были быть полусогнуты. Закрытые глаза покойного завязывали белой ленточкой, так как считалось, что все девять отверстий на теле человека после его смерти должны быть закрыты. Уложив тело, всадники объезжали место захоронения по солнцу за границей очерченного круга и возвращались в аал.
Ученые полагают, что погребения шаманов в скорченном положении, головой на запад и с каменной подушкой под головой, вероятно, сохраняют древнюю традицию, восходящую к скифскому времени.
(Цит. по М. Кенин-Лопсану "Обрядовая практика тувинского шаманства")
Последний раз редактировалось: Дым (Пн Авг 23, 2021 1:05 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Медуза поставил(а) лайк
Re: Похороны шамана в тувинской традиции
Сложная последователность действий...
Хан Калмык- Сообщения : 899
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» БАЛЬДР /Д Линдоу/
» Демоны и духи в тувинской мифологии
» ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МАРИЙЦЕВ
» Числа В Северной Традиции
» Духи в северной традиции
» Демоны и духи в тувинской мифологии
» ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МАРИЙЦЕВ
» Числа В Северной Традиции
» Духи в северной традиции
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения