О путешествии кама в нижний мир (Потапов Л. П.)
Участников: 2
Страница 1 из 1
О путешествии кама в нижний мир (Потапов Л. П.)
В алтайском шаманизме весьма характерными для шаманов были путешествия-камлания и в нижний, подземный, мир, где, согласно представлению шаманистов, сосредоточились злые силы во главе с могущественным Эрликом. У телеутских и шорских шаманов мне удалось записать «дорогу» кама при камлании Эрлику. Вот краткое изложение сведений, полученных мною в 1927 г. от кама Поликарпа. Камлали Эрлику обычно при тяжелой болезни в присутствии самого больного, а иногда по его просьбе заочно. Шаман в таком случае камлал у себя дома.
Призвав духов, с бубном в руке, привязав к поясу туесок с жертвенной брагой, кам начинал свой путь из юрты через поом jар камчы шаппас кал кьцыг — «бом с узким краем, где нельзя ударять плетью (т. е. погонять коня)» — и попадал в место, называемое Акi каанынг тан jарлыш— «Трудный сверток, или Поворот к двум ханам». Здесь обитал казыр (алы каан Атка — «хан Атка с лохматой гривой», который некогда был человеком. Рассказывают, что он происходил из сеока Четтибер. Родился он по просьбе своего отца, бездетного старика, обращенной к Эрлику, и стал вели ким камом, прожил около 200 лет. Старость его была безрадостной из-за плохого обращения с ним невесток. Однажды, во время семидневного камлания, он спустился в подземный мир и не захотел вернуться на землю. Далее, кам, пройдя поворот к Керей-хану, подошел к Табу г ашпас сары арт — «Желтому перевалу, не проходи мому для жертв». На пути лежала Салыг-каанынг сары jар — «Серая земля Салыг-хана», а за ней — Пагры jажыл табiр тыт — «Железная лиственница с зеленым боком» — опасное место, где враждующие камы устраивали засады друг другу. Затем кам достиг АрИк таш адана — «Каменной изгороди Эрлика», которая находится в заброшенном месте, где раньше жил Эрлик, переселившийся позже подальше от назойливых камов, и где сохранилась коновязь в виде пестрого кола (ат пуглажан ала кастык). К ней до переселения Элик привязывал свою лошадь, а потом стали привязывать своих «иноходцев» (Jоргалар), везущих туеса с жертвенной брагой, камы. Рисунки этих «иноходцев» изображены на бубне шамана.
Вблизи коновязи располагалась внутренняя ограда (iш шадан) жилья Эрлика. Здесь кам видит больших и малых «страшных собак»
(улу кiчiг таj агар). Они лают, не пускают кама, но он кропит их жертвенной брагой из туеска, привязанного к поясу, маленьким черпачком (кыйыг), свернутым из бересты, и проходит к железной коновязи (ат пуглажан табiр кастык). Это место находится перед дворцом Эрлика и называется Адам jаjнынг тагы jар — «Утоптанное место перед дверями отца моего — творца». Далее идет наружная (каменная) дверь отца моего Эрлика (адам Арлiктiнг таш ажiк), а затем — средняя (ортон ажiк), за ней — внутренняя (iитнда ажiк) и, наконец, — сам Адам-Эрлик. Шаманы редко видят лично его, а разговаривают с ним через дверь. Здесь ему излагают цель прихода, упоминают о принесенной жертве и здесь же получают ответ на свои просьбы.
В материалах о пути алтайского кама к Эрлику, опубликованных А. В. Анохиным и алтайскими миссионерами, рисуется несколько иная картина, уже с элементами, заимствованными из представлений об аде у ламаизма и христианства. По записям миссионеров, при путешествии к Эрлику в подземный мир (алтыгы орон) кам входит сначала в отверстие земли, куда не проникают лучи солнца и луны, — Jар тамынынг рузы (букв, «место пасти ада») — и вскоре оказывается на перекрестке семи дорог (jап (олдынг паiпр). На третьем отрезке пути (пуудак) кам попадает в пустынную местность с голыми скалами, тощими ивами, песчаными бурями, кишащую змеями, ящерицами, лягушками. Здесь находится «черный пень» (кара тдндш), давший название данному пуудаку. В этом месте кам мог определить, сколько лет проживет на земле тот или иной человек. На четвертом пуудаке кам проходил опасное место, где, если он был неопытным, мог лишить ся своего jyула, поскольку там веселились дочери Эрлика. Они пытались завлечь своими чарами jула. Здесь же каму приходилось состязаться в утомительной борьбе и беге с богатырями Эрлика.
На пятом отрезке пути находился черный котел с четырьмя ушками (кара казан торт кулакту), в котором варились головы людей. Если кам узнавал кого-либо из них, то он уже знал, что этому человеку недолго оставалось жить на земле. Далее кам встречал реку из человеческих слез с мостом из конского волоса, по которому недогадливые двойники умерших тщетно пытались ее перейти (падали туда). Каждый из указанных пуудаков имел своего хозяина, и кам должен был давать ему выкуп, еще не дойдя до Эрлика. В описаниях пуудаков по пути кама к Эрлику у Анохина упоминаются еще черные пески (кара кумак) и черный пень, где кам мог узнать судьбу человека. Игрище дочерей Эрлика названо кара ойын, а черные вихри — кара куjун. Упоминаются во владениях Эрлика также черное озеро (коль), черное море и черный океан (кара талай, кара тенгис). Река из человеческих слез названа Тоjбодым, дворец Эрлика из черной глины — кара балкаш. Ходить в мир Эрлика очень трудно, и кам отправлялся туда с многочисленными духами-помощниками.
Призвав духов, с бубном в руке, привязав к поясу туесок с жертвенной брагой, кам начинал свой путь из юрты через поом jар камчы шаппас кал кьцыг — «бом с узким краем, где нельзя ударять плетью (т. е. погонять коня)» — и попадал в место, называемое Акi каанынг тан jарлыш— «Трудный сверток, или Поворот к двум ханам». Здесь обитал казыр (алы каан Атка — «хан Атка с лохматой гривой», который некогда был человеком. Рассказывают, что он происходил из сеока Четтибер. Родился он по просьбе своего отца, бездетного старика, обращенной к Эрлику, и стал вели ким камом, прожил около 200 лет. Старость его была безрадостной из-за плохого обращения с ним невесток. Однажды, во время семидневного камлания, он спустился в подземный мир и не захотел вернуться на землю. Далее, кам, пройдя поворот к Керей-хану, подошел к Табу г ашпас сары арт — «Желтому перевалу, не проходи мому для жертв». На пути лежала Салыг-каанынг сары jар — «Серая земля Салыг-хана», а за ней — Пагры jажыл табiр тыт — «Железная лиственница с зеленым боком» — опасное место, где враждующие камы устраивали засады друг другу. Затем кам достиг АрИк таш адана — «Каменной изгороди Эрлика», которая находится в заброшенном месте, где раньше жил Эрлик, переселившийся позже подальше от назойливых камов, и где сохранилась коновязь в виде пестрого кола (ат пуглажан ала кастык). К ней до переселения Элик привязывал свою лошадь, а потом стали привязывать своих «иноходцев» (Jоргалар), везущих туеса с жертвенной брагой, камы. Рисунки этих «иноходцев» изображены на бубне шамана.
Вблизи коновязи располагалась внутренняя ограда (iш шадан) жилья Эрлика. Здесь кам видит больших и малых «страшных собак»
(улу кiчiг таj агар). Они лают, не пускают кама, но он кропит их жертвенной брагой из туеска, привязанного к поясу, маленьким черпачком (кыйыг), свернутым из бересты, и проходит к железной коновязи (ат пуглажан табiр кастык). Это место находится перед дворцом Эрлика и называется Адам jаjнынг тагы jар — «Утоптанное место перед дверями отца моего — творца». Далее идет наружная (каменная) дверь отца моего Эрлика (адам Арлiктiнг таш ажiк), а затем — средняя (ортон ажiк), за ней — внутренняя (iитнда ажiк) и, наконец, — сам Адам-Эрлик. Шаманы редко видят лично его, а разговаривают с ним через дверь. Здесь ему излагают цель прихода, упоминают о принесенной жертве и здесь же получают ответ на свои просьбы.
В материалах о пути алтайского кама к Эрлику, опубликованных А. В. Анохиным и алтайскими миссионерами, рисуется несколько иная картина, уже с элементами, заимствованными из представлений об аде у ламаизма и христианства. По записям миссионеров, при путешествии к Эрлику в подземный мир (алтыгы орон) кам входит сначала в отверстие земли, куда не проникают лучи солнца и луны, — Jар тамынынг рузы (букв, «место пасти ада») — и вскоре оказывается на перекрестке семи дорог (jап (олдынг паiпр). На третьем отрезке пути (пуудак) кам попадает в пустынную местность с голыми скалами, тощими ивами, песчаными бурями, кишащую змеями, ящерицами, лягушками. Здесь находится «черный пень» (кара тдндш), давший название данному пуудаку. В этом месте кам мог определить, сколько лет проживет на земле тот или иной человек. На четвертом пуудаке кам проходил опасное место, где, если он был неопытным, мог лишить ся своего jyула, поскольку там веселились дочери Эрлика. Они пытались завлечь своими чарами jула. Здесь же каму приходилось состязаться в утомительной борьбе и беге с богатырями Эрлика.
На пятом отрезке пути находился черный котел с четырьмя ушками (кара казан торт кулакту), в котором варились головы людей. Если кам узнавал кого-либо из них, то он уже знал, что этому человеку недолго оставалось жить на земле. Далее кам встречал реку из человеческих слез с мостом из конского волоса, по которому недогадливые двойники умерших тщетно пытались ее перейти (падали туда). Каждый из указанных пуудаков имел своего хозяина, и кам должен был давать ему выкуп, еще не дойдя до Эрлика. В описаниях пуудаков по пути кама к Эрлику у Анохина упоминаются еще черные пески (кара кумак) и черный пень, где кам мог узнать судьбу человека. Игрище дочерей Эрлика названо кара ойын, а черные вихри — кара куjун. Упоминаются во владениях Эрлика также черное озеро (коль), черное море и черный океан (кара талай, кара тенгис). Река из человеческих слез названа Тоjбодым, дворец Эрлика из черной глины — кара балкаш. Ходить в мир Эрлика очень трудно, и кам отправлялся туда с многочисленными духами-помощниками.
Медуза и Хан Калмык поставили лайк
Re: О путешествии кама в нижний мир (Потапов Л. П.)
Непроста дорога...
Хан Калмык- Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Пояс сахалинского кама
» Предание о путешествии вниз по Енисею (XIII век)
» Сошествие алтайского шамана в нижний мир (По М. Элиаде)
» Оживший мертвец, который ушел в нижний мир
» Оживший мертвец, который ушел в нижний мир. Эскимосская легенда
» Предание о путешествии вниз по Енисею (XIII век)
» Сошествие алтайского шамана в нижний мир (По М. Элиаде)
» Оживший мертвец, который ушел в нижний мир
» Оживший мертвец, который ушел в нижний мир. Эскимосская легенда
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения