Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Особенности хантыйских бубнов

Перейти вниз

Особенности хантыйских бубнов Empty Особенности хантыйских бубнов

Сообщение автор Wizard Вс Авг 01, 2021 5:56 pm

Главным атрибутом камлания хантыйских шаманов был бубен. Бубен васюганского шамана имеет яйцевидную форму. Его продольный диаметр 76 см, поперечный - 62 см. Обечайка шириной 12 см, концы ее накладываются один на другой и соединяются кожаной бечевкой, продеваемой сквозь просвер­ ленные в обечайке отверстия. На внешней стороне обечайки имеется 16 резонаторных столбиков (выс. 3 см, дл. 3 см, шир. 2 см), прикрепленных к обечайке с помощью деревянных шпонок. На верхних концах столбиков имеются выемки, по которым проходят две бечевки, скрученные из сухожильных нитей. В обечайке вырезаны резонаторные щели, образующие три Х-образные фигуры. Щели в центре не сходятся, здесь укреплены резонаторные столбики.

Бубен обтянут оленьей кожей, ее край загнут узкой полоской на внутреннюю сторону обечайки и прикреплен сухожильной ниткой широкими стежками. Кромка кожи оставлена свободной и собрана на вздержку из сухожильной нити. Кожа бубна повреждена, и заметно, что вначале был сделан надрез ножом, который впоследствии разошелся дальше.

Внутри бубна на коротких растяжках из кожаных ремешков укреплена железная крестовина, каждый конец которой имеет форму змеиной головы с обозначенными глазами, носом и ртом. Крестовина орнаментирована косыми крестами и попе­речными линиями. Сужающиеся концы крестовины загнуты, в местах изгиба к ним прикреплено по три пары ремешков (на остром конце бубна - четыре пары), другие концы которых укреплены в обечайке. К крестовине прикреллены три колокольчика-шаркунца. Известно, что несколько колокольчиков
утеряно.

На внутренней стороне обечайки укреплены две фигурные железные скобы. На одной из них имеется пять, а на другой три железные подвески в виде колец и ромбовидных пластинок. Фигурные скобы, по всей вероятности, символизировали луки шамана, а имеющиеся на них ромбовидные подвески должны были осмысливаться как стрелы. Подобное толкование мы находим у Е. Д. Прокофьевой (1971: 88), которая считает данное явление шаманизма наиболее поздним по происхож­дению.

На внешней стороне бубна имеются рисунки, выполненные черной и красной краской. По краю красной краской изобра­жены четыре вписанные друг в друга и незамыкающиеся окружности. Их разорванные концы соединены между собой прямой линией. В промежутке между кругами изображено большое количество ромбиков. По продольной оси бубна расположены следующие изображения: вверху антропоморфная фигура, выполненная красной краской, внизу точно такая же фигура нанесена черной краской. В промежутке между ними нарисовано пять черных ромбиков, расположенных по кругу. Значение некоторых изображений удалось выяснить. По словам сына шамана Петра Милимова, красные фигурки обозна­чают добрых, а черные - злых духов.


Известно, что рисунки, нанесенные на поверхность бубна, отражали у ряда народов Сибири представления о вселенной. Пока нет прямых указаний о том, что это было характерно и для васюганского бубна, но мы можем привлечь материалы по другим народам. Так, у эвенков существовали бубны, на которых изображена вселенная, и это изображение похоже на рисунок васюганского бубна. Давая объяснения рисункам, сходным с рисунком интересую­ щего нас экземпляра, С. В. Иванов пишет: «Принимая во внимание, что роспись бубна в целом изображала собой либо вселенную, либо собственно землю, в окружающей бубен полосе следует видеть очертания краев вселенной или земли». Исходя из этого, поверхность васюганского бубна можно рассматривать как плоскостное изображение вселенной, в отличие от «этажного» деления на бубнах некоторых других народов.

Особенности хантыйских бубнов Oa_a_n10

Антропоморфные изображения, аналогичные изображениям на васюганском бубне (рисунки в виде креста) имеются на шаманских кафтанах сымских эвенков. Черные ромбики, заключенные между красными линиями, изображенные на васюганском бубне, являются типично эвен­кийским приемом украшения бубнов и, по мнению С. В. Иванова, изображают собой змей. Правда, само изображение змей в виде смыкающихся ромбиков, будучи сходно с эвенкийскими изображениями, далеко от реалисти­ческого, которое характерно, например, для народов Саяно­-Алтайского нагорья. Очевидно, здесь проявилась закономерность в изображении различных существ на предметах шаманской одежды и других атрибутах, которую отмечает Е. Д. Про­кофьева. Эта закономерность проявляется в том, что все изображения на бубнах и одежде шамана по мере продвижения с юга на север становятся все более схематичными.

Отдельное антропоморфное изображение в нижней части бубна не имеет аналогий среди изображений на предметах культа других народов Сибири. В этом плане для нас пред­ставляет интерес сообщение С. В. Иванова (1955: 243) о том, что эвенкийский шаман, найдя в подземном мире душу чело­века, заставлял змею охранять ее. Видимо, не случайно на васюганском бубне антропоморфная фигура изображена среди змей в узком проходе, который осмыслялся, вероятно, как вход в подземный мир.

По воспоминаниям информаторов, на Васюгане некогда были бубны другого типа: больших размеров и круглые. Они обтягивались лосиной или собачьей кожей. Такие бубны были без рукоятей и подвешивались на шею на ремне подобно барабану. Внутри бубна на обтяжке укреплялись колокольчики небольших размеров, по семь штук с левой и правой сторон. С внешней стороны обечайки против них пришивались пуго­вицы в соответствии с размерами колокольчиков. Для извле­чения звука определенной высоты нужно было ударить по
соответствующей пуговице, отчего колокольчик издавал звук.

Кроме того, на Васюгане были известны бубны с рукоятью в виде естественной развилки сучка дерева, как у аганских и юганских бубнов.

Особенности хантыйских бубнов Oa_ao11

Сведения о бубнах ваховских шаманов имеются в литературе, поэтому мы останавли­ваемся на их характеристике кратко. Бубен имеет овальную форму, продольный диаметр 70 см, поперечный - 73 см, обечайка шириной 10 см. Обтяжка бубна из оленьей кожи
пришита к обечайке с внутренней стороны бубна. Под обтяжкой имеется 12 резонаторных столбиков в виде усеченных конусов,
через верхние концы которых проходит в два ряда метал­лическая проволока. Рукоять бубна укреплена по продоль­ному диаметру и представляет собой деревянную планку с двумя параллельными сквозными прорезями в нижней и верх­ней части, а также с прямоугольными вырезами с боков рукояти в четырех местах. Концы рукояти укреплены в вырезах обечайки. У данного экземпляра бубна подвесок нет, но можно предположить, что они утрачены, т.к. по данным М. Б. Шатилова (1931: 123), бубны на Вахе имели подвески в виде железных трубочек, медных литых подвесок с изобра­жениями бегущей лошади, охотника с натянутым луком, звездой и т. д.

На Вахе имелись бубны, аналогичные вышеописанным, но с рукоятью из естественной развилки дерева, как у аганских и юганских бубнов.

Сведения о наличии рисунков на бубнах ваховских хантов противоречивы. Большинство данных говорит об отсутствии рисунков, однако у нас имеются сообщения о том, что в некоторых случаях на бубен наносилось изображение оленя.

Представляют интерес обычаи, связанные с изготовлением бубна на Вахе. Будущий шаман (если окружающие признавали за ним право на шаманство) просил одного из самых пожилых мужчин изготовить бубен. Назначенный должен был один, без посторонних уйти в лес и отыскать дерево (кедр, ель или лиственницу) с верхними ветвями, напоминающими по форме оленьи рога. На уровне своего роста он должен был срезать сук для обечайки бубна. Желательно было рубить сук с восточной стороны дерева, можно было и с северной или южной, но не с западной, так как на западе живут злые духи. Данное дерево считалось священным, поэтому, потеряв один сук, оно должно было расти дальше. Сук вырубался с частью древесины ствола с целью, чтобы случайно его не повредить. Если сук давал трещину, то изготавливающий
сообщал шаману, что шаманить еще рано и изготовление бубна нужно отложить до следующего года.

Этот же мастер изготавливал колотушку к бубну и наносил на его поверхность рисунок (если это вообще делалось).
Шкуру для обтяжки бубна выделывали две женщины. Они же занимались изготовлением костюма шамана. Подвески к бубну мог сделать кузнец. Процесс изготовления бубна длился три дня, затем бубен несколько дней сушился.

После изготовления бубна проходил трехдневный праздник его оживления. На празднике каждый желающий мог взять в руки бубен и поиграть на нем, это было даже желательно. Праздник, однако, был не обязателен, и иногда новый бубен передавался шаману в тот день, когда он должен был быть в действии, т. е. накануне камлания.

Весной на Вахе устраивался обряд символического корм­ления шаманских вещей, для него использовалось мясо первой добытой в этом году утки. В обряде могли принимать участие мужчины-родственники шамана, вообще же им был запрещен доступ к вещам.

(По В. М. Кулемзину)
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

ВОГУЛЪ поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения