Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ОБРАЗ ЖАВОРОНКА В МИФОЛОГИИ БУРЯТ

Участников: 2

Перейти вниз

ОБРАЗ ЖАВОРОНКА В МИФОЛОГИИ БУРЯТ Empty ОБРАЗ ЖАВОРОНКА В МИФОЛОГИИ БУРЯТ

Сообщение автор Wizard Чт Ноя 18, 2021 1:16 pm

Жаворонок имел небесное начало, его полет коммуницировал сакральную (небо) и профанную (землю) сферы. По мифологическим воззрениям бурят, данное пернатое служило светлым небесным силам. По этой причине его относили к ограниченному кругу птиц, наделяемых высоким семиотическим статусом. К такому выводу можно прийти, обратившись к легенде «Жаворонок» селенгинских бурят-буддистов. В ней повествуется о том, что это пернатое, долго слушавшее молитву (тарни) из книги «Базар биддарна», которую произносил при освящении воды один буддийский монах, стал ее петь нараспев.

Там же говорится, что буряты, слыша трели жаворонка, якобы запоминали слова молитвы, а птицу назвали Базар биддарна в честь священного манускрипта. По их представлениям, жаворонок «на заре читает эти тарни и освящает воду своим купаньем», а во время «его пения и полета кверху даже хищная птица боится его убить, сознавая, что он читает божественное» [Там же]. Надо заметить, что в указанной выше легенде дается словесная имитация пения пернатого в форме буддийской молитвы, что подчеркивает сакральный характер жаворонка в мировоззрении бурят. Очевидно, в основу таких представлений легла ассоциация долгой трели самца жаворонка с молитвой монаха. Любопытно, что определенная параллель с этим образом прослеживается и у славян (поляков), которые признавали жаворонка чистой, «божьей» птицей и величали певцом Божьей Матери, будто бы возносящим ей в небе молитву «Ave Maria».

В прошлом буряты давали новорожденным девочкам имя, омоничное названию жаворонка – Булжамуур [Митрошкина, 1987. С. 82]. Полагали, что оно введет в заблуждение нечистую силу и тем самым защитит ребенка. В бурятской эпике птице приписываются магиче-
ские целебные свойства. Так, Манзан Гурмэн Тоодэй – всезнающая праматерь небожителей, лечит посредством жаворонка:

Она,
Все швы во вселенной сшивающая,
Белого жаворонка в руки взяла,
Золотого зерна ему дала,
Чтобы был он живым, был горячим он,
Чтобы вылечил принцессу Наран Гоохон.
К белой спине принцессы
Она его спиной прикладывает,
К белой груди принцессы
Она его грудью прикладывает.
Все, что велено ему, делая,
Азарга – жаворонок белый,
На белой груди принцессы долго лежит,
Болезнь из нее вытягивая – долго лежит,
Яд из нее высасывая – долго лежит,
Колдовство из нее выманивая – долго лежит,
Принцесса из-под жаворонка встала,
Здоровехонька, как ни в чем не бывало
[Гэсэр, 1986. Т. 1. С. 32].

В приведенном фрагменте белое оперение жаворонка указывает, с одной стороны, на мужское начало, а с другой – на принадлежность его к светлым силам неба. При этом следует указать, что это пернатое не было включено в традиционную обрядность бурят, в том числе в шаманские обряды. В народной медицине бурят органы и части тела жаворонка, в отличие от некоторых других птиц, не использовались.

С жаворонком сопряжена идея оборотничества. В эпике и сказочной прозе бурят герои обращаются в эту птицу, например:
После этого
Алма Мэргэн солнцеликая
Новые заговорные слова прошептала,
Превратила себя в легкую птицу,
Жаворонком крылатым стала
[Гэсэр, 1986. Т. 2. С. 172].

В мифологических представлениях бурят серо-пестрое оперение жаворонка явно символизирует женское начало:
Серо-пестрый жаворонок
От поганой завороженной стрелы
Падает вниз.
За три пальца от земли
Остановился, повис,
Снова крылышками встрепенулся
И царевной Наран Гоохон
Обернулся.
На вершине горы,
Отряхнувшись, царевна встала,
До той поры
На земле такой красы не бывало
[Гэсэр, 1986. Т. 1. С. 84–85].

Примечательно, что в приведенном выше фрагменте показано поведение жаворонка в момент опасности, когда хищная птица атакует его в небе: он обычно спасается, совершая резкое падение с высоты. Основными крылатыми охотниками на него являются соколиные, а также булжамуурай харсага ‘букв. ястреб (охотящийся) на жаворонка, ястреб-перепелятник’ (Accipiter nisus); последний как противник жаворонка фигурирует в сказке «Храбрый Жэбжэнэй»: «Тогда Шагшага Мэргэн Тайжа превратился в жаворонка и полетел. Жэбжэнэй стал ястребом, пустился вдогонку и поймал его» [Бурятские волшебные сказки, 1993.
С. 229].

В мифологических суждениях бурят жаворонок отражал природные ритмы. Его прилет, как было сказано, связывали с наступлением тепла: по наблюдениям орнитологов, в ЮгоВосточной Сибири он возвращается к местам гнездования уже в начале марта. Данный факт
отложился в эпике бурят, например, этому посвящены следующие строки:
Сорока стрекочет, зима продолжается,
В лисьей шапке Гэсэр в седле качается.
Ветры дуют, снега метут,
Вокруг носа и рта льдинки растут.
Жаворонок вьется – начало лета,
Едет Гэсэр легко одетый
[Гэсэр, 1986. Т. 2. С. 85].

Между тем в эпических произведениях бурят нередко олицетворением прихода весны выступали другие птицы – ворон [Мэньелтэ мэргэн, 1984. С. 22] и представители отряда воробьинообразных (овсянка, зырянка). Подобная взаимозаменяемость образов птиц отмечается, например, в сказках славян, при этом она также связывается с пернатыми отряда воробьинообразных (жаворонком, овсянкой, малиновкой и др.)

Жаворонок ассоциировался с определенным временем суток – ранним утром, с его пением, по традиции бурят, хорошая хозяйка должна была вставать и начинать заниматься хозяйством. Такую практику передают традиционные свадебные благопожелания невесте ее роди-
телей. Например, ей желали:
Горячий саломат вари,
Крепкий архи кури,
Со стрекотом сороки утром вставай,
Чай свой кипяти, архи кури,
С пением жаворонка вставай,
Бозо свое кипяти
[Подгорбунский, 1915. С. 101].

Заметим, что в мифологических суждениях разных народов Евразии данное пернатое также связывается с традицией встречи весны [Гура, 1997. С. 637] и соотносится с ранним утром. Отождествление жаворонка с сезонным циклом и ранним утром, вероятно, свидетельствует об ассоциации с понятием времени.

Следует заметить, что, помимо преимущественно положительного восприятия бурятами этой птицы, встречается и его редкая отрицательная коннотация. Так, в сказке «Семь соловых кобылиц Сутая» жаворонок выступал как посланник демонического существа мангадхая [Шаракшинова, 2000. С. 151]. Кроме того, устройство им гнезда прямо на земле или среди камней, вероятно, повлияло на складывание представлений о его хтоническом происхождении (ПМА: С. О. Бильдуев).

А. А. Бадмаев
Институт археологии и этнографии СО РАН
Новосибирск, Россия
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Хан Калмык поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

ОБРАЗ ЖАВОРОНКА В МИФОЛОГИИ БУРЯТ Empty Re: ОБРАЗ ЖАВОРОНКА В МИФОЛОГИИ БУРЯТ

Сообщение автор Хан Калмык Сб Дек 25, 2021 5:34 pm

Познавателно.
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения