Представления о душе у коряков
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм и верования коряков
Страница 1 из 1
Представления о душе у коряков
Сведения о душе суммарны и отрывочны. Как сообщает В. Иохельсон, коряки полагали, что у человека имеется несколько
душ. Одна — главная, или основная, — называется уйычыт, или уйырыт; другие души — добавочные пли второстепенные. Опп имеют какую-то связь с понятиями в’йив’ый— «дыхание» и в’йилв’йил— «тень». К сожалению, исследователю не удалось выяснить соотношение
этих двух душ и их значение для человека.
Не лишена интереса терминология, связанная с понятием «жизненная сила», «душа». Слово уйчыт-уйырыт, записанное В. Иохельсопом, у более поздних исследователей не зафиксировано, по оно встречается в чукотском языке. В. Г. Богораз производит его от корня уеик — «тело». В том же значении известно оно и в корякском языке. Термин калалвын, переводимый Л. Н. Жуковой как «душа», имеет смысл «внутренности человека», «живот».
Таким образом семантика этих слов восходит к вполне конкретным объектам, а сама душа осознается в виде реальных предметов. В. Иохсльсон слыхал, что она напоминает небольшой огонь. На рисунке, выполненном корякским шаманом, души умерших людей изображены в виде маленьких человечков. Алюторцы считали, что душа имеет вид птички, которая помещается в верхней части груди.
Душа — жизненное начало. Она может покинуть человека временно, в период болезни, или навсегда, вследствие смерти. И только шаман силой своего магического могущества мог вернуть душу на место, иногда даже и после смерти человека, отняв ее у злых духов. Если же сил шамапа было недостаточно для возвращения души, то опа отправлялась к Верховному существу в верхний мир.
В мировоззрениях коряков яркой питью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.
По наиболее распространенным представлениям к рождению причастно Верховное существо. Опо занимается как бы регулированием рождаемости. В его жилище, расположенном в верхнем мире, висят на столбах и рейках души умерших людей. Их Верховное существо посылает на землю в чрево женщин для возрождения.
Считая, что в лице каждого новорожденного возвращается его умерший предок, коряки придают большое значение наречению имени ребенку. Наиболее распространенный способ получения имени — гадание. Для этого брали небольшой камень, зашивали его в кожу и привязывали к палке или подвешивали к треноге. Руководящий гаданием (отец ребенка или один из его близких) произносил имена умерших родственников и внимательно следил за положением камня. И когда тот качнется, считалось, что имя предка угадано верно. Он якобы вернулся в лице новорожденного.
В. Иохельсон описал и другой способ проведения обряда. При произнесении имен присутствующие наблюдали за поведением ребенка. Если тот плакал, то это означало, что новорожденный не являлся потомком умершего, чье имя было произнесено, и наоборот, если замолкал, то имя, считалось, выбрано правильно. Затем отец брал ребенка па руки и говорил: «Родственник пришел!».48 В дальнейшем, если ребенок болел и плохо развивался, гадание повторялось вновь. Считалось, что первоначальное имя было выбрано ошибочно. Вера в возрождение родственника была настолько сильна, что окружающие совершенно искренне находили полное физическое сходство между умершим предком и родившимся потомком. В одной сказке мать, обращаясь к дочери, называет ее ылла—«матерью», а отец — уаумат—«тещей». Они верили, что в лице дочери вернулась бабушка, т. е. мать родившей женщины.
Верховное существо не только посылало на землю людей, оно также определяло им продолжительность жизни. Для этого у каждой души, висевшей в жилище Верховного существа, имелся ремешок. Чем короче он, тем короче должна быть жизнь родившегося человека, и наоборот. Один из мифических героев корякского фольклора Облачный человек говорит Создателю земли: «Видишь, тех мальчиков? Это твои будущие дети. Родятся, однако, недолго жить будут. Посмотри: ремни у них короткие». И далее добавляет: «...девочку себе попроси. У нее вокруг шеи ремень длинный. Долго жить будет. Не проси мальчиков».
Таким образом, по воззрениям коряков, Верховное существо ведет как бы своеобразный учет людей. Оно посылает к ним нинвитов, чтобы сократить их численность или заменить стариков на молодых. В этих представлениях можно заметить известную непоследовательность: с одной стороны, казалось бы, продолжительность жизни уже заранее предопределена, с другой же — она зависела от действий злых духов, охранителей, шаманов и прочих существ. Кроме того, и сами коряки боролись за сохранение жизни, хотя и ложными методами, прибегая к «лечению» шаманов. Полагали, что они не только могли излечить больного, но даже воскресить и умершего.
Исследователи отмечают, что у коряков, как и у чукчей, отсутствует четкое представление об естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешении, о покойниках, действующих, как живые, и т. и. «Паренцы, — пишет К. Бауэрман, — верят, что смерть — временное явление и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пыненел-су)».
Об отношении к умершему, как к живому, который может вернуться, говорят многие элементы похоронного обряда. При подготовке трупа к сожжению родственники совещаются, какие вещи положить с ним на костер, сколько дать ему съестных припасов, во что одеть и т. д. «Это производит такое впечатление, — замечает Н. Беретти, — как будто они собирают все это не для трупа, а для живого человека, отправляющегося в дальнюю дорогу, приходилось слышать фразы, что такой-то предмет покойнику не понадобится».
душ. Одна — главная, или основная, — называется уйычыт, или уйырыт; другие души — добавочные пли второстепенные. Опп имеют какую-то связь с понятиями в’йив’ый— «дыхание» и в’йилв’йил— «тень». К сожалению, исследователю не удалось выяснить соотношение
этих двух душ и их значение для человека.
Не лишена интереса терминология, связанная с понятием «жизненная сила», «душа». Слово уйчыт-уйырыт, записанное В. Иохельсопом, у более поздних исследователей не зафиксировано, по оно встречается в чукотском языке. В. Г. Богораз производит его от корня уеик — «тело». В том же значении известно оно и в корякском языке. Термин калалвын, переводимый Л. Н. Жуковой как «душа», имеет смысл «внутренности человека», «живот».
Таким образом семантика этих слов восходит к вполне конкретным объектам, а сама душа осознается в виде реальных предметов. В. Иохсльсон слыхал, что она напоминает небольшой огонь. На рисунке, выполненном корякским шаманом, души умерших людей изображены в виде маленьких человечков. Алюторцы считали, что душа имеет вид птички, которая помещается в верхней части груди.
Душа — жизненное начало. Она может покинуть человека временно, в период болезни, или навсегда, вследствие смерти. И только шаман силой своего магического могущества мог вернуть душу на место, иногда даже и после смерти человека, отняв ее у злых духов. Если же сил шамапа было недостаточно для возвращения души, то опа отправлялась к Верховному существу в верхний мир.
В мировоззрениях коряков яркой питью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.
По наиболее распространенным представлениям к рождению причастно Верховное существо. Опо занимается как бы регулированием рождаемости. В его жилище, расположенном в верхнем мире, висят на столбах и рейках души умерших людей. Их Верховное существо посылает на землю в чрево женщин для возрождения.
Считая, что в лице каждого новорожденного возвращается его умерший предок, коряки придают большое значение наречению имени ребенку. Наиболее распространенный способ получения имени — гадание. Для этого брали небольшой камень, зашивали его в кожу и привязывали к палке или подвешивали к треноге. Руководящий гаданием (отец ребенка или один из его близких) произносил имена умерших родственников и внимательно следил за положением камня. И когда тот качнется, считалось, что имя предка угадано верно. Он якобы вернулся в лице новорожденного.
В. Иохельсон описал и другой способ проведения обряда. При произнесении имен присутствующие наблюдали за поведением ребенка. Если тот плакал, то это означало, что новорожденный не являлся потомком умершего, чье имя было произнесено, и наоборот, если замолкал, то имя, считалось, выбрано правильно. Затем отец брал ребенка па руки и говорил: «Родственник пришел!».48 В дальнейшем, если ребенок болел и плохо развивался, гадание повторялось вновь. Считалось, что первоначальное имя было выбрано ошибочно. Вера в возрождение родственника была настолько сильна, что окружающие совершенно искренне находили полное физическое сходство между умершим предком и родившимся потомком. В одной сказке мать, обращаясь к дочери, называет ее ылла—«матерью», а отец — уаумат—«тещей». Они верили, что в лице дочери вернулась бабушка, т. е. мать родившей женщины.
Верховное существо не только посылало на землю людей, оно также определяло им продолжительность жизни. Для этого у каждой души, висевшей в жилище Верховного существа, имелся ремешок. Чем короче он, тем короче должна быть жизнь родившегося человека, и наоборот. Один из мифических героев корякского фольклора Облачный человек говорит Создателю земли: «Видишь, тех мальчиков? Это твои будущие дети. Родятся, однако, недолго жить будут. Посмотри: ремни у них короткие». И далее добавляет: «...девочку себе попроси. У нее вокруг шеи ремень длинный. Долго жить будет. Не проси мальчиков».
Таким образом, по воззрениям коряков, Верховное существо ведет как бы своеобразный учет людей. Оно посылает к ним нинвитов, чтобы сократить их численность или заменить стариков на молодых. В этих представлениях можно заметить известную непоследовательность: с одной стороны, казалось бы, продолжительность жизни уже заранее предопределена, с другой же — она зависела от действий злых духов, охранителей, шаманов и прочих существ. Кроме того, и сами коряки боролись за сохранение жизни, хотя и ложными методами, прибегая к «лечению» шаманов. Полагали, что они не только могли излечить больного, но даже воскресить и умершего.
Исследователи отмечают, что у коряков, как и у чукчей, отсутствует четкое представление об естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешении, о покойниках, действующих, как живые, и т. и. «Паренцы, — пишет К. Бауэрман, — верят, что смерть — временное явление и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пыненел-су)».
Об отношении к умершему, как к живому, который может вернуться, говорят многие элементы похоронного обряда. При подготовке трупа к сожжению родственники совещаются, какие вещи положить с ним на костер, сколько дать ему съестных припасов, во что одеть и т. д. «Это производит такое впечатление, — замечает Н. Беретти, — как будто они собирают все это не для трупа, а для живого человека, отправляющегося в дальнюю дорогу, приходилось слышать фразы, что такой-то предмет покойнику не понадобится».
Похожие темы
» Религия и шаманизм у коряков
» Нинвит - злой дух коряков
» Религия и шаманизм у коряков (М. Элиаде)
» Представления о душе и нижнем мире эскимосов
» ЛИЧИНЫ КОРЯКОВ
» Нинвит - злой дух коряков
» Религия и шаманизм у коряков (М. Элиаде)
» Представления о душе и нижнем мире эскимосов
» ЛИЧИНЫ КОРЯКОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм и верования коряков
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения