Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ШАМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ НГАНАСАН

Перейти вниз

ШАМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ НГАНАСАН Empty ШАМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ НГАНАСАН

Сообщение автор Wizard Сб Июл 09, 2022 4:21 pm

Нганасаны - информаторы в большинстве случаев указывали на основное несоответствие шаманской и традиционной мифологии: наличие в первой мужских персонажей категории высших нгуо.

В качестве иллюстрации можно привести рассуждения таймырского нганасана Ламбоку Горнока о различных нгуо, которые упоминались шаманами:

"Шаман был один... Говорил как-то: Дехи-нгуо есть. Совсем худенький, старенький бог. Ничего не делает, никуда не ходит. Будто он всех нгуо отец будет. Чего такое? О бабе его вести нет. Говорили люди. "У самого-то мамка, отец был ли?" Ничего шаман не знает. Говорит: "Пока тот живой - люди все живые. Умер он- все люди умрут. Земля-то в воде плавает. Дехи-нгуо ее держит будто. Как умрет - земля перевернется. Как Моу-Нямы живая перевернуться может?"

Высказывания на ту же тему Нюли Турдагина:

"Как-то один шаманил, говорил: есть Нилулемы-нгуо - старенький такой, всех нгуо отец. Однако совсем это говорка пустая. Так просто болтал шаман. Потом его люди били. Говорили: - Чего так болтаешь? Может, Моу-Нямы обидеть хочешь, будто она всем не мамка?"

Тенденция переосмысливать традиционные представления, рассматривая все явления как исполнение воли неких дямада, привело к созданию разнообразных циклов - "шаманских вестей" о сверхъестественных существах, не связанных с кругом Матерей Природы. Таковы мужские персонажи, олицетворяющие холод, тепло, голод и пр. Примером подобного творчества может служить миф о Хони-нгуо - Голоде-нгуо:

034

(Порбин Деся. Ушкан-камень. 25.03.68):

"Один юрак с чумом отдельно ходит. Сын один у него. Отец сказал ему:

- Съезди, спирта привези. Наверное, пить будем, когда оленей в стада сгонять будем.

Поехал парень, заблудился. Четыре белых оленя запряжены были. Все ушли. Пешком пошел тогда. Устал, лег и уснул. Лежит, разговор слышит:

- Как упал ты, до места не дошел?

- Силы нет.

- Вперед езжай. Двух парней найдешь. Слушай, что говорить будут.

с.142

Проснулся, встал, пошел. Шел (скоро), чумы увидел. Зашел (в чум). Четыре человека там (увидел). Один совсем белый - глаза, волосы, одежда. Второй черный совсем. Все черное. Дверь нашел парень (там сел).

Белый говорит:

- Чего человеком пахнет?

Черный говорит:

- Гостей полно. Может, пришел кто?

Белый спрашивает:

- Зачем пришел? Раньше не ездил ведь.

- Я тепло ищу. Устал совсем. Голодный. Твой чум нашел. Может, накормишь?

- Если просишь, (то) посчитай, сколько людей в чуме, сколько тори-фа. Посчитаешь, сколько (будет число), столько дней проживешь.

(Смотрит):

- С северной стороны семь фа-койка стоит, на симка -четырнадцать дялы-койка.

- Проси у дялы-койка, будешь ли жить. Каждый тебе скажет, как жить будешь, чего есть найдешь ( - один человек говорит).

Один рукав снял парень, голову опустил:

- Не знаю, - говорит - кого просить.

Вдруг дверь открылась. Куропатка пестрая пришла.

- Откуда пришла, - парень говорит, - зачем?

Куропатка говорит:

- Вместе уедем отсюда. Если помрем, пусть белый человек радоваться будет.

Ушел парень-юрак. Опять как-то совсем устал. Лег и уснул. Глаза открыл - опять куропатка рядом.

- Вставай, - говорит, - идти далеко надо, вставай. Идти надо, чтобы белый не смеялся.

Пошли. Опять (скоро) лег и уснул парень. Опять слышит речь:

- Дяйбара (-сирота), если жив останешься, то хорошо будет.

Вставай, парень, иди.

Опять пошел парень. Два чума опять видит. Оленей полно, как комара. Человек по стаду идет. Видит (парень) - чум один стоит. Туда пошел.. Там три человека (живут) - девушка, отец (ее) и мать.

Старик говорит:

- Чего пришел? Если (уж) пришел, (то) ничего не говори. Дорога твоя не интересная была. Седого человека видел - другой помоложе был. Этот, черный, совсем большой - Хони-нгуо (Голода бог). С ним спорить совсем не надо. Никто тебе не поможет. Ты - сирота. Никого у тебя нет.

Теперь так остался парень жить. Девку-то нашел все-таки".

с.143

*Космогонические представления в шаманистическом переосмыслении также .выглядят совершенно отличными от традиционных. Примером этого может служить миф о двух шаманах. Если в других случаях, в большей части случаев, противопоставляются сверхъестественные способности шаманов качествам обычных людей, здесь фигурируют братья, одинаково способные общаться с духами.

(Турдагин Сейме. Усть-Авам. 22.05.1962).

"Два шамана были когда-то. Братья были. Один старше, другой помоложе. Бабы были у обоих. Девять баб было всего. Голодовали шибко. Как столько народа вдвоем прокормишь?

Пурга пришла. Один шаман говорит:

- Во сне не видал ничего. Шаманить надо.

Большой говорит:

- Пурга завтра утихнет. Куропатка придет. Бескрылая куропатка будет. Так поймаем.

Назавтра тихо стало. Люди вышли, говорят:

- Полно куропаток бескрылых.

Ловить стали. Переловили их. Есть стали.

Время прошло. Другой раз опять голодуют. Ничего нет. Только один пороз остался. Большой шаман говорит:

- У нас четырнадцать ребят есть. Ничего они не нашли. Когда рыбу, гуся, утку не найдем - пропадем все.

Младший говорит:

- Я чего-то вижу. Будто вверх пойдем. Жить будем.

Большой говорит:

- Я в воде видал, что жить будем.

Младший говорит:

- Нет. Я летать хочу. Вверх хочу.

- Ладно, - старший говорит, - вверх иди.

Младший говорит:

- Чум ломайте, бабы. Монатки в кучу собирайте.

Баба его все собрала. Шесты в кучу связала. Ребят к санкам привязала, как оленей. Пороз-то был. Его шаман ножом заколол. Сердце его достал. Потом пороза хореем гонять стал. Пороз ноги поднял, вверх, в небо побежал. Три раза всего скакал - санки все вверх поднял. Всех людей унес. Аргиш по небу пошел. Совсем вверх ушел, а олень вдруг вниз повернул.

- Чего он повернул? - шаман кричит.

- Жена твоего брата просит нож отдать.

- Отдай.

Олень опять вверх повернул, потом опять чего-то вниз пошел.

- Чего олень вниз смотрит?

с.144

- Жена твоего брата топор просит.

- Брось ей топор.

Бросила жена младшего шамана топор. Совсем олень вверх убежал, весь аргиш унес.

Большой-то брат на старом чумище остался. Лед-то скоро ушел. Пущальни метал старик. Говорит:

- В воде жить будем.

Скоро опять голод стал. Старик, однако, пущальню высмотрел раз - полную ветку рыбы достал. Стала рыба ловиться.

Другой год настал. Старший брат топор точит. Точить кончил - с неба две санки пришли. К земле близко стали. Сын брата, младшего шамана, пришел. Спрашивает:

- Как живете? У нас-то все есть. Оленя дикого беда много. Вы-то как?

- У нас-то рыбы много. Так-то живем.

Так старик сказал, топор схватил, вверх бросил.

- 0у! - говорит сын брата. - Чего делаешь? Теперь к тебе ходить не будем.

Ушел он.

Те, кто на, земле остался, подобно ня были. На небе, теперь смотри, будто пороза дыхание. Фотади-инсюда имя - от того пороза, что на небо ушел. Топор тоже, как огниво о кремень, на небе сверкает. Это дянду (зарница)."

*Как уже говорилось, за исключением того, что в мифе оба героя -шаманы, сам сюжет, архитектоника мифа весьма шаблонны в числе шаманских повествований об устройстве природы.

Чрезвычайно симптоматично для шаманской мифологии то, что братья-шаманы противопоставляются друг другу: один избирает себе земную сферу, другой - небесную. Объяснение причин разделения братьев весьма реалистично - необходимость дисперсного расселения. Реальны и цифры численности общности, которая вынуждена разделиться, так как не может прокормиться при таком количестве людей: четырнадцать человек при двух главах больших семей. При разделе должны образоваться коллективы, при которых общество охотников тундровой зоны может реально существовать.

Разделяясь, община старшего брата-шамана, которая оставалась на земле, совершает недопустимый нганасанскими этическими нормами поступок. Эта община оставляет у себя вещи, необходимые для любого коллектива - нож и топор. Младший брат в мифе в то же время выступает как личность, обладающая большей "шаманской силой", нежели старший брат. Благодаря этому, его передовой олень превращается в Фотади-инсюда - Звездного оленя. Этот волшебный пороз уводит на небо весь земной караван, и именно он оповещает о поступке людей земного шамана, возвращаясь дважды к земле.

с.145.

Рассказ о злоключениях земного шамана и его людей - типично шаманский сюжет о неизбежной расплате людей за совершенные неправильные действия. Люди голодают до тех пор, пока не начинает ловиться рыба, и именно в это время и приходит с неба младший брат.

Далее следует, на первый взгляд, нелепый поступок старшего шамана. Он бросает свой топор на "землю младшего брата", на небо. Это действие символизирует собой упрек со стороны обычных людей небесным людям за то, что они были причиной их земных мук из-за топора. Старший брат как бы приносит жертву, которая служит младшему укором.

После этого следует окончательное расставание, а на небе возникают два свидетельства этого события - остается Млечный Путь -дыханье волшебного пороза и зарница - след от летящего топора.

Шаманская мифология включает представления о самых разнообразных дямада, которые обладают шаманскими качествами, олицетворяя собой различные явления, которые не вошли в круг традиционных представлений о демиургах и сотворении мира - в частности, металлов (меди, железа, серебра).

Согласно шаманским верованиям, в сверхъестественном мире существ, олицетворяющих металлы, существовала своя иерархия и свои отношения, определенные порядком этой иерархии. Примером подобных представлений может служить миф о Момо'о.

"Одиннадцать кору (землянок) у одной реки стояли. Один человек там был. Не ня (нганасан), не юрак (ненец), не мадду (энец) - вроде леса (русского). Ни баб, ни детей у него нет. Только одни работники. Оленей-то у него, как комара. У этого (человека) от рождения одна рука на пальце кольцо серебряное имела. Работники его день и ночь стадо пасли. Сам-то этот человек только чай варил. Песцов, лисиц у него тоже много.

Как-то он говорит:

- Устал я чего-то! Поймайте мне бангая.

Теперь имя ему пришло. Его MOMO'O Звали, MOMO'O - СЕребряный.

Поймал ему работник оленя. Спина у оленя в семь сажен. На спине семь белых пятен. Запряг его тот, ушел в тальники, въехал на реку, к озеру попал. В горле озера чум нашел. Вошел в чум - с одной стороны старая ася-баба (тунгуска, юкагирка?) сидит, с другой - семь девок. Стали чай пить, мясо есть. Хорошо ели. Потом старуха-то говорит:

- Девку себе выбирай, парень!

Рассердился чего-то тот, на улицу вышел. По чуму ногой ударил, сломал его. Говорит:
- Не надо мне твоих девок. Головы у них в шишках (от укусов вшей), не люблю таких.

Домой вернулся по дороге. Пять линных гусей поймал. Какому-то человеку отдал их, варить велел. Человек гусей взял, развязать их никак не может. Веревка замерзла.

Тот оленей бросил, в чум вернулся:

- Где гуси? - спрашивает.

- Не могу развязать их, - работник отвечает. - Больно сильно ты завязал.

- Ладно, к третьему кору иди, там железную нарту возьми, сюда принеси.

Человек так сделал. Этот стал бангая в нарту запрягать. Хорей достал в две сажени длиной, шевелить стал.

Ночь он ходит, день ходит. Холодная пора была сначала, потом тепло пришло. Туман упал. Только олений хвост видно. Уперся бангай. Гонит его человек, а он все на месте стоит. Бьет его железным хореем сильно - тот все на месте стоит только.

Заговорил олень:

- Больно мне. Зачем бьешь сильно? Слушай лучше.

Стал слушать этот, слышит - будто где-то танцуют (как хейро - долганский танец - добавление рассказчика).

Олень спрашивает рассказчика:

- Слышал?

Туман перестал быть. Стало видно огромный обрыв на краю озера. На нем люди танцуют. Совсем берег черный от людей. В центре круга только один человек ходит. Все по пояс ему только. Хватает этот великан людей, кидает их по сторонам. Только брюхо лопается у кинутых. Нос-то у этого человека железный.

Поехал тогда на леса похожий человек. К озеру подъехали. К человеку с железным носом пришел. Спрашивает того:

- Кто ты?

- Серебряный я.

- Я - Дюнто-богатырь. Ты куда идешь?

- Девку ищу. У ася брать девку хочу.

- Я тоже девку ищу.

- Зачем людей убиваешь?

- Не убиваю их. Только пальцы кладу - сами умирают.

- Давай бороться.

Серебро-Момо'о и Дюнто-богатырь бороться стали. Три дня друг друга кулаками бьют. Никто победить не может. На третий день кончить решили. Так только человек с железным носом просит кончать. Серебро-человек говорит - еще три дня бороться будем. Три дня еще боролись.

с.147.

На седьмой день Серебро-человек поймал того с железным носом за волосы, голову ему совсем оторвал. Тогда бросил, в чум вошел. Там Черного Ася увидел. У него остался в чуме, сидел.

Ночь пришла. Тогда Серебро-человек к Черного Ася девке пошел. Стал с ней играть. Она ему говорит:

- Меня с собой унеси.

Днем аргиш собрали. Стала тогда девка песни петь. Кайнганарю (иносказательная песня) поет:

- Ты, Серебро-человек, меня сейчас не бери. Сзади мой отец идет.

Тогда Серебро-человек говорит:

- Свое добро пополам дели.

Девка все добро - одежду, чашки какие-то, бакари пополам делила, одной половиной дорогу загораживала.

Дальше пошли они. Оглянулись, видят - отца девки олени задержались у вещей, пополам деленных (сломанных пополам). Так ушли. Домой приехали.

Там встречает работник, говорит:

- Все цело. Ничего не пропало.

Отдыхать стал Серебро-человек. Несколько дней играет. Только девке велел всю одежду снять. Все с ней играет. Несколько дней играет. Потом на улицу пошел. Через десять кору перескочил и тихонько к себе вернулся. Там на свою бабу посмотрел, говорит ей:

- У тебя в брюхе бубен шаманский бьет. Испугался я.

Сколько-то времени прошло, из этой бабы его девка в шаманской парке родилась. Совсем быстро растет. Только маленькая была. Уже совсем большая стала. Груди уже выросли. Сама-то век шаманит. Даром, что маленькая была. С самого рожденья шаманит.

Потом скоро из той же бабы и мужик родился - пальцы серебряные у него. У отца только кольцо серебряное - у этого пальцы серебряные.

Теперь время пришло, когда жарко бывает. Тогда ребята в воду лезут, играют. Те ребята тоже так играли.

Пошли их искать (родители), не нашли их. Тогда говорят девке:

- Шамань!

- Ничего не вижу, - девка говорит.

Люди тогда думают:

- Куда это мальчик делся?

Тогда по реке вниз пошли. Шли сколько-то. Железный кору увидели. Нигде входа найти не могут. Слышно только - там две девки разговаривают. Тогда голоса услышав, сверху в дом залезли - -там дверь была не как в чуме. Двух девок увидели. На одной-то железа совсем полно. На другой полно меди. Красная от меди совсем.

Увидели они Серебро-девку, говорят:

- Надо наши спицы (рыболовная снасть) посмотреть!

с.148.

На улицу пошли. Воротились, говорят:

- Щука в три сажени попалась.

Медная девка говорит:

- Не режьте ее. Сейчас я свою снасть посмотрю.

Не стала железная девка ждать ее. Открыла щуке брюхо - парня с серебряными пальцами увидела, говорит:

- Беги скорее ко мне домой! Я приду - играть будем.

Только спрятался тот, медная девка возвратилась, ругаться стала, что не дождалась ее железная женщина. Кинулась на нее, проглотила ее всю. Ничего не видно стало.

Как-то к обеду время подошло. Медная девка говорит:

- Чего-то живот у меня большой, болит.

За живот держится. Плюнула потом - железная девка выскочила, кричит:

- Глотай опять, пусть у тебя в брюхе век буду!

Медная ей говорит:

- Из-за тебя все брюхо горит. Ты солнечной породы, наверное.

Железная отвечает:

- Правда. Солнцу я родня. От Солнца-матери сброшенная. Давай, однако, вместе парня делить. Вместе с ним жить будем.

Медная говорит:

- Давай делить. Пусть один у нас мужик будет. Чего его закрыла? Сейчас тебя разорву!

Кончила говорить, схватила ящик, где парень спрятан был, его открыла сама.

Вышел оттуда парень. Стал он медную девку бить. За ребро ее схватил, вверх кинул через дыру в крыше. За ней только такой голос ушел: "Ту-юк!"

Теперь медной девке имя пришло - Бинты-нгуо-Нямы (Десяти нгуо мать). Тут железная девка убежала. Потому убежала, что она меньше этого парня была. А парень тоже - Серебро-нгуо был. Его боялась железная девка. Потом воротилась, говорит:

- Мы-то с медной девкой всегда воюем. Она меня как проглотит, я ее тогда жечь начинаю. Тогда эта медная меня все равно пустит.

Теперь я опять близко к Коу-Нямы (Солнцу-Матери) пойду. По небу ходить буду. Потом приду, когда надо будет. Оттуда железо идет, с неба, потому что Солнцу родня".

*Таким образом, в приведенном мифе фигурируют следующие сверхъестественные существа: Момо'о (Рожденный с серебряным кольцом), Дюнто (С железным носом), Серебряные пальцы (Сын Момо'о), СЕребро-девка (Дочь MOMO'O - шаманка), Медная девка -Бинты-нгуо-Нямы (Мать десяти нгуо), Железная девка; Дочь Черного Ася - жена Момо'о.

Весьма характерно, что быт Момо'о, СОгласно мифу, весьма отличается от описаний образа жизни других мифологических героев и, в частности, Дяйба-нгуо, который боролся с подобными-существами. Момо'о - СЕребряный - имеет оленей. У него много. пастухов, зависимых людей. В мифе подчеркивается его необычайная сила: он погоняет волшебного оленя железным хореем, он перевязывает добытых гусей так, что работник не может их развязать. Наконец, Серебряный оказывается сильнее Человека с железным носом и побеждает его. Описание борьбы выдержано в классических канонах: борются два раза по три дня и еще один - седьмой, на котором сила у Человека с железным носом кончается.

Сам Момо'о - Человек с серебряным кольцом и Человек с железным носом (Баса-нунка) в мифе не связываются прямо с каким-либо нгуо. Подчеркивается только то, что они не являются обычными людьми. Так, Человек с железным носом убивает много людей, просто кладя на них пальцы. Точнее - люди сами умирают, как только их касается необычное существо.

Серебро-человек борется с Человеком с железным носом из-за девушки - дочери Черного ася. Нганасаны называли ася - адя соседей на востоке. Не случайно Серебро-человек хочет взять девушку именно с восточных по отношению к нганасанским территориям. В этом акте содержится намек на то, что Серебро-человек является "существом этой стороны" - стороны, с которой к нганасанам стало появляться серебро. Это соображение позволяет отнести возникновение образа сверхъестественного серебряного человека к сравнительно позднему времени. Точная датировка его вполне возможна. Она будет заключаться в установлении того периода, когда на Таймыр начинают попадать серебряные вещи от вилюйских якутов. Сравнительно позднее появление этого персонажа в мифологии объясняет и то, что этот Серебро-человек не является родней ни одного из нгуо классического нганасанского пантеона. Отличие его от нгуо заключается в том, что он ищет в жены дочь обычных людей.

Рассказ о рождении детей у Момо'о весьма обычен для шаманского мифотворчества. Сначала рождается дочь - Серебро-девка. Когда она находится во чреве матери, то ее отец уже понимает, что она будет шаманкой - он слышит, как в животе его жены непрерывно бьет бубен. И в самом деле, девочка рождается с бубном, необычно быстро растет и обретает шаманскую силу все более и более. Затем у нее появляется брат, у которого серебряные пальцы. Далее выступают совершенно иные персонажи, которые уже связываются с известными нгуо, олицетворяя собой известные нганасанам металлы: Неромы-копто (Медная девка), Баса-копто (Железная девка).

Эти две женщины получают Серебряного парня, которого заглатывает огромная щука, попавшаяся на спицу. Следует отметить, что щука в числе простых рыб занимает особое место. У нганасан считалось, что щука может быть дямада - шаманским помощником. В образе щуки в мифах выступают некоторые кочи-болезни (см. далее).

Железная девка разрезала щуку и достала оттуда Серебряного парня. Из-за того, кто будет жить с этим парнем, у нее происходит спор с Медной девкой, которая предлагает жить с ним полиандрически, и парень побеждает их обеих. Медную девку он выбрасывает из чума, а железная девка убегает сама.

Смысл этого рассказа следующий. У нганасан медь считалась ребенком Земли-Матери, таким же, как и каменные фетиши - Фала-койка. Нерому - нюоромоу - так и этимологизируется "Дитя Земли". На Таймыре нганасаны издавна знали месторождения самородной меди, из которой делали различные сакральные предметы, по преимуществу, Дялы-койка и украшения для других идолов. Нерому-копто здесь трактуется как родня неким медным существам вообще. Эти существа побеждает Дяйба-нгуо, освобождая Землю для того, чтобы на ней могли жить люди. Победа Серебряного парня здесь символизирует превосходство сделанного людьми над существовавшим издревле. При этом существо, близкородственное Земле-Матери, называется здесь Матерью десяти нгуо, т.е. Серебро-парень не убивает ее совсем, а лишь освобождается от нее, пересиливает ее.

Символично и то, что убегает Железная девка, которая называется близкой к Коу-Нямы - Солнцу-Матери. Само железо нганасанами всегда относилось к родне Солнца-Матери. Во всех мифах Солнце посылает железо с неба в виде метеоритов. Падение на землю небесного железа описывается всегда весьма реалистично. Упавшие метеориты нганасанами превращались в койка-идолов.

В приведенном мифе Железная девка признает Серебро-парня сильнее себя и вновь отправляется на небо.

Как и в случае с Медной девкой, здесь подчеркивается преимущество сделанного людьми над родней могущественных сил природы.

Все опрошенные информаторы единодушно относили приведенный миф и все трактовки перечисленных образов к циклу шаманских произведений. В самом деле, основная идея мифа заключается в том, что рожденный простой женщиной в силу своих шаманских особенностей побеждает сверхъестественные существа. Здесь шаманское творчество вторгается в классические представления о завоевании Земли для жизни людей ограниченным кругом культурных героев и трактует само шаманство как, якобы, извечный элемент жизни.

По убеждениям некоторых информаторов, шаманская одежда произошла от той, которую делали для койка-идолов. Смысл этих убеждений состоял в том, что шаман рожден от людей и для того, чтобы ему уподобиться, сверхъестественному существу, надо одеть его одежду. В самом деле, многие люди ранее одевали своих Койка совершенно так же, как и шаманов. Им делались и особый магических посох - чере (Кой-ка - чере) - с раздвоенным навершием, на обеих частях которого вырезались личины, разделенные круговыми желобками на семь частей; делались маленькие бубны, колотушки, наголовники с рогами.

Другиеутверждали, что эта связь одежды Койка и шаманов имеет обратный характер. В этой традиции видели то, что сами Койка обладают шаманским даром и поэтому им и делается все необходимое для шаманских действий.

Шаманская одежда была более или менее единообразна. Существовало несколько правил шитья шаманской одежды для начинающих и для опытных шаманов. Так, для тех, кто только обнаруживал в себе способность общаться с дямада, изготавливали одежду из нестриженной оленьей шерсти. Для опытных шаманов шерсть на шкурах для парки низко подрезали.

У начинающего шамана парка шилась всегда с прямыми швами -бале-сочур. У опытного шамана все швы имеют орнамент - "мологума сочума" - "чумики". Смысл этого в том, что начинающий шаман, в соответствии с традиционными представлениями, должен был только определить свою силу и, соответственно, свое место в мире сверхъестественных существ. Он должен был уходить далеко от людей, от чумов, так как еще не знал, сможет ли справиться с дямада, подчинить их или вступить с ними в конфликт. Орнамент Мологума для дямада служил указателем того, откуда пришел данный шаман. Только тогда, когда шаман знал свою силу, он мог обнаруживать свое происхождение, своих близких.

Еще одно ограничение касалось рукавиц шамана. Начинающему делали рукавицы, не разрезая пальцев. Опытному - шили перчатки. Объясняли это тем же, что и употребление орнаментов. В рукавицах шаман напоминал ребенка с зашитыми рукавами, а в перчатках показывал, что он готов к борьбе.

Обязательными были следующие детали шаманской одежды -кабя: "Нгойбука" - шаманская шапка (наголовник);

"Нгодангуху" - шаманские рукавицы;

"Хялу" - шаманский нагрудник;

"Нгодакаму" - шаманские бакари;

"Кахя" - шаманская парка.

Обращает прежде всего на себя внимание тот факт, что все эти названия шаманской одежды, кроме названия шаманской парки, являются производными от терминологии для обычной одежды. К обычному термину просто прибавлено слово "шаманский". В отличие

с.152

от лу - названия простой парки, шаманская одежда называется "Кахя". Объяснения этому термину не найдено.

Шаманский головной убор представляет собой наголовник из перекрещенных на темени двух полос, пришитых к кожаному кольцу, опоясывающему голову. На лицо с головного убора спускается бахрома. Полагалось иметь три раза по семь ремешков, достигающих подбородка. Над глазами у некоторых головных уборов, на налобной части кольца пришивались костяные или медные кружки - символы "мысленных глаз", "глаз духа - души" шамана. На лобную часть головного убора могли также пришиваться изображения Сяйбангуо. Сами нгуо из мамонтовой кости или же из меди. Считалось, что эти Койка (все детали шаманского костюма воспринимались в качестве фетишей - помощников) будут шаману "ум давать", когда он оденет головной магический убор.

Важнейшей деталью шаманского головного убора были рога, которые укреплялись в теменной части. Считалось, что именно этими рогами шаман поражает враждебных дямада, которых он потом может проглотить. По некоторым сведениям, ранее, когда металл был редок, шаманам приделывали на головной убор настоящие рога дикого оленя. В фольклоре говорится о некоторых древних шаманах, у которых были свои собственные рога, не видимые простым людям. Есть сведения о том, что начинающим шаманам прикрепляли к головному убору небольшие рога, напоминающие рога телят, и только впоследствии им делали большие рога из железа.

Ленты шаманского головного убора красились в красный цвет. По краям лент для начинающих шаманов делалась черная кайма, отделенная швом - пришитым пучком подшейного волоса. Для опытных шаманов у головного убора были орнаменты - "чумы". Все швы также отделывались подшейным волосом оленя.

К височным частям наголовника привинчивались особые шаманские койка (см. далее).

На затылке "Нгойбука" - шаманского наголовника пришивалась длинная лента "Дямады сыданка" - буквально, "Тень дямада", на которой изображались все дямада, которыми управлял шаман.

"Нгодангуху" также красились в красный цвет и на внешней стороне черной краской наносились полосы, символизирующие кости скелета шамана. По сообщению Сейме Турдагина, у некоторых шаманов ранее на этих местах нашивались металлические полосы -имитация костей для того, чтобы враждебные дямада не могли повредить рук шамана.

Одна из основных деталей шаманского костюма - "Хялу" -нагрудник. Шаман мог камлать без парки, только в одном "Хялу", если борьба предстояла не трудная или же просто ему надо было что-то узнать, не совершая опасных путешествий, в мире духов. "Хялу"

с.153.

кроился в форме расширяющейся книзу широкой полосы, оканчивающейся треугольником, обращенным тупым углом вниз. В верхней части Хялу пришивалась ременная петля, которая одевалась на шею. Нагрудник был выкрашен в красный цвет. На животе черной краской наносился круг, от которого одна полоса шла вниз и две полосы по сторонам шли к краям хялу. По краю также рисовалась черная полоса. Как и во всех случаях, черные полосы выделялись швами из подшейного волоса оленя. Между краем и черной полосой оставлялась узкая красная полоска. Опытные шаманы могли иметь вместо черной полосы орнамент "чумики".

На хялу нашивались фетиши - важные помощники шамана. На месте пупка нашивался кинкойка или Кочамоунтогай. Кинкойка переводится как "Койка на пупке", а Кочамоунтогай как "Высматривающий Коча-болезней". Последнее название отражает функции этого фетиша. Кинкойка представляет собой выгнутый диск с двумя личинами наверху. Одна личина - мужской фетиш, другая -женщина-фетиш. Они должны во время путешествия шамана во время камлания сообщать о Коча-болезнях и в случае внезапного нападения Коча защищают шамана. Эта деталь нагрудника была более или менее единообразна.

Еще один фетиш делался у нганасан всегда из мамонтовой кости -пластина в форме полумесяца, имеющая вверху семь личин -Сяйбангуо. Сама пластина покрывалась орнаментами волнообразными линиями. Сяйбангуо трактовались, как магические изображения "детей семи главных нгуо". Они помогали шаману, прося у своих патронов силу во время борьбы.

Произвольный характер имели другие фетиши. Чаще всего это были изображения орнитоморфных помощников шамана из металла. Так, например, на шаманской парке Сейме Турдагина по обеим сторонам были нашиты "денкусы" - гуси, которые "таскают везде шамана". На груди также был нашит фетиш, не имеющий имени, который должен был защищать грудину. На верху "Лялу" были пришиты медные диски - "дяли", которые, по сообщению Сейме, являлись посланцами "Отца дня" - "Дялы десы". Многие информаторы вообще отрицали при этом возможность существования некоего "Отца дня". Так, присутствующий при разговоре Нюля Турдагин утверждал следующее:

037а

(1 августа 1962 г. Усть-Авам).

"Дял-койка дается Коу-нгуо. Это Коу-нгуо посылает собой рожденной. Другие койка - тоже разными нгуо даются. Поэтому их просят, чтобы они говорили тем нгуо, которым они - родня. Шаманской стороны говорка - будто Дялы-десы их отец. Будто у койка отец есть. Это так, пустая говорка. Просто это Коу-Нямы рожденное падает. Как много упало их, так шаманы говорить стали, что это их стороны Койка. Они потому и говорят, что у этих отец есть. Откуда будет? Просто так они говорят".

"Нгодакаму" - шаманские бакари по покрою существенно отличаются от обычной обуви. Нганасанские "каму" - обувь без подъема шьется из многих деталей, которые имеют свои названия и магический смысл. Шаманская обувь представляет собой обернутую вокруг ноги шкуру, к которой пришита подметка из "оленьего лба". Эта обувь делается также без подъема. Она, как и все остальные детали одежды, раскрашивается красной краской и на черном цвете рисуется круг вокруг колена и полосы: вверх до паха и две полосы вниз до подошвы. Шаманские "каму" всегда "укреплялись" металлическими или костяными "ногами", стилизованно имитировавшими ноги оленя.

Источник информации
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения