Бубен алтайцев
Страница 1 из 1
Бубен алтайцев
Бубен алтайцев.
Бубен алтайцев носит название тÿңÿр или чалу, причем термин «тÿңÿр», по мнению Анохина, относится к самому бубну, а «чалу» — к его деревянной рукоятке, изображающей умершего шамана [Анохин 1924: 49]. По мнение акад. В.В. Радлова, термин чалу есть исконный турецкий термин для бубна, происшедший от глагола чал — «ударяться с размаху», который впоследствии мог быть перенесен и на рукоятку, а следовательно, и на хозяина бубна. Термин тÿңÿр появился у алтайцев как заимствование от монголов [Вербицкий 1884: 424]. Однако на основании сравнительного изучения терминов для бубна в группе турецких племен можно считать общим для них термин тÿңÿр или тÿÿр, тогда как термин чалу отмечен лишь для телеутов и алтайцев. Бубны алтайцев чаще круглые, чем овальные.
«Остов бубна составляет обечайка из кедра — kаш, скрепляемая сыромятными ремнями. Рукоятка бубна — барс или kаным — делается из березового дерева. Верхняя ее часть вырезана овально или округло и изображает голову хозяина бубна, на лице которого надрезами отмечены брови, нос и часто борода. На месте глаз вставлены медные бляхи. Часто и брови, нос, рот и борода покрываются пластинками красной меди. Небольшие выступы с боков верхней части рукоятки рассматриваются как руки хозяина бубна. Нижняя часть перекладины делится на 2 половины, изображающие ноги хозяина. Последнее, однако, отмечается не у всех бубнов. Крайне образно описывает миссионер В.И. Вербицкий ручку такого бубна: «Внутри коего (т.е. бубна), — говорит он, — от одного края до другого проходит через центр палка или ручка, оканчивающаяся на одном конце иногда c рожей с пуговицей вместо глаз» [Вербицкий 1893: 64–65]. На <...> бубнах перекладина представляет собой двухголовую фигуру, причем одна голова считается принадлежащей предку шамана (чалудың башы), другая — самому шаману. Такой бубен называется двухголовый (екi башту).
Бывает, что на перекладине бубна, в верхней (л. 17) ее части, вырезывается дополнительная маленькая фигура человека — изображение самого шамана. Верхняя часть перекладины, т.е. грудь хозяина, пересекает железный прут, витой или простой (kiрiш — тетива), на котором укрепляются металлические привески: пластинки конура xv , символизирующие стрелы (обычно 9); железные серповидные крючки (ai kулаk, сырба — ухо и серьга). Небольшие возвышения на железном пруте называются <jaрын> плечи, сам прут -чалудың kолы — руки. Кожа для бубна берется обычно от марала и в исключительных случаях заменяется шкурой молодой лошади. Пришивается кожа конопляной ниткой так, что края ее образуют оторочку горбинки на внешней стороне обечайки — оркош, служащие резонаторами, образуется благодаря вложенным под кожу березовым палочкам, перевязанным волосяными веревками.
Бубен с перекладиной, изображающей фигуру человека, помимо собственно алтайцев (<алтай>-kiжi) употребляется в культе теленгитов
юго-восточного Алтая, черневых турков (туба-kiжi), тубалар или <чiш>- kiжi). Тип этого бубна бытует наряду с типом шорско-телеутским у кумандинцев по р. Бии и у шалганов на р. Лебеди и ее притоках. Причем у шаманов отмечены бубны и с двухголовыми перекладинами (каным)
[Адрианов 1881а: 45].
Бубен алтайцев носит название тÿңÿр или чалу, причем термин «тÿңÿр», по мнению Анохина, относится к самому бубну, а «чалу» — к его деревянной рукоятке, изображающей умершего шамана [Анохин 1924: 49]. По мнение акад. В.В. Радлова, термин чалу есть исконный турецкий термин для бубна, происшедший от глагола чал — «ударяться с размаху», который впоследствии мог быть перенесен и на рукоятку, а следовательно, и на хозяина бубна. Термин тÿңÿр появился у алтайцев как заимствование от монголов [Вербицкий 1884: 424]. Однако на основании сравнительного изучения терминов для бубна в группе турецких племен можно считать общим для них термин тÿңÿр или тÿÿр, тогда как термин чалу отмечен лишь для телеутов и алтайцев. Бубны алтайцев чаще круглые, чем овальные.
«Остов бубна составляет обечайка из кедра — kаш, скрепляемая сыромятными ремнями. Рукоятка бубна — барс или kаным — делается из березового дерева. Верхняя ее часть вырезана овально или округло и изображает голову хозяина бубна, на лице которого надрезами отмечены брови, нос и часто борода. На месте глаз вставлены медные бляхи. Часто и брови, нос, рот и борода покрываются пластинками красной меди. Небольшие выступы с боков верхней части рукоятки рассматриваются как руки хозяина бубна. Нижняя часть перекладины делится на 2 половины, изображающие ноги хозяина. Последнее, однако, отмечается не у всех бубнов. Крайне образно описывает миссионер В.И. Вербицкий ручку такого бубна: «Внутри коего (т.е. бубна), — говорит он, — от одного края до другого проходит через центр палка или ручка, оканчивающаяся на одном конце иногда c рожей с пуговицей вместо глаз» [Вербицкий 1893: 64–65]. На <...> бубнах перекладина представляет собой двухголовую фигуру, причем одна голова считается принадлежащей предку шамана (чалудың башы), другая — самому шаману. Такой бубен называется двухголовый (екi башту).
Бывает, что на перекладине бубна, в верхней (л. 17) ее части, вырезывается дополнительная маленькая фигура человека — изображение самого шамана. Верхняя часть перекладины, т.е. грудь хозяина, пересекает железный прут, витой или простой (kiрiш — тетива), на котором укрепляются металлические привески: пластинки конура xv , символизирующие стрелы (обычно 9); железные серповидные крючки (ai kулаk, сырба — ухо и серьга). Небольшие возвышения на железном пруте называются <jaрын> плечи, сам прут -чалудың kолы — руки. Кожа для бубна берется обычно от марала и в исключительных случаях заменяется шкурой молодой лошади. Пришивается кожа конопляной ниткой так, что края ее образуют оторочку горбинки на внешней стороне обечайки — оркош, служащие резонаторами, образуется благодаря вложенным под кожу березовым палочкам, перевязанным волосяными веревками.
Бубен с перекладиной, изображающей фигуру человека, помимо собственно алтайцев (<алтай>-kiжi) употребляется в культе теленгитов
юго-восточного Алтая, черневых турков (туба-kiжi), тубалар или <чiш>- kiжi). Тип этого бубна бытует наряду с типом шорско-телеутским у кумандинцев по р. Бии и у шалганов на р. Лебеди и ее притоках. Причем у шаманов отмечены бубны и с двухголовыми перекладинами (каным)
[Адрианов 1881а: 45].
Похожие темы
» Шаманский бубен Алтайцев
» Дракон у Алтайцев
» Кайракан у алтайцев
» Как сделать Шаманский Бубен?
» Головной убор алтайцев
» Дракон у Алтайцев
» Кайракан у алтайцев
» Как сделать Шаманский Бубен?
» Головной убор алтайцев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения