Особенности хантыйских бубнов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Особенности хантыйских бубнов
Главным атрибутом камлания хантыйских шаманов был бубен. Бубен васюганского шамана имеет яйцевидную форму. Его продольный диаметр 76 см, поперечный - 62 см. Обечайка шириной 12 см, концы ее накладываются один на другой и соединяются кожаной бечевкой, продеваемой сквозь просвер ленные в обечайке отверстия. На внешней стороне обечайки имеется 16 резонаторных столбиков (выс. 3 см, дл. 3 см, шир. 2 см), прикрепленных к обечайке с помощью деревянных шпонок. На верхних концах столбиков имеются выемки, по которым проходят две бечевки, скрученные из сухожильных нитей. В обечайке вырезаны резонаторные щели, образующие три Х-образные фигуры. Щели в центре не сходятся, здесь укреплены резонаторные столбики.
Бубен обтянут оленьей кожей, ее край загнут узкой полоской на внутреннюю сторону обечайки и прикреплен сухожильной ниткой широкими стежками. Кромка кожи оставлена свободной и собрана на вздержку из сухожильной нити. Кожа бубна повреждена, и заметно, что вначале был сделан надрез ножом, который впоследствии разошелся дальше.
Внутри бубна на коротких растяжках из кожаных ремешков укреплена железная крестовина, каждый конец которой имеет форму змеиной головы с обозначенными глазами, носом и ртом. Крестовина орнаментирована косыми крестами и поперечными линиями. Сужающиеся концы крестовины загнуты, в местах изгиба к ним прикреплено по три пары ремешков (на остром конце бубна - четыре пары), другие концы которых укреплены в обечайке. К крестовине прикреллены три колокольчика-шаркунца. Известно, что несколько колокольчиков
утеряно.
На внутренней стороне обечайки укреплены две фигурные железные скобы. На одной из них имеется пять, а на другой три железные подвески в виде колец и ромбовидных пластинок. Фигурные скобы, по всей вероятности, символизировали луки шамана, а имеющиеся на них ромбовидные подвески должны были осмысливаться как стрелы. Подобное толкование мы находим у Е. Д. Прокофьевой (1971: 88), которая считает данное явление шаманизма наиболее поздним по происхождению.
На внешней стороне бубна имеются рисунки, выполненные черной и красной краской. По краю красной краской изображены четыре вписанные друг в друга и незамыкающиеся окружности. Их разорванные концы соединены между собой прямой линией. В промежутке между кругами изображено большое количество ромбиков. По продольной оси бубна расположены следующие изображения: вверху антропоморфная фигура, выполненная красной краской, внизу точно такая же фигура нанесена черной краской. В промежутке между ними нарисовано пять черных ромбиков, расположенных по кругу. Значение некоторых изображений удалось выяснить. По словам сына шамана Петра Милимова, красные фигурки обозначают добрых, а черные - злых духов.
Известно, что рисунки, нанесенные на поверхность бубна, отражали у ряда народов Сибири представления о вселенной. Пока нет прямых указаний о том, что это было характерно и для васюганского бубна, но мы можем привлечь материалы по другим народам. Так, у эвенков существовали бубны, на которых изображена вселенная, и это изображение похоже на рисунок васюганского бубна. Давая объяснения рисункам, сходным с рисунком интересую щего нас экземпляра, С. В. Иванов пишет: «Принимая во внимание, что роспись бубна в целом изображала собой либо вселенную, либо собственно землю, в окружающей бубен полосе следует видеть очертания краев вселенной или земли». Исходя из этого, поверхность васюганского бубна можно рассматривать как плоскостное изображение вселенной, в отличие от «этажного» деления на бубнах некоторых других народов.
Антропоморфные изображения, аналогичные изображениям на васюганском бубне (рисунки в виде креста) имеются на шаманских кафтанах сымских эвенков. Черные ромбики, заключенные между красными линиями, изображенные на васюганском бубне, являются типично эвенкийским приемом украшения бубнов и, по мнению С. В. Иванова, изображают собой змей. Правда, само изображение змей в виде смыкающихся ромбиков, будучи сходно с эвенкийскими изображениями, далеко от реалистического, которое характерно, например, для народов Саяно-Алтайского нагорья. Очевидно, здесь проявилась закономерность в изображении различных существ на предметах шаманской одежды и других атрибутах, которую отмечает Е. Д. Прокофьева. Эта закономерность проявляется в том, что все изображения на бубнах и одежде шамана по мере продвижения с юга на север становятся все более схематичными.
Отдельное антропоморфное изображение в нижней части бубна не имеет аналогий среди изображений на предметах культа других народов Сибири. В этом плане для нас представляет интерес сообщение С. В. Иванова (1955: 243) о том, что эвенкийский шаман, найдя в подземном мире душу человека, заставлял змею охранять ее. Видимо, не случайно на васюганском бубне антропоморфная фигура изображена среди змей в узком проходе, который осмыслялся, вероятно, как вход в подземный мир.
По воспоминаниям информаторов, на Васюгане некогда были бубны другого типа: больших размеров и круглые. Они обтягивались лосиной или собачьей кожей. Такие бубны были без рукоятей и подвешивались на шею на ремне подобно барабану. Внутри бубна на обтяжке укреплялись колокольчики небольших размеров, по семь штук с левой и правой сторон. С внешней стороны обечайки против них пришивались пуговицы в соответствии с размерами колокольчиков. Для извлечения звука определенной высоты нужно было ударить по
соответствующей пуговице, отчего колокольчик издавал звук.
Кроме того, на Васюгане были известны бубны с рукоятью в виде естественной развилки сучка дерева, как у аганских и юганских бубнов.
Сведения о бубнах ваховских шаманов имеются в литературе, поэтому мы останавливаемся на их характеристике кратко. Бубен имеет овальную форму, продольный диаметр 70 см, поперечный - 73 см, обечайка шириной 10 см. Обтяжка бубна из оленьей кожи
пришита к обечайке с внутренней стороны бубна. Под обтяжкой имеется 12 резонаторных столбиков в виде усеченных конусов,
через верхние концы которых проходит в два ряда металлическая проволока. Рукоять бубна укреплена по продольному диаметру и представляет собой деревянную планку с двумя параллельными сквозными прорезями в нижней и верхней части, а также с прямоугольными вырезами с боков рукояти в четырех местах. Концы рукояти укреплены в вырезах обечайки. У данного экземпляра бубна подвесок нет, но можно предположить, что они утрачены, т.к. по данным М. Б. Шатилова (1931: 123), бубны на Вахе имели подвески в виде железных трубочек, медных литых подвесок с изображениями бегущей лошади, охотника с натянутым луком, звездой и т. д.
На Вахе имелись бубны, аналогичные вышеописанным, но с рукоятью из естественной развилки дерева, как у аганских и юганских бубнов.
Сведения о наличии рисунков на бубнах ваховских хантов противоречивы. Большинство данных говорит об отсутствии рисунков, однако у нас имеются сообщения о том, что в некоторых случаях на бубен наносилось изображение оленя.
Представляют интерес обычаи, связанные с изготовлением бубна на Вахе. Будущий шаман (если окружающие признавали за ним право на шаманство) просил одного из самых пожилых мужчин изготовить бубен. Назначенный должен был один, без посторонних уйти в лес и отыскать дерево (кедр, ель или лиственницу) с верхними ветвями, напоминающими по форме оленьи рога. На уровне своего роста он должен был срезать сук для обечайки бубна. Желательно было рубить сук с восточной стороны дерева, можно было и с северной или южной, но не с западной, так как на западе живут злые духи. Данное дерево считалось священным, поэтому, потеряв один сук, оно должно было расти дальше. Сук вырубался с частью древесины ствола с целью, чтобы случайно его не повредить. Если сук давал трещину, то изготавливающий
сообщал шаману, что шаманить еще рано и изготовление бубна нужно отложить до следующего года.
Этот же мастер изготавливал колотушку к бубну и наносил на его поверхность рисунок (если это вообще делалось).
Шкуру для обтяжки бубна выделывали две женщины. Они же занимались изготовлением костюма шамана. Подвески к бубну мог сделать кузнец. Процесс изготовления бубна длился три дня, затем бубен несколько дней сушился.
После изготовления бубна проходил трехдневный праздник его оживления. На празднике каждый желающий мог взять в руки бубен и поиграть на нем, это было даже желательно. Праздник, однако, был не обязателен, и иногда новый бубен передавался шаману в тот день, когда он должен был быть в действии, т. е. накануне камлания.
Весной на Вахе устраивался обряд символического кормления шаманских вещей, для него использовалось мясо первой добытой в этом году утки. В обряде могли принимать участие мужчины-родственники шамана, вообще же им был запрещен доступ к вещам.
(По В. М. Кулемзину)
Бубен обтянут оленьей кожей, ее край загнут узкой полоской на внутреннюю сторону обечайки и прикреплен сухожильной ниткой широкими стежками. Кромка кожи оставлена свободной и собрана на вздержку из сухожильной нити. Кожа бубна повреждена, и заметно, что вначале был сделан надрез ножом, который впоследствии разошелся дальше.
Внутри бубна на коротких растяжках из кожаных ремешков укреплена железная крестовина, каждый конец которой имеет форму змеиной головы с обозначенными глазами, носом и ртом. Крестовина орнаментирована косыми крестами и поперечными линиями. Сужающиеся концы крестовины загнуты, в местах изгиба к ним прикреплено по три пары ремешков (на остром конце бубна - четыре пары), другие концы которых укреплены в обечайке. К крестовине прикреллены три колокольчика-шаркунца. Известно, что несколько колокольчиков
утеряно.
На внутренней стороне обечайки укреплены две фигурные железные скобы. На одной из них имеется пять, а на другой три железные подвески в виде колец и ромбовидных пластинок. Фигурные скобы, по всей вероятности, символизировали луки шамана, а имеющиеся на них ромбовидные подвески должны были осмысливаться как стрелы. Подобное толкование мы находим у Е. Д. Прокофьевой (1971: 88), которая считает данное явление шаманизма наиболее поздним по происхождению.
На внешней стороне бубна имеются рисунки, выполненные черной и красной краской. По краю красной краской изображены четыре вписанные друг в друга и незамыкающиеся окружности. Их разорванные концы соединены между собой прямой линией. В промежутке между кругами изображено большое количество ромбиков. По продольной оси бубна расположены следующие изображения: вверху антропоморфная фигура, выполненная красной краской, внизу точно такая же фигура нанесена черной краской. В промежутке между ними нарисовано пять черных ромбиков, расположенных по кругу. Значение некоторых изображений удалось выяснить. По словам сына шамана Петра Милимова, красные фигурки обозначают добрых, а черные - злых духов.
Известно, что рисунки, нанесенные на поверхность бубна, отражали у ряда народов Сибири представления о вселенной. Пока нет прямых указаний о том, что это было характерно и для васюганского бубна, но мы можем привлечь материалы по другим народам. Так, у эвенков существовали бубны, на которых изображена вселенная, и это изображение похоже на рисунок васюганского бубна. Давая объяснения рисункам, сходным с рисунком интересую щего нас экземпляра, С. В. Иванов пишет: «Принимая во внимание, что роспись бубна в целом изображала собой либо вселенную, либо собственно землю, в окружающей бубен полосе следует видеть очертания краев вселенной или земли». Исходя из этого, поверхность васюганского бубна можно рассматривать как плоскостное изображение вселенной, в отличие от «этажного» деления на бубнах некоторых других народов.
Антропоморфные изображения, аналогичные изображениям на васюганском бубне (рисунки в виде креста) имеются на шаманских кафтанах сымских эвенков. Черные ромбики, заключенные между красными линиями, изображенные на васюганском бубне, являются типично эвенкийским приемом украшения бубнов и, по мнению С. В. Иванова, изображают собой змей. Правда, само изображение змей в виде смыкающихся ромбиков, будучи сходно с эвенкийскими изображениями, далеко от реалистического, которое характерно, например, для народов Саяно-Алтайского нагорья. Очевидно, здесь проявилась закономерность в изображении различных существ на предметах шаманской одежды и других атрибутах, которую отмечает Е. Д. Прокофьева. Эта закономерность проявляется в том, что все изображения на бубнах и одежде шамана по мере продвижения с юга на север становятся все более схематичными.
Отдельное антропоморфное изображение в нижней части бубна не имеет аналогий среди изображений на предметах культа других народов Сибири. В этом плане для нас представляет интерес сообщение С. В. Иванова (1955: 243) о том, что эвенкийский шаман, найдя в подземном мире душу человека, заставлял змею охранять ее. Видимо, не случайно на васюганском бубне антропоморфная фигура изображена среди змей в узком проходе, который осмыслялся, вероятно, как вход в подземный мир.
По воспоминаниям информаторов, на Васюгане некогда были бубны другого типа: больших размеров и круглые. Они обтягивались лосиной или собачьей кожей. Такие бубны были без рукоятей и подвешивались на шею на ремне подобно барабану. Внутри бубна на обтяжке укреплялись колокольчики небольших размеров, по семь штук с левой и правой сторон. С внешней стороны обечайки против них пришивались пуговицы в соответствии с размерами колокольчиков. Для извлечения звука определенной высоты нужно было ударить по
соответствующей пуговице, отчего колокольчик издавал звук.
Кроме того, на Васюгане были известны бубны с рукоятью в виде естественной развилки сучка дерева, как у аганских и юганских бубнов.
Сведения о бубнах ваховских шаманов имеются в литературе, поэтому мы останавливаемся на их характеристике кратко. Бубен имеет овальную форму, продольный диаметр 70 см, поперечный - 73 см, обечайка шириной 10 см. Обтяжка бубна из оленьей кожи
пришита к обечайке с внутренней стороны бубна. Под обтяжкой имеется 12 резонаторных столбиков в виде усеченных конусов,
через верхние концы которых проходит в два ряда металлическая проволока. Рукоять бубна укреплена по продольному диаметру и представляет собой деревянную планку с двумя параллельными сквозными прорезями в нижней и верхней части, а также с прямоугольными вырезами с боков рукояти в четырех местах. Концы рукояти укреплены в вырезах обечайки. У данного экземпляра бубна подвесок нет, но можно предположить, что они утрачены, т.к. по данным М. Б. Шатилова (1931: 123), бубны на Вахе имели подвески в виде железных трубочек, медных литых подвесок с изображениями бегущей лошади, охотника с натянутым луком, звездой и т. д.
На Вахе имелись бубны, аналогичные вышеописанным, но с рукоятью из естественной развилки дерева, как у аганских и юганских бубнов.
Сведения о наличии рисунков на бубнах ваховских хантов противоречивы. Большинство данных говорит об отсутствии рисунков, однако у нас имеются сообщения о том, что в некоторых случаях на бубен наносилось изображение оленя.
Представляют интерес обычаи, связанные с изготовлением бубна на Вахе. Будущий шаман (если окружающие признавали за ним право на шаманство) просил одного из самых пожилых мужчин изготовить бубен. Назначенный должен был один, без посторонних уйти в лес и отыскать дерево (кедр, ель или лиственницу) с верхними ветвями, напоминающими по форме оленьи рога. На уровне своего роста он должен был срезать сук для обечайки бубна. Желательно было рубить сук с восточной стороны дерева, можно было и с северной или южной, но не с западной, так как на западе живут злые духи. Данное дерево считалось священным, поэтому, потеряв один сук, оно должно было расти дальше. Сук вырубался с частью древесины ствола с целью, чтобы случайно его не повредить. Если сук давал трещину, то изготавливающий
сообщал шаману, что шаманить еще рано и изготовление бубна нужно отложить до следующего года.
Этот же мастер изготавливал колотушку к бубну и наносил на его поверхность рисунок (если это вообще делалось).
Шкуру для обтяжки бубна выделывали две женщины. Они же занимались изготовлением костюма шамана. Подвески к бубну мог сделать кузнец. Процесс изготовления бубна длился три дня, затем бубен несколько дней сушился.
После изготовления бубна проходил трехдневный праздник его оживления. На празднике каждый желающий мог взять в руки бубен и поиграть на нем, это было даже желательно. Праздник, однако, был не обязателен, и иногда новый бубен передавался шаману в тот день, когда он должен был быть в действии, т. е. накануне камлания.
Весной на Вахе устраивался обряд символического кормления шаманских вещей, для него использовалось мясо первой добытой в этом году утки. В обряде могли принимать участие мужчины-родственники шамана, вообще же им был запрещен доступ к вещам.
(По В. М. Кулемзину)
ВОГУЛЪ поставил(а) лайк
Похожие темы
» ОСОБЕННОСТИ УЗБЕКСКИХ БУБНОВ (По В. Басилову)
» Коллекция шаманских бубнов в фондах Национального музея Тувы
» Осина (свойства и особенности)
» Особенности корейского шаманизма
» Типы и особенности призвания
» Коллекция шаманских бубнов в фондах Национального музея Тувы
» Осина (свойства и особенности)
» Особенности корейского шаманизма
» Типы и особенности призвания
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения