Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Интересные факты о собаке в казахской культуре

Участников: 3

Перейти вниз

Интересные факты о собаке в казахской культуре Empty Интересные факты о собаке в казахской культуре

Сообщение автор Медуза Вс Авг 19, 2018 6:23 pm

Интересные факты о собаке в казахской культуре Wj6pi210


2018 год – это год собаки. Как известно, собака в казахской культуре относится к одному из семи богатств, и это неслучайно! В понятии степного народа собака – одна из семи удач. Они верили, что изобилие, богатство и счастье в доме имеет непосредственную связь с этим животным. «Лучшая лошадь – серая лошадь, лучшая собака – тазы», – говорили казахи, причисляя собаку к трём товарищам джигита: быстроногая лошадь, тазы и ловчий беркут. Беря одного из них, обычно платят выкуп. Выкуп за хорошего щенка называется каргыбау (буквально: ошейник). Понятно, что чем выше породность собаки, тем дороже она стоит. Любопытный факт: людям находящимся в родстве или свойстве (т.е. сватам), брать друг у друга щенков запрещалось. Существовало поверье, что могут испортиться отношения, и они будут «грызться как собаки».

«Чин собаки – в её выкупе», – говорили казахи и в зависимости от породности щенка, чина и сана её хозяина надевали ему ошейник (каргыбау). Он состоит из двух частей: полоска из красивой орнаментированной ткани шириной в 3-4 пальца называется «каргы», а шнурок – «бау». Изнутри ошейник обивают мягкой тканью или войлоком, снаружи обшивают сыромятной нитью и укрепляют «глазки» из серебряных бляшек. От ошейника отходит короткий шнур, а к нему крепят длинный (около 3 м.) сыромятный поводок или цепь. Конец поводка закрепляют на деревянном поперечнике, к которому во время охоты привязывают ещё 2-3 м. верёвки, чтобы пристегнуть к луке седла.

Тазы вместе с ловчей птицей и скакуном берут на большие тои и празднества. В таких случаях на собаку надевают нарядный ошейник. На этих сборищах ей оказывают большую честь и щедро угощают. Рассказывают, что щенкам прославленной чистокровной породы в левой части белой юрты стлали мягкую постельку. За такого щенка даже давали жерёбую кобылу. Полученного таким образом щенка растили с большой заботой и после дрессировки, промежуточного натаскивания вместе с опытными тазы, выпускали на зверя. Взятие псом первой добычи отмечалось с большой пышностью. Говорят, в начале ХХ века на Зайсане надевали на младенца рубашку швами наружу, чтобы не натереть его нежное тельце. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, собачью рубашонку с него снимали, заполняли её разными сладостями сахаром, сухофруктами, конфетами – и привязывали к шее собаки.
***
Дети гонялись за собакой, отбирая у неё сладости. Опустошив рубашонку, они возвращали её хозяевам. Этот обычай назывался «ит куу» (погоня за собакой). Смысл его состоял в том, чтобы существо с сорока душами, каким считали собаку, унесло от ребёнка все напасти с собой. И вместо них даровало бы ему все свои достоинства: храброе сердце, находчивый ум, выносливость. Младенец должен был, подобно щенку, быстро расти и иметь неуязвимую душу, что выражалось словом «итжанды» (живучий). Если человек, согласно поверью, сохранив ит жейде, брал его с собой в дальнюю дорогу, то путь его бывал счастливым, другими словами «священная рубашонка берегла его от злоключений».

Если пёс помочится на остов юрты, говорили «отмечено удачей». Вообще любая удача и счастливые моменты в жизни были связаны с собакой. В поверьях народа с приходом в дом долгожданной собаки или породистой тазы у обитателей этого жилища исполнялись мечты и желания. Пожелание молодожёнам иметь много детей (как у собаки) выражалось следующим обрядом: молодая невестка должна была с края своего подола покормить собаку. Беременной женщине запрещалось прогонять собаку или кричать на неё.

Очень старой, одряхлевшей собаке казахи совали в пасть кусок сала, поворачивали голову в сторону Каабы и, прочитав молитву, закалывали, как скотину. У народов манси, угров и алтайцев трупы собак укладывали в деревянные гробики, на одну ногу привязывали красную, на другую – чёрную полоску ткани, а тело украшали. Монголы умерщвляли собаку, подобно казахам, и, отрезав хвост, клали его под голову. Молодая монгольская невестка должна была отвесить поклон родителям мужа, налить масла в огонь, а затем поклониться собаке этого дома: для этого пса водворяли в юрту, и невестка кормила его мясом с подола, давала ему полакать молоко. Всё это происходило под чтение особой молитвы.
***
В обычае казахов было встречать тайно приехавшего жениха «собачьим рычаньем». Когда жених, едущий к невестке, приближается к дому, одна из женщин выходит навстречу и, сев на корточки, рычит по-собачьи, пока не получит выкуп. Корни этого обычая, обратившегося в одну из сцен народного театра, уходят в древние поверья.
С этим животным связан также сформировавшийся в старину у гуннов обряд брать с собой на похороны собаку: «Выведет аруаха на небеса». У древних тюркских племён история, названия и тотемы имеют отношение к собаке. У казахов тоже встречаются подобные названия родов, географические наименования (в генеалогии казахов, к примеру: Ительги, Итемген, Ители, Барак и другие).

Казахи не употребляли собачьего мяса в пищу, как некоторые другие народы (корейцы, китайцы), не использовали его в качестве снадобья при болезнях: туберкулёз лёгких, конъюктивите, головокружении, при незаживающих ранах.
По случаю взятия тазы первой добычи устраивался небольшой той, на которой собирались аулчане и поздравляли хозяев. Здесь присутствовали также и другие охотники — свидетели «боевого крещения» тазы. Такие празднества сопровождались песнями, кюями, шутками-прибаутками и затягивались до самого утра.

Бытовало поверье, что если беременная женщина поест дичи, то ружьё охотника и капкан могут повредиться и в нужный момент не сработать. Объяснялось это тем, что будущая мать была связана с потусторонним миром. А ребёнок в её чреве ещё не успел обрести связи с этим миром. В случаях, когда беременная женщина испытывала к дичи «жерик», она должна была привязать к предмету снаряжения охотника кусок белой ткани – актык, отдарить его, и только после этого ей позволялось отведать дичи.
Прославленные скакуны и тазы активно участвовали в решении различных споров и тяжб между родами и даже народами.
***
«В своём первом походе на кыргызов Кенесары-хан в местечке Арытктобе победил войско в 700 джигитов, которое возглавлял Калша, сын Бурге-батыра. Кыргызские роды салты, сарыбагыш, кусчи посовещались и направили к хану послов во главе с Калыгул-батыром. Кенесары подумал-подумал и сказал: «Хорошо, я освобожу Калшу, но взамен вы дайте мне тазы Какдауыл, которая принадлежит сыну салтинского Ескожи Баястану. Этот пёс в то время взял девять волков и стал знаменит серди казахов и кыргызов. Кыргызы рассказывают, что, увидев Кокдауыла, Кенесары был очарован псом, надел на Калшу свой ханский венец и отпустил».

В понятии степного народа собака – одна из семи удач. Они верили, что изобилие, богатство и счастье в доме имеет непосредственную связь с этим животным.
Ссылка на ia-centr.ru обязательна при любом использовании материалов с данного сайта. Все права защищены и охраняются законом: https://ia-centr.ru
©️ ia-centr.ru, 2008
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2082
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Интересные факты о собаке в казахской культуре Empty Re: Интересные факты о собаке в казахской культуре

Сообщение автор шофер Ср Авг 11, 2021 4:07 am

На фото классический Торт Кез. Так именуется собака по окрасу, Торт Кез -четырехглазый, обратный окрас -Чошчарма. Тазы это другая собака, как и Тайган относятся псовым борзым(охотничьим) На снимке представитель породы Среднеазиатская овчарка(в России). В Туркмении их именуют Алабай(пестрая собака, иной смысл богатая многими качествами души), в Казахстане это Тобет(лежащий, сторожащий на горе, возвышении), у таджиков Саги Дахмардак(собака заменяющая 10 пастухов) у киргизов Чопон Ити(котонная, чабанская собака). У туркменов есть легенда про эту породу, про Алабаев.Однажды Всевышний спустился на землю и в виде странника ходил по Великой степи. Застала его ночь в пути и вот он увидел вдали огонек костра пастухов, ночующих в степи со своими отарами. Решил Всевышний подойти к пастухам, но ему навстречу кинулись огромные злобные собаки, готовые разорвать любого, пастухи очень испугались за странника и отозвали собак. Всевышний подойдя к костру поздоровался с пастухами и подозвав волшебным образом к себе вожака стаи возложил перст своей правой руки на голову вожака в районе затылка и молвил:"Вот настоящая собака!" А вожаку шепнул на ухо:"Человек слаб, берегите его отныне и до веку". И с тех пор уже несколько тысяч лет аборигенная порода собак Великой степи сопутствует человеку, делая все, что бы уберечь его и имущество его и детей и семью его от врагов его. А у собак Азии с той поры на затылке, при любой масти можно разглядеть белое пятнышко. Вот это я подтверждаю, у меня был такой пес, при общем палевом окрасе имел еле заметное но белое пятно точно на затылке.Это был туркменский Алабай по имени Чын Ке-Тык. Чемпион России, гордость Отечества и еще много других титулов. Духи его забрали в расцвете сил, еще и 6 лет не минуло. Они многих у меня забрали. Хоронил я их по обычаю моего народа, мордой на восток, в пасть кусок самого лучшего масла и отрезанный хвост. У собак есть свой Хозяин, и это не человек, это Небесный хозяин. И это уже мое мнение. А вот у Даниила Андреева в его труде "Роза Мира" упомянуты миры просвещенных животных. Я брызгал Небесному Хозяину собак, просил его разместить моих питомцев в сытости и тепле. Потом у меня потекла сука, а кобеля не было, ушел он за радугу. Я грустил по этому поводу, т.к. они были муж и жена, они подбирались мною друг под друга по очень многим параметрам, они оба были Чемпионы России. И меня проводили, показали, где живет тот мой пес.Но я был с сопровождающим Вороном. Там место замечательное, тепло и природа хорошая, там крытые вольеры, огромное количество вольеров под крышей но без стен. Там сухо чисто и вода в достатке и еда. В одном из вольеров спали все собаки, что были у меня когда-либо, но ушли. Там был и Чинки.Я ему говорю, пошли со мною, там Сары в течке, ты нам нужен..Он поднял голову ото сна и сказал мне, что он занят. Я спросил его, чем именно он занят.Он сказал, что спит. Такая вот история была.Потом, много позже ушла и последняя из моих 5 Азиатов собака. А потом мне пришлось забирать одну из ушедших из рабства.Пока не предъявил документы не хотела она отдавать мне. Я очень разозлился.Мне нельзя злиться, мой сон управляем. На тот момент у меня не было уже собак, но когда я вырвал кобеля, он мне сказал, что у твоих следующих собак одной из них будет он. Вскоре мне привезли суку и кобеля, почти взрослых. И сука несет в себе того пса, она уже выходит в противостояние в другой мир. Собаки как таковые, они живут одновременно в двух мирах, в мире людей(серединном) и мире духов(тоже серединном, пока живые). Они охраняют хозяина хоть и не от всего, но в своем диапазоне.У шамана они в качестве жертвы(было такое у народов Севера) могут являться Проводниками в Нижний мир. У меня же, человека простого, обычного шофера-колхозника, они, собаки, вступали в противостояние или вяжущие действия супротив себе подобных-хищных животных, волков и медведей, было такое на моей памяти раза 4-5.Когда приходят Тотемно ко мне разные незнакомцы на предмет "посмотреть" меня.Надеюсь не атаковать, нет повода навроди как. Дак вот они пойдут на любого, будь то хоть Тотем Предка.Это мне он Предок, а для них -чужой. Они в своем праве.Хотя один раз они не среагировали совсем вапще на Волчицу. Надо здесь сказать, что тотемы в тонком мире, имея вид животного, выглядят настолько впечатляюще, что в здесь, у нас, таких особей просто не существует. Там было торжище, ярмарка Серединного мира.Продавали все че хош. Одна женщина с ребенком-девочкой продавала свой тотем -Волчицу. Это была роскошная особь, огромная, могучая, серая с янтарно-желтыми глазами. Там была целая драма с этим тотемом.Стоят катоны приезжих покупателей и торговцев, на той стороне дороги собственно торговая зона с палатками.Только в этом месте дорогу пересекать категорически запрещено было. И вот я наблюдаю.Женщина продает, девочка плачет, уже покупатели есть. Мои собаки рядом со мною, тоже смотрят по сторонам. Вдруг Волчица вырвалась и побежала ко мне через дорогу, а следом за ней ребенок. Я очень напугался, щас думаю собаки кинутся на нее(они там тоже огромные, в Серединном мире) и начнется кровавая бойня, а тут ребенок, по запарке изуродуют девочку. Я кинулся в запретную зону, но это было невыносимо трудно.Волчица перебежала в мой катон не обращая внимания на собак, а те на не ноль внимания тожа.Словно не видят, пошли по своим делам. Волчица плачет, просится ко мне.Ну думаю, тажно возьму тебя к себе, где моим есть еда, тебе тоже найдецца. Да каво там. Дева прибежала, на шее волчицы повисла, тянет обратно, та не хочит, слезы у нее текут по морде, просит меня :"Оставь меня, оставь меня!" А я не могу.Если бы не девочка, оставил бы. Род у них изошел на нет, ветка засохла, почти засохла, еще есть девочка-будущая мать, может возродится.Но нужен другой род, но только Волка, совпадение должно быть, иначе ветка не расцветет.Она ко мне пришла, потому что Волки есть у меня.Душа рвалась в кровавые клочья от жалости.Но я не Бог, я не представитель НАДродовых Сил, я обычный человек, я не имею права решать судьбу чужого тотема и рода в целом. Надеюсь та девочка даст потомство своему роду и Волчица будет процветать.Болтогой! Такие вот истории с собаками, хоть и корявые, но мои, был бы видящим, то видел бы иное. Просто я с ними имею честь проживацца рядом скоро как лет 30, с аборигенными породами, вот и истории случаюцца. Однажды меня атаковали собаки, и тоже, в Серединном мире(Духов).Надо было мне посетить там одно место. Меня не предупредили, что оно охраняется.Я щас не имею в виду Сабдаков, Альбинов, Улан Альбинов или представителей Ороной Тэнгэри. Я о локальных охранниках Тоонто, чужого Тоонто. Так вот это были собаки, один вожак с привязкой по местности и два наемных молодых пса. Был бы я шаман, меня бы не атаковали, и вообще я бы там не оказался. Но ниче паря, ускребся какта. Они меня сшибли, начали трепать, я хотел их убить, была и возможность и оружие.Но пожалел, они невольники охраны, они в своем праве.Как только я об этом подумал, они меня отпустили. Прекрасные особи, таких здесь нет и не будет, особенно вожак, но он меня не трогал. Просились со мною, но я поставил условие-только с вожаком. Но тот отказался, объяснив, что он локальный Дух-охранник.Их давно уже никто не кормит, и людей там нет и скота нет, пустая степь и разрушенное, забытое Тоонто.В нашем мире им никто не только не Ургылит, но даже не Сэржэмит, духам-людям, чья пуповина там зарыта.А Собака осталась, еще и с двумя наемниками. Если бы их кормить, они бы затмили любую собаку в Великой Степи..У них такие исходные данные, очевидно их ваял их Собачий Бог.. Вапще обошлося у миня тагда все нормальна.Только мои собаки здесь долго и беспокойно меня обнюхивали.Очень беспокоились они в тот вечер. Собаки, это последние Ангелы, не покинувшие человека из видимых Сил.Ангел-это должность, и занимать ее может хоть любое Божество, в любом виде, в том числе и Собаки. Так щитаит мой народ -гураны.

шофер

Сообщения : 69
Дата регистрации : 2021-08-10

Медуза поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Интересные факты о собаке в казахской культуре Empty Re: Интересные факты о собаке в казахской культуре

Сообщение автор Кедрач Сб Ноя 25, 2023 7:41 am

ехали с котом в Киргизию через Казахстан,по старой дороге,с Алтая ближе через нее,так вот,в степи там в одном месте кафешка стоит у дороги,населенные пункты далеко,доехали и решили спать лечь в машине. кота нужно выгулять,выхожу-прибегает поджарая гончая собака на длинных ногах такая-как я узнал позже-это национальная порода в Казахстане и приходит очень злой кот,по внешности-манул,ножки тоненькие,шерсть толстенная и пузо не маленькое,ушки круглые-то ли порода,то ли отморожены думаю...и начинает собака(очень дружелюбная) клянчить ништячок,получив пирожок довольная отбегает а кот начинает лезть в драку к нашему коту...еле оттащили,он вообще дикий рычит,орет,аж колбасит его-глаза окосели,так телепает бедолагу...в общем,пока его жена откармливала в одном месте,я кота выгуливал в другом...там какое то похоже культовое сооружение,похожее на качели в два этажа только из столбов-так кот всю ночь там сидел и охранял место... через месяц едем обратно,днем проезжаем это место,зашли в кафешку,говорим -ну и злой же кот у вас!хозяйка смотрит на нас как на дураков-"у нас нет кота и не было"... а собака есть,такая то?-"нет и собаки мы не держим..." вот тут я прямо прифигел,тк видел,что кот защищал место свое,шмыгал под ворота на склад,ночью обходы вокруг делал,да и собака вроде как местная явно была...тут уже и о духах задумался-манул и местная порода собаки...странно это все...)
Кедрач
Кедрач

Эзотерическое направление : кам
Мужчина Сообщения : 88
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 48
Откуда : Горный Алтай

https://www.livemaster.ru/shamanobereg

Медуза и Irene поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения