Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)
Участников: 2
Страница 1 из 1
Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)
Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)
До нас дошли документальные материалы об одном конкретном магическом способе воздействия на погоду при помощи манипуляции
шаманов с камнем «яда таш» jада таш].
Я хотел бы подчеркнуть, что обряд воздействия на погоду при помощи яда таш у древних тюрок проводили шаманы, как и у северных хуннов. Судить об этом можно уверенно, например, на основе генеалогического предания о происхождении тюрок или по одному тексту енисейской рунической надписи, известной под названием «Памятник с р. Бегре». В генеалогической легенде тюрок, напомню, говорится об одном из их прародителей — шамане, который мог вызывать «ветер и дождь». В надписи же с р. Бегре из Тувы про умершего шамана сказано, что он «отделился» (т. е. умер) не только от своего бубна, но и от яда таш. Это слово может означать как обряд вызывания непогоды, так и упоминание о яда таш, которым и владел, видимо, при жизни умерший шаман. С. Е. Малов предложил читать ее: «Я отделился (т. е. умер) на чужбине от своих родственников». Но большинство исследователей и переводчиков данной строки твердо высказались по поводу значения jат и тунгур как «яд» и «бубен». Оба этих слова сохранились у шаманистов в Туве, Хакасии и на Алтае с таким же значением до наших дней. Еще недавно вера в обряд,в силу яда таш была здесь распространенным явлением и находила отражение в культовой практике.
Алтайские и тувинские камы вызывали при помощи такого камня дождь во время засухи и хорошую погоду, когда стояло затяжное ненастье, употребляя при этом специальные слова — яда сос. Камень этот находили будто бы во внутренностях животного. Действие его было ограниченным во времени, так как сила камня постепенно ослабевала и ее нужно было восстанавливать. Ослабленный яда таш вкладывали в распоротое брюхо живой птицы, дикого или домашнего животного. От этого камень тынып-jат — «начинал дышать» (получал жизненную силу) и снова действовал. Телеутские шаманы умели вызывать дождь и без яда таш. Они испрашивали его при камлании божеству дождя, града и грома Тотой паjана.
Качинские шаманы испрашивали дождь на молении, посвященном горам. Так поступали и сагайские камы, у которых на бубне были
рисунки облаков.
У юго-западных тувинцев я собрал материал о камне «чат таш», который описывается рассказчиками как камень прозрачный. Если в него хорошо всмотреться, то можно увидеть облака и тучи. Шаманы пользовались этим камнем для насылания холодного дождя с ветром
на пасущийся скот и на места обитания тех людей, на которых они сердились, считая их своими врагами. При вызывании плохой погоды чат таш предварительно опускали в реку.
Относительно участия шамана в обеспечении успеха в военных делах или набегах сообщения источников не ограничиваются указа
ниями на его манипуляции с камнем «яда таш» для воздействия на погоду. В них имеются сведения и о том, что древние тюрки,
прежде чем предпринять военный поход, набег или нападение, посещали имевшийся у них храм особого божества, называвшийся «Разгоняющий тучи», чтобы принести здесь в жертву вино и помолиться о счастье. Данное сообщение интересно не только тем, что
оно усиливает и расширяет доказательства распространенности и значимости шаманских молений для военных целей, но еще и тем,
что содержит важное свидетельство существования у древних тюрок молелен, причем явно шаманских, а не буддийских или даосийских.
У нас нет конкретных материалов, по которым можно было бы составить представление о «храмах» (по выражению китайских источников) древних тюрок. Ясно, что они не были основательными и долговременными постройками, поскольку тюрки вели кочевой образ жизни. Можно лишь высказать предположение, что это были сооружения простейшего устройства, наподобие шалашей «оваа» у тувинцев, в которых еще недавно проводили моления божеству местной природы — Оран телегей или духу — хозяину данной местности, испрашивая себе всяческого благополучия, в том числе и благоприятную погоду для хозяйственных целей, урожая трав, проса, ячменя и т. д.
(Потапов Л. П.)
До нас дошли документальные материалы об одном конкретном магическом способе воздействия на погоду при помощи манипуляции
шаманов с камнем «яда таш» jада таш].
Я хотел бы подчеркнуть, что обряд воздействия на погоду при помощи яда таш у древних тюрок проводили шаманы, как и у северных хуннов. Судить об этом можно уверенно, например, на основе генеалогического предания о происхождении тюрок или по одному тексту енисейской рунической надписи, известной под названием «Памятник с р. Бегре». В генеалогической легенде тюрок, напомню, говорится об одном из их прародителей — шамане, который мог вызывать «ветер и дождь». В надписи же с р. Бегре из Тувы про умершего шамана сказано, что он «отделился» (т. е. умер) не только от своего бубна, но и от яда таш. Это слово может означать как обряд вызывания непогоды, так и упоминание о яда таш, которым и владел, видимо, при жизни умерший шаман. С. Е. Малов предложил читать ее: «Я отделился (т. е. умер) на чужбине от своих родственников». Но большинство исследователей и переводчиков данной строки твердо высказались по поводу значения jат и тунгур как «яд» и «бубен». Оба этих слова сохранились у шаманистов в Туве, Хакасии и на Алтае с таким же значением до наших дней. Еще недавно вера в обряд,в силу яда таш была здесь распространенным явлением и находила отражение в культовой практике.
Алтайские и тувинские камы вызывали при помощи такого камня дождь во время засухи и хорошую погоду, когда стояло затяжное ненастье, употребляя при этом специальные слова — яда сос. Камень этот находили будто бы во внутренностях животного. Действие его было ограниченным во времени, так как сила камня постепенно ослабевала и ее нужно было восстанавливать. Ослабленный яда таш вкладывали в распоротое брюхо живой птицы, дикого или домашнего животного. От этого камень тынып-jат — «начинал дышать» (получал жизненную силу) и снова действовал. Телеутские шаманы умели вызывать дождь и без яда таш. Они испрашивали его при камлании божеству дождя, града и грома Тотой паjана.
Качинские шаманы испрашивали дождь на молении, посвященном горам. Так поступали и сагайские камы, у которых на бубне были
рисунки облаков.
У юго-западных тувинцев я собрал материал о камне «чат таш», который описывается рассказчиками как камень прозрачный. Если в него хорошо всмотреться, то можно увидеть облака и тучи. Шаманы пользовались этим камнем для насылания холодного дождя с ветром
на пасущийся скот и на места обитания тех людей, на которых они сердились, считая их своими врагами. При вызывании плохой погоды чат таш предварительно опускали в реку.
Относительно участия шамана в обеспечении успеха в военных делах или набегах сообщения источников не ограничиваются указа
ниями на его манипуляции с камнем «яда таш» для воздействия на погоду. В них имеются сведения и о том, что древние тюрки,
прежде чем предпринять военный поход, набег или нападение, посещали имевшийся у них храм особого божества, называвшийся «Разгоняющий тучи», чтобы принести здесь в жертву вино и помолиться о счастье. Данное сообщение интересно не только тем, что
оно усиливает и расширяет доказательства распространенности и значимости шаманских молений для военных целей, но еще и тем,
что содержит важное свидетельство существования у древних тюрок молелен, причем явно шаманских, а не буддийских или даосийских.
У нас нет конкретных материалов, по которым можно было бы составить представление о «храмах» (по выражению китайских источников) древних тюрок. Ясно, что они не были основательными и долговременными постройками, поскольку тюрки вели кочевой образ жизни. Можно лишь высказать предположение, что это были сооружения простейшего устройства, наподобие шалашей «оваа» у тувинцев, в которых еще недавно проводили моления божеству местной природы — Оран телегей или духу — хозяину данной местности, испрашивая себе всяческого благополучия, в том числе и благоприятную погоду для хозяйственных целей, урожая трав, проса, ячменя и т. д.
(Потапов Л. П.)
Медуза, Irene и Хан Калмык поставили лайк
Re: Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)
Дым, интересная инфа.Не слыхал о таком камне
Хан Калмык- Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)
» Смерть в традиции алтайского шаманизма (По Л. П. Потапову)
» Камень Аквамарин
» Камень Семпыр
» КАМЕНЬ ГЕЛИОТРОП
» Смерть в традиции алтайского шаманизма (По Л. П. Потапову)
» Камень Аквамарин
» Камень Семпыр
» КАМЕНЬ ГЕЛИОТРОП
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения