Илаптыко - ритуал оживления бубна у селькупов
Участников: 2
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Илаптыко - ритуал оживления бубна у селькупов
Илаптыко - ‘оживить’.
Термин применялся для обозначения ритуала оживления шаманских параферналий, прежде всего - бубна. Церемония оживления бубна являлась частью инициации шамана сумпытыль кхуп. Молодому шаману все атрибуты и костюм изготовляли сородичи. После первого атри
бута - колотушки (цапшит) - шаман получал свой первый бубен (нууа). Новый бубен «не имел дорог», камлать на нем было нельзя - он бы сломался. Чтобы бубен стал настоящим живым оленем, его нужно было оживить. Оживляли не только первый бубен, но и всякий новый бубен, который шаман получал впоследствии. Церемонию обычно проводил приглашенный старый опытный шаман, так как молодой шаман мог «заблудиться» на трудной «шаманской дороге», «растерять духов» и в итоге «заболеть». Только опытные шаманы знали дорогу в страну предков, куда нужно идти для оживления бубна. Платы за проведение этой церемонии шаман не брал.
Церемония И. проводилась весной, во время прилета птиц и длилась десять дней.
В первый день шаман отправляется в лес и отыскивает то место, где росли деревья, из которых сделаны обечайка бубна и колотушка. При помощи своих духов он собирает все части этих деревьев и складывает у жилища Илынта Кота. Во второй день шаман отыскивает в лесу место рождения оленя, шкура которого взята на изготовление бубна и колотушки. От этого оленя он собирает все до последнего волоска и относит к жилищу Илынта Кота. На третий день происходит воскрешение собранных останков оленя (их в ритуале символизирует веточка березы с развилкой, изображающей рога): шаман «собирал» оленя, из шкуры которого был сделан бубен, мысленно он подбирал каждую упавшую с него шерстинку, все упавшие за его жизнь рога; все собранные части он поливал мертвой и живой водой, и олень «оживал». Изображение оленя кладется рядом с бубном во время оживления. После оживления бубен подвешивается на жертвенное дерево и становится заменителем живого оленя. Четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый дни посвящены путешествию аргиша шама
на по одной из шаманских рек к месту проживания кузнецов у жилища Илынта Кота. Шаман собирал всех своих духов-лозов и показывал с их помощью новому бубну-оленю дорогу «на юг, к предкам». На десятый день шаман достигает жертвенного дерева у жилища Илынта Кота и получает заготовленные для бубна и парки железные подвески-изображения духов у кузнецов (чвтырыль гумыт), живущих в том мире. Обычно кузнецы спорили с шаманом по поводу их количества, и могли не дать их, если считали начинающего шамана «слабым», или дать только несколько из запрошенных.
Конечным моментом церемонии было жертвоприношение около нут челынтыпыль челынтыль лосыль по ‘божье / небесное рождающее солнечное духово дерево’. Шаман мысленно приносил приготовленные жертвы, привязывая их к этому дереву, а в реальном мире устраивали жертвенный пир с расчетом, чтобы все присутствующие были сыты и остался излишек. Жертвы для реального заклания приготовлял также шаман; его помощники убивали оленей, гусей, уток, организовывали пиршество, во время которого угощали идолов перка.
Сам шаман все эти дни ничего не ел, изредка лишь пил чай. По окончании пира шаман снимает с жертвенного дерева бубен и передает кому-нибудь из присутствующих мужчин. Тот начинает в него бить. Шаман неистово пляшет, затем он ломает жертвенное дерево на семь частей. Окончив жертвоприношение, он сосвоим «аргишем» возвращался домой, повторяя весь путь в обратную сторону, чтобы новорожденный бубен-олень его крепче запомнил.
Лит.: Прокофьев 1930; Прокофьева 1949. АК-М, НАТ
Термин применялся для обозначения ритуала оживления шаманских параферналий, прежде всего - бубна. Церемония оживления бубна являлась частью инициации шамана сумпытыль кхуп. Молодому шаману все атрибуты и костюм изготовляли сородичи. После первого атри
бута - колотушки (цапшит) - шаман получал свой первый бубен (нууа). Новый бубен «не имел дорог», камлать на нем было нельзя - он бы сломался. Чтобы бубен стал настоящим живым оленем, его нужно было оживить. Оживляли не только первый бубен, но и всякий новый бубен, который шаман получал впоследствии. Церемонию обычно проводил приглашенный старый опытный шаман, так как молодой шаман мог «заблудиться» на трудной «шаманской дороге», «растерять духов» и в итоге «заболеть». Только опытные шаманы знали дорогу в страну предков, куда нужно идти для оживления бубна. Платы за проведение этой церемонии шаман не брал.
Церемония И. проводилась весной, во время прилета птиц и длилась десять дней.
В первый день шаман отправляется в лес и отыскивает то место, где росли деревья, из которых сделаны обечайка бубна и колотушка. При помощи своих духов он собирает все части этих деревьев и складывает у жилища Илынта Кота. Во второй день шаман отыскивает в лесу место рождения оленя, шкура которого взята на изготовление бубна и колотушки. От этого оленя он собирает все до последнего волоска и относит к жилищу Илынта Кота. На третий день происходит воскрешение собранных останков оленя (их в ритуале символизирует веточка березы с развилкой, изображающей рога): шаман «собирал» оленя, из шкуры которого был сделан бубен, мысленно он подбирал каждую упавшую с него шерстинку, все упавшие за его жизнь рога; все собранные части он поливал мертвой и живой водой, и олень «оживал». Изображение оленя кладется рядом с бубном во время оживления. После оживления бубен подвешивается на жертвенное дерево и становится заменителем живого оленя. Четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый дни посвящены путешествию аргиша шама
на по одной из шаманских рек к месту проживания кузнецов у жилища Илынта Кота. Шаман собирал всех своих духов-лозов и показывал с их помощью новому бубну-оленю дорогу «на юг, к предкам». На десятый день шаман достигает жертвенного дерева у жилища Илынта Кота и получает заготовленные для бубна и парки железные подвески-изображения духов у кузнецов (чвтырыль гумыт), живущих в том мире. Обычно кузнецы спорили с шаманом по поводу их количества, и могли не дать их, если считали начинающего шамана «слабым», или дать только несколько из запрошенных.
Конечным моментом церемонии было жертвоприношение около нут челынтыпыль челынтыль лосыль по ‘божье / небесное рождающее солнечное духово дерево’. Шаман мысленно приносил приготовленные жертвы, привязывая их к этому дереву, а в реальном мире устраивали жертвенный пир с расчетом, чтобы все присутствующие были сыты и остался излишек. Жертвы для реального заклания приготовлял также шаман; его помощники убивали оленей, гусей, уток, организовывали пиршество, во время которого угощали идолов перка.
Сам шаман все эти дни ничего не ел, изредка лишь пил чай. По окончании пира шаман снимает с жертвенного дерева бубен и передает кому-нибудь из присутствующих мужчин. Тот начинает в него бить. Шаман неистово пляшет, затем он ломает жертвенное дерево на семь частей. Окончив жертвоприношение, он сосвоим «аргишем» возвращался домой, повторяя весь путь в обратную сторону, чтобы новорожденный бубен-олень его крепче запомнил.
Лит.: Прокофьев 1930; Прокофьева 1949. АК-М, НАТ
Хан Калмык поставил(а) лайк
Re: Илаптыко - ритуал оживления бубна у селькупов
Сложный обряд какой
Хан Калмык- Сообщения : 899
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
» Шаманская шапка у селькупов
» ТЫН-БУРА ИЛИ ДУША БУБНА
» Илыль / илытыль - ‘живой, жизненный’ у селькупов
» КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ
» Шаманская шапка у селькупов
» ТЫН-БУРА ИЛИ ДУША БУБНА
» Илыль / илытыль - ‘живой, жизненный’ у селькупов
» КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения