Список духов-предков манси и их краткая характеристика
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Список духов-предков манси и их краткая характеристика
Алы рощ акийыг аквыг, Йипыг акийвыг аквыг, Йипыг ойка;
был умным сыном бога. Жили они с женой в Хурумпауле.
Авт отыр — брат Тэк отыра; он жил у устья Оби; они с братом убили какого-то губернатора-мучителя.
Аяс ойка (щахыл торум); в Тюменской области в Березово, церковь была поименована ему, манси приносили туда дары.
Он был очень сильный и мудрый человек, был братом Тагг Котиль ойки.
Вор-я отыр; семь братьев, они жили по реке Вор-я.
Евтым сос ялпын отыр пыг, Миснэ пыг — это святой сын Эква пыгрися, рожденный от его жены Миснэ. Жил он по ре
ке Евтым сос, в свое время поднял на ноги голодных и больных людей и спас им жизнь своим умом.
йипыг акийыг аквыг, см. Алы рощ акийыг...
Калтащ эква — сестра Полум торума, она бабушка Мир суснэ хума, она на Оби.
Кассум ворсяк хурин тит отыр — они двойняки, якобы, не когда были спущены с неба. Жили они у дер. Мань-я.
Какнпунк ойка жил в дер. Хошлог, его род был убит на войне. Он был белокурым. Деда Какнпунк ойки называли Паст ойка, который жил в дер. Мункес.
Касум най аги — дочь Ханылсам най эквы, сестры Тагт
Котиль ойки. Ее символический образ — кошка.
Лопын ус ойка — сын бога от жены Миснэ. Он был очень требовательным человеком среди своих братьев, жид в дер. Ломбовож-Лопмус
Луски ойка — сын Тагт Котиль ойки, жил в дер. Луски.
Луссум вит ялпын отыр, Вит ялпын пупыг ойка, жил он на притоке реки Луссум (Лозва); от него пошли семь богатырей, хорошие воины. Вооружены были кЪльчугами.
Луссум талих сат отыр, Вит усныл квалум махум; их младший брат являлся зятем Тагт Котиль ойки, они ее украли у отца. Ее символический образ — золотой коршун.
Лэпла сунт ойка, жил он у устья реки Лэпла. К этому мысу, якобы, любил являться бог.
Мир суснэхум, сорни отыр — защитник всех людей. Его называют еще Человек на лошади (Лувын хум).
Миснэ — она младшая сестра братьев из верховьев реки
Сыгва (Сакв-я). Ее муж — Пайпын ойка, который жил в дер. Хошлог. Она на поясе с собой привезла озеро, богатое рыбой.
Миснэ пыг, см. Евтым сос ялпын отыр. Он хозяин соболей на тех местах.
Мисхум ойка, хищ ойка, салйурн ойка — это помощник Нер ойки.
Мир суснэхум, Сорни отыр, Эква пыгрищ, его священное место Белогорье. Он был белокурым, очень сильным и мудрым, ладил со всеми, оберегал людей от бед.
Мощнэ — это сестра Мир суснэ хума.
Мощхум ойка — это сын Ляс ойки, он отцом был назначен к устью реки Сыгва (Сакв-я).
Менкв пыгрись — он был одноглазый братишка великанов и жил цо реке Сукырь-я ( в местечке Нанкыться), а приехал сюда в свое время из Няксимволя воевать, но потерпел поражение.
Нер ойка — один из братьев Тагт Котиль ойки, его дом — священная гора на Северном Урале.
Нехссов хурп кентын отыр —сын Тагт Котиль ойки, жил он в Люлин воре напротив устья Сыгвы, был хозяином тех соболиных лесов по реке Тапыс-Я
Нярс най эква, ханылсам най эква — сестра Тагт Котиль-ойки, жила она в дер. Ханласам (Верхняя Сосьва).
Няхщамволь най, Каль нехс сагил най — жила некогда в Няксимволе.
Няхщамволь отыр пыг — сын Мир суснэ хума; его символический образ — золотой гусь.
Няхщамволь тулям урн ойка — хозяин великанов, со своими братьями они ходили в поход в район расселения сыгвинскнх манси, потерпели поражение; в тех местах они оставили младшего братишку, одноглазого Менкв пыгрись.
Опыль ойка живет выше Торума и Корыса, как бы на третьем этаже выше от земного царства.
Отыр,-см. Мир суснэ хум; когда очень туго приходится человеку, обращается он к нему.
Отыр пыг — сын Мир суснэ хума, рожденного от его русской жены. Он был хранителем людей в дер. Хорпупавл (Хурумпауль).
Палья ойка — сын Тагт Котиль ойки, жил в дер. Палья. - Павылсыс аки, Павылсыс ойка, Пайпын ойка — младший
брат Хулюмсунт махума — семи богатырей из верховьев речки Сорахта; его жена Миснэ — сестра Саквталих махума из верховьев реки Сакв. Она в приданное привезла озеро в Хошлог, где она жила с мужем. Это богатое рыбой озеро. Он помощник Хонт торум ойки, жили они с женой в Хошлоге Пайпын ойка, см. Павылсыс аки.
Пака поен войкан отыр, Лапум пирва люлит отыр (ащумнур ехгэгум, ягум нур ехтэгум мститель из-за погубленного отца. жил в дер. Мувнтес (р. Сакв).
Паст ойка — он был очень сильный, здоровый, умный; жил в Мувнтес. До Березово ходил на лыжах, покрытых шкурой выдры, за полтора дня. Царские люди начали интересоваться им. Мать отравляла его, он утонул напротив деревни Мувнтес.
Полум торум ойка — брат Тагт Котиль ойки, жил он по реке Пелым (Ракш), приходил воевать к Хонт торм ойке на Сыгву и потерпел там поражение.
Полум торум ойка пыг, жил он в дер. Петкас. В голодные годы он нашел рыбные озера и спас людей от голода.
Порнэ — это, якобы, дочь бога.
Пуйи акиянув, см. Я тальх акиянув.
Пуйи махум, см. Я тальх акиянув.
Сакв сунт торум пыг — сын Аяс ойки, его жена — дочь святыни из дер. Мувнтес на Сыгве (Сакв).
Сакв талнх ойка — помощник Нер ойки и сын Хущ ойки — пастуха Нер ойки. Его как и отца называют Мисхум ойка.
был умным сыном бога. Жили они с женой в Хурумпауле.
Авт отыр — брат Тэк отыра; он жил у устья Оби; они с братом убили какого-то губернатора-мучителя.
Аяс ойка (щахыл торум); в Тюменской области в Березово, церковь была поименована ему, манси приносили туда дары.
Он был очень сильный и мудрый человек, был братом Тагг Котиль ойки.
Вор-я отыр; семь братьев, они жили по реке Вор-я.
Евтым сос ялпын отыр пыг, Миснэ пыг — это святой сын Эква пыгрися, рожденный от его жены Миснэ. Жил он по ре
ке Евтым сос, в свое время поднял на ноги голодных и больных людей и спас им жизнь своим умом.
йипыг акийыг аквыг, см. Алы рощ акийыг...
Калтащ эква — сестра Полум торума, она бабушка Мир суснэ хума, она на Оби.
Кассум ворсяк хурин тит отыр — они двойняки, якобы, не когда были спущены с неба. Жили они у дер. Мань-я.
Какнпунк ойка жил в дер. Хошлог, его род был убит на войне. Он был белокурым. Деда Какнпунк ойки называли Паст ойка, который жил в дер. Мункес.
Касум най аги — дочь Ханылсам най эквы, сестры Тагт
Котиль ойки. Ее символический образ — кошка.
Лопын ус ойка — сын бога от жены Миснэ. Он был очень требовательным человеком среди своих братьев, жид в дер. Ломбовож-Лопмус
Луски ойка — сын Тагт Котиль ойки, жил в дер. Луски.
Луссум вит ялпын отыр, Вит ялпын пупыг ойка, жил он на притоке реки Луссум (Лозва); от него пошли семь богатырей, хорошие воины. Вооружены были кЪльчугами.
Луссум талих сат отыр, Вит усныл квалум махум; их младший брат являлся зятем Тагт Котиль ойки, они ее украли у отца. Ее символический образ — золотой коршун.
Лэпла сунт ойка, жил он у устья реки Лэпла. К этому мысу, якобы, любил являться бог.
Мир суснэхум, сорни отыр — защитник всех людей. Его называют еще Человек на лошади (Лувын хум).
Миснэ — она младшая сестра братьев из верховьев реки
Сыгва (Сакв-я). Ее муж — Пайпын ойка, который жил в дер. Хошлог. Она на поясе с собой привезла озеро, богатое рыбой.
Миснэ пыг, см. Евтым сос ялпын отыр. Он хозяин соболей на тех местах.
Мисхум ойка, хищ ойка, салйурн ойка — это помощник Нер ойки.
Мир суснэхум, Сорни отыр, Эква пыгрищ, его священное место Белогорье. Он был белокурым, очень сильным и мудрым, ладил со всеми, оберегал людей от бед.
Мощнэ — это сестра Мир суснэ хума.
Мощхум ойка — это сын Ляс ойки, он отцом был назначен к устью реки Сыгва (Сакв-я).
Менкв пыгрись — он был одноглазый братишка великанов и жил цо реке Сукырь-я ( в местечке Нанкыться), а приехал сюда в свое время из Няксимволя воевать, но потерпел поражение.
Нер ойка — один из братьев Тагт Котиль ойки, его дом — священная гора на Северном Урале.
Нехссов хурп кентын отыр —сын Тагт Котиль ойки, жил он в Люлин воре напротив устья Сыгвы, был хозяином тех соболиных лесов по реке Тапыс-Я
Нярс най эква, ханылсам най эква — сестра Тагт Котиль-ойки, жила она в дер. Ханласам (Верхняя Сосьва).
Няхщамволь най, Каль нехс сагил най — жила некогда в Няксимволе.
Няхщамволь отыр пыг — сын Мир суснэ хума; его символический образ — золотой гусь.
Няхщамволь тулям урн ойка — хозяин великанов, со своими братьями они ходили в поход в район расселения сыгвинскнх манси, потерпели поражение; в тех местах они оставили младшего братишку, одноглазого Менкв пыгрись.
Опыль ойка живет выше Торума и Корыса, как бы на третьем этаже выше от земного царства.
Отыр,-см. Мир суснэ хум; когда очень туго приходится человеку, обращается он к нему.
Отыр пыг — сын Мир суснэ хума, рожденного от его русской жены. Он был хранителем людей в дер. Хорпупавл (Хурумпауль).
Палья ойка — сын Тагт Котиль ойки, жил в дер. Палья. - Павылсыс аки, Павылсыс ойка, Пайпын ойка — младший
брат Хулюмсунт махума — семи богатырей из верховьев речки Сорахта; его жена Миснэ — сестра Саквталих махума из верховьев реки Сакв. Она в приданное привезла озеро в Хошлог, где она жила с мужем. Это богатое рыбой озеро. Он помощник Хонт торум ойки, жили они с женой в Хошлоге Пайпын ойка, см. Павылсыс аки.
Пака поен войкан отыр, Лапум пирва люлит отыр (ащумнур ехгэгум, ягум нур ехтэгум мститель из-за погубленного отца. жил в дер. Мувнтес (р. Сакв).
Паст ойка — он был очень сильный, здоровый, умный; жил в Мувнтес. До Березово ходил на лыжах, покрытых шкурой выдры, за полтора дня. Царские люди начали интересоваться им. Мать отравляла его, он утонул напротив деревни Мувнтес.
Полум торум ойка — брат Тагт Котиль ойки, жил он по реке Пелым (Ракш), приходил воевать к Хонт торм ойке на Сыгву и потерпел там поражение.
Полум торум ойка пыг, жил он в дер. Петкас. В голодные годы он нашел рыбные озера и спас людей от голода.
Порнэ — это, якобы, дочь бога.
Пуйи акиянув, см. Я тальх акиянув.
Пуйи махум, см. Я тальх акиянув.
Сакв сунт торум пыг — сын Аяс ойки, его жена — дочь святыни из дер. Мувнтес на Сыгве (Сакв).
Сакв талнх ойка — помощник Нер ойки и сын Хущ ойки — пастуха Нер ойки. Его как и отца называют Мисхум ойка.
Похожие темы
» Менквы - изваяния духов манси
» Характеристика личности по О.Синько
» Характеристика людей, в раскладах
» Гебо. Расклад " ХАРАКТЕРИСТИКА ".
» ХАРАКТЕРИСТИКА МИФОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ВОЛКА В АЛТАЙСКИХ СКАЗАНИЯХ
» Характеристика личности по О.Синько
» Характеристика людей, в раскладах
» Гебо. Расклад " ХАРАКТЕРИСТИКА ".
» ХАРАКТЕРИСТИКА МИФОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ВОЛКА В АЛТАЙСКИХ СКАЗАНИЯХ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения