Нюкульта-ку (ханты)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Нюкульта-ку (ханты)
Нюкульта-ку (ханты)
Функцией лиц категории нюкульта-ку была организация своеобразного представления-развлечения, заканчивавшегося иногда гаданием о предстоящем промысле. Это представление подробно описано М. Б. Шатиловым (1976). Краткие сведения о нем были получены также в ходе наших полевых сборов.
Вечером с наступлением сумерек желающие собирались в жилище нюкульта-ку. В жилище закрывались все отверстия, чтобы была абсолютная темнота. На полу расстилалось берестяное полотнище. Нюкульта-ку, подражая голосам диких животных и птиц, собирал своих духов-помощников, располагавшихся на полотнище. Главным из них был дух лося. По шуршанию бересты нюкульта-ку определял, что все духи собрались, и приказывал кому-либо из присутствующих связать ему руки и застегнуть на одежде все пуговицы. Духи принимались
«раскачивать» нюкульта-ку, а он в это время с их помощью освобождался от связывающих его веревок, снимал одежду и в темноте бросал ее тем лицам, которые его связали. Во время представления присутствующие слышали голоса и характерные звуки, якобы издаваемые созванными нюкульта-ку животными и птицами. Если кто-либо из присутствующих сомневался в реальности происходящего, то по нему «про
бегала» белка, мог «потрогать» лапой медведь и т. д. В конце представления нюкульта-ку давал духам команду покинуть помещение.
Представление могло сопровождаться гаданием о предстоящем промысле. Так, если присутствующие слышали появление белки, то желающий узнать результаты промысла мог сказать: «Белка, я стреляю, упади!». Если белка падала, то это предвещало хороший промысел, если же начинала усиленно чекать - можно было ожидать плохого промысла.
М. Б. Шатилов называет это представление шаманским, однако здесь же дает и другое его название - нюкуль-вель (Шатилов 1976: 160). Некоторые нюкульта-ку имели бубны, применявшиеся для созывания духов.
Нюкульта-ку приписывалась также способность ясновидения, которой он обладал благодаря своим духам. По сообщению А. П. Микумина, «если у нюкульта-ку люди о чем-нибудь спрашивали, то он посылал своих помощников узнать. Он был для них хозяином и отправлял духов (юнгов)... Один раз я просил узнать, где мой отец. Нюкульта-ку сказал, что отец через три дня приедет, рассказал, на каких лошадях приедет. И действительно, так и вышло».
Интересно отметить, что в случае отказа выполнить чью-либо просьбу, нюкульта-ку мог быть наказан своими духами, которые «будут хлестать его по лицу ремнями».
Лицам этой категории ханты приписывали и ряд других способностей: умение пройти по натянутой через реку проволоке, выбраться из запертого сундука и др. Интересен следующий рассказ, слышанный нами на Васюгане от Е. В. Синарбина: «В Айполово был сильный никульта-касы (касы - человек - В. К.). Он с русским спорил... Никульта-касы через Васюган тонкую как поводок веревочку протянул и прошел по ней, руки в бока. Он мог так сделать: по реке палка маленькая плывет, он в обласке стоит, наклонится и ртом палку возьмет, обласок даже не колыхнется».
По информации александровских хантов, нюкульта-ку мог достать утонувший предмет со дна проруби, узнать, на какой крючок самолова попался осетр и др.
По большинству сведений, нюкульта-ку не имел внешних отличительных знаков. Лишь в одном случае нам сообщили, что нюкульта-ку Елизар Колмаков имел шубу из овчины, мехом наружу, окаймленную медвежьим мехом. Там были подвешены оленьи и лосиные рога, медвежьи клыки, беличьи и бурундучьи зубы.
Как и все предыдущие категории, нюкульта-ку за свои услуги не вознаграждались.
Функцией лиц категории нюкульта-ку была организация своеобразного представления-развлечения, заканчивавшегося иногда гаданием о предстоящем промысле. Это представление подробно описано М. Б. Шатиловым (1976). Краткие сведения о нем были получены также в ходе наших полевых сборов.
Вечером с наступлением сумерек желающие собирались в жилище нюкульта-ку. В жилище закрывались все отверстия, чтобы была абсолютная темнота. На полу расстилалось берестяное полотнище. Нюкульта-ку, подражая голосам диких животных и птиц, собирал своих духов-помощников, располагавшихся на полотнище. Главным из них был дух лося. По шуршанию бересты нюкульта-ку определял, что все духи собрались, и приказывал кому-либо из присутствующих связать ему руки и застегнуть на одежде все пуговицы. Духи принимались
«раскачивать» нюкульта-ку, а он в это время с их помощью освобождался от связывающих его веревок, снимал одежду и в темноте бросал ее тем лицам, которые его связали. Во время представления присутствующие слышали голоса и характерные звуки, якобы издаваемые созванными нюкульта-ку животными и птицами. Если кто-либо из присутствующих сомневался в реальности происходящего, то по нему «про
бегала» белка, мог «потрогать» лапой медведь и т. д. В конце представления нюкульта-ку давал духам команду покинуть помещение.
Представление могло сопровождаться гаданием о предстоящем промысле. Так, если присутствующие слышали появление белки, то желающий узнать результаты промысла мог сказать: «Белка, я стреляю, упади!». Если белка падала, то это предвещало хороший промысел, если же начинала усиленно чекать - можно было ожидать плохого промысла.
М. Б. Шатилов называет это представление шаманским, однако здесь же дает и другое его название - нюкуль-вель (Шатилов 1976: 160). Некоторые нюкульта-ку имели бубны, применявшиеся для созывания духов.
Нюкульта-ку приписывалась также способность ясновидения, которой он обладал благодаря своим духам. По сообщению А. П. Микумина, «если у нюкульта-ку люди о чем-нибудь спрашивали, то он посылал своих помощников узнать. Он был для них хозяином и отправлял духов (юнгов)... Один раз я просил узнать, где мой отец. Нюкульта-ку сказал, что отец через три дня приедет, рассказал, на каких лошадях приедет. И действительно, так и вышло».
Интересно отметить, что в случае отказа выполнить чью-либо просьбу, нюкульта-ку мог быть наказан своими духами, которые «будут хлестать его по лицу ремнями».
Лицам этой категории ханты приписывали и ряд других способностей: умение пройти по натянутой через реку проволоке, выбраться из запертого сундука и др. Интересен следующий рассказ, слышанный нами на Васюгане от Е. В. Синарбина: «В Айполово был сильный никульта-касы (касы - человек - В. К.). Он с русским спорил... Никульта-касы через Васюган тонкую как поводок веревочку протянул и прошел по ней, руки в бока. Он мог так сделать: по реке палка маленькая плывет, он в обласке стоит, наклонится и ртом палку возьмет, обласок даже не колыхнется».
По информации александровских хантов, нюкульта-ку мог достать утонувший предмет со дна проруби, узнать, на какой крючок самолова попался осетр и др.
По большинству сведений, нюкульта-ку не имел внешних отличительных знаков. Лишь в одном случае нам сообщили, что нюкульта-ку Елизар Колмаков имел шубу из овчины, мехом наружу, окаймленную медвежьим мехом. Там были подвешены оленьи и лосиные рога, медвежьи клыки, беличьи и бурундучьи зубы.
Как и все предыдущие категории, нюкульта-ку за свои услуги не вознаграждались.
Похожие темы
» Одежда для духа (юнг-лёпы) (ханты)
» Исылта-ку - целитель (ханты)
» Путешествие на небо (ханты)
» О ПЕРВОЙ ОЛЕНЬЕ НАРТЕ (Ханты)
» Дерево для жертвенных стрел (ханты)
» Исылта-ку - целитель (ханты)
» Путешествие на небо (ханты)
» О ПЕРВОЙ ОЛЕНЬЕ НАРТЕ (Ханты)
» Дерево для жертвенных стрел (ханты)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения