Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)

Участников: 2

Перейти вниз

Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову) Empty Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)

Сообщение автор Wizard Вс Июл 18, 2021 11:25 am

Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)

До нас дошли документальные материалы об одном конкретном магическом способе воздействия на погоду при помощи манипуляции
шаманов с камнем «яда таш» jада таш].

Я хотел бы подчеркнуть, что обряд воздействия на погоду при помощи яда таш у древних тюрок проводили шаманы, как и у северных хуннов. Судить об этом можно уверенно, например, на основе генеалогического предания о происхождении тюрок или по одному тексту енисейской рунической надписи, известной под названием «Памятник с р. Бегре». В генеалогической легенде тюрок, напомню, говорится об одном из их прародителей — шамане, который мог вызывать «ветер и дождь». В надписи же с р. Бегре из Тувы про умершего шамана сказано, что он «отделился» (т. е. умер) не только от своего бубна, но и от яда таш. Это слово может означать как обряд вызывания непогоды, так и упоминание о яда таш, которым и владел, видимо, при жизни умерший шаман. С. Е. Малов предложил читать ее: «Я отделился (т. е. умер) на чужбине от своих родственников». Но большинство исследователей и перевод­чиков данной строки твердо высказались по поводу значения jат и тунгур как «яд» и «бубен». Оба этих слова сохранились у шама­нистов в Туве, Хакасии и на Алтае с таким же значением до наших дней. Еще недавно вера в обряд,в силу яда таш была здесь распрос­траненным явлением и находила отражение в культовой практике.

Алтайские и тувинские камы вызывали при помощи такого камня дождь во время засухи и хорошую погоду, когда стояло затяжное ненастье, употребляя при этом специальные слова — яда сос. Камень этот находили будто бы во внутренностях животного. Дей­ствие его было ограниченным во времени, так как сила камня постепенно ослабевала и ее нужно было восстанавливать. Ослаблен­ный яда таш вкладывали в распоротое брюхо живой птицы, дикого или домашнего животного. От этого камень тынып-jат — «начинал дышать» (получал жизненную силу) и снова действовал. Телеутские шаманы умели вызывать дождь и без яда таш. Они испрашивали его при камлании божеству дождя, града и грома Тотой паjана.

Качинские шаманы испрашивали дождь на молении, посвященном горам. Так поступали и сагайские камы, у которых на бубне были
рисунки облаков.

У юго-западных тувинцев я собрал материал о камне «чат таш», который описывается рассказчиками как камень прозрачный. Если в него хорошо всмотреться, то можно увидеть облака и тучи. Шаманы пользовались этим камнем для насылания холодного дождя с ветром
на пасущийся скот и на места обитания тех людей, на которых они сердились, считая их своими врагами. При вызывании плохой погоды чат таш предварительно опускали в реку.

Относительно участия шамана в обеспечении успеха в военных делах или набегах сообщения источников не ограничиваются указа­
ниями на его манипуляции с камнем «яда таш» для воздействия на погоду. В них имеются сведения и о том, что древние тюрки,
прежде чем предпринять военный поход, набег или нападение, посещали имевшийся у них храм особого божества, называвшийся «Разгоняющий тучи», чтобы принести здесь в жертву вино и помо­литься о счастье. Данное сообщение интересно не только тем, что
оно усиливает и расширяет доказательства распространенности и значимости шаманских молений для военных целей, но еще и тем,
что содержит важное свидетельство существования у древних тюрок молелен, причем явно шаманских, а не буддийских или даосийских.
У нас нет конкретных материалов, по которым можно было бы составить представление о «храмах» (по выражению китайских источников) древних тюрок. Ясно, что они не были основательными и долговременными постройками, поскольку тюрки вели кочевой образ жизни. Можно лишь высказать предположение, что это были сооружения простейшего устройства, наподобие шалашей «оваа» у тувинцев, в которых еще недавно проводили моления божеству местной природы — Оран телегей или духу — хозяину данной мест­ности, испрашивая себе всяческого благополучия, в том числе и благоприятную погоду для хозяйственных целей, урожая трав, проса, ячменя и т. д.

(Потапов Л. П.)
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Медуза, Irene и Хан Калмык поставили лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову) Empty Re: Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)

Сообщение автор Хан Калмык Пт Июл 23, 2021 4:49 pm

Дым, интересная инфа.Не слыхал о таком камне
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения