Роль снов в шаманизме якутов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Роль снов в шаманизме якутов
У якутов существовали свои категории «специалистов по снам» — это ичээн (прозорливцы, способные видеть сны воочию), кербуеччу (ясновидцы), тууллээх куhu (сновидцы из обычных людей, способные постоянно видеть вещие сны) и, конечно, шаманы как высшая категория сновидцев, у которых сновидение выступало в качестве обязательного диагностического элемента, с помощью которого шаман прозревал болезнь и ее первопричину.
Считалось, что ичээн получал свой дар от нижних абаасы, которые наделяли его воздушную душу (салгын-кут) способностью удаляться на большое расстояние от своего физического тела, в это время духи-руководители рассказывали все виденное ими и предсказывали будущее. В своих снах, происходящих где-то на границе между собственно сном и явью, прозорливец-ичээ« будто бы наяву встречался с различными существами, в том числе с айыы и абаасы, вступая с ними в непосредственный контакт (см.: [Попов, 1949, с. 296]). В повседневной жизни якуты разделяли сны на: 1) сирэйинэн туул (умозрительный сон); 2) угэ туул (аллегорический сон); 3) сэрэтэр туул (сон-предупреждение) и 4) иччилээх туул (вещий сон).
Данная систематизация сновидений у якутов отражает содержательный и функциональный аспекты сна, в ней четко выделяются не только смысл сна, но и его символическое значение, как правило проверяемое на жизненном опыте. Якуты довольно осторожно подходили к символической разгадке своих снов. Поскольку непререкаемым авторитетом по снам выступал в повседневной жизни якутов шаман с его ясновидческими снами, то якут в быту не спешил разгадывать сны. Он обращался к сновидцам, которых якуты также признавали и к которым даже специально ездили для разгадывания вещих снов, поскольку из-за обычных снов деликатные якуты вряд ли стали бы тревожить почтенных мудрецов. В духовной жизни якутов сны занимали весьма немаловажное место. О том, какое значение придавал снам простой якут, повествует следующее предание.
Живший в XVIII в. народный философ (белукуек) и предсказатель Алексей Аржаков (Сэhэн Ардьакыап), глава Борогонского улуса, ездивший с депутацией в Петербург к императрице Екатерине II с «Планом о якутах», слыл мудрецом, который безошибочно разгадывал сны. За этим к нему приезжали даже издалека.
Однажды в его отсутствие к нему приехал один молодой человек. К несчастью, мудреца не было дома. Хозяйка, жена мудреца, уговорила молодого человека рассказать ей свой сон. Он не вытерпел и сообщил, что ему приснилось, будто бы он выпил всю воду озера, около которого жил. Хозяйка, постоянно слышавшая, какие разгадки снов давал ее муж, тут же напророчила молодому человеку, что он заболеет болезнью тот ыарыы («болезнью ожирения») и скоро умрет. Опечаленный молодой человек уехал, не дождавшись мудреца. Когда приехал муж, незадачливая жена обо всем ему рассказала. Муж упрекнул жену и запретил ей заниматься разгадкой снов, поскольку она неверно истолковала символику сна и тем самым разрушила судьбу молодого человека. Он сказал, что, судя по сну, юноша должен был стать самым богатым человеком в своей округе, но поскольку пророчество уже высказано вслух, то теперь нельзя ничего изменить в его судьбе (полевые материалы автора). Якуты глубоко верили в магическую силу пророческого слова, которое нельзя изменить. Предания подобного типа предупреждали неопытных молодых людей, что следует осторожно обращаться не только со своими снами, но и со сказанным словом. Более того, сновидцы не спешили разгадывать плохие сны, они пережидали некоторое время и осторожно высказывали свое заключение только тогда, когда сон начинал сбываться.
Считалось, что ичээн получал свой дар от нижних абаасы, которые наделяли его воздушную душу (салгын-кут) способностью удаляться на большое расстояние от своего физического тела, в это время духи-руководители рассказывали все виденное ими и предсказывали будущее. В своих снах, происходящих где-то на границе между собственно сном и явью, прозорливец-ичээ« будто бы наяву встречался с различными существами, в том числе с айыы и абаасы, вступая с ними в непосредственный контакт (см.: [Попов, 1949, с. 296]). В повседневной жизни якуты разделяли сны на: 1) сирэйинэн туул (умозрительный сон); 2) угэ туул (аллегорический сон); 3) сэрэтэр туул (сон-предупреждение) и 4) иччилээх туул (вещий сон).
Данная систематизация сновидений у якутов отражает содержательный и функциональный аспекты сна, в ней четко выделяются не только смысл сна, но и его символическое значение, как правило проверяемое на жизненном опыте. Якуты довольно осторожно подходили к символической разгадке своих снов. Поскольку непререкаемым авторитетом по снам выступал в повседневной жизни якутов шаман с его ясновидческими снами, то якут в быту не спешил разгадывать сны. Он обращался к сновидцам, которых якуты также признавали и к которым даже специально ездили для разгадывания вещих снов, поскольку из-за обычных снов деликатные якуты вряд ли стали бы тревожить почтенных мудрецов. В духовной жизни якутов сны занимали весьма немаловажное место. О том, какое значение придавал снам простой якут, повествует следующее предание.
Живший в XVIII в. народный философ (белукуек) и предсказатель Алексей Аржаков (Сэhэн Ардьакыап), глава Борогонского улуса, ездивший с депутацией в Петербург к императрице Екатерине II с «Планом о якутах», слыл мудрецом, который безошибочно разгадывал сны. За этим к нему приезжали даже издалека.
Однажды в его отсутствие к нему приехал один молодой человек. К несчастью, мудреца не было дома. Хозяйка, жена мудреца, уговорила молодого человека рассказать ей свой сон. Он не вытерпел и сообщил, что ему приснилось, будто бы он выпил всю воду озера, около которого жил. Хозяйка, постоянно слышавшая, какие разгадки снов давал ее муж, тут же напророчила молодому человеку, что он заболеет болезнью тот ыарыы («болезнью ожирения») и скоро умрет. Опечаленный молодой человек уехал, не дождавшись мудреца. Когда приехал муж, незадачливая жена обо всем ему рассказала. Муж упрекнул жену и запретил ей заниматься разгадкой снов, поскольку она неверно истолковала символику сна и тем самым разрушила судьбу молодого человека. Он сказал, что, судя по сну, юноша должен был стать самым богатым человеком в своей округе, но поскольку пророчество уже высказано вслух, то теперь нельзя ничего изменить в его судьбе (полевые материалы автора). Якуты глубоко верили в магическую силу пророческого слова, которое нельзя изменить. Предания подобного типа предупреждали неопытных молодых людей, что следует осторожно обращаться не только со своими снами, но и со сказанным словом. Более того, сновидцы не спешили разгадывать плохие сны, они пережидали некоторое время и осторожно высказывали свое заключение только тогда, когда сон начинал сбываться.
Похожие темы
» РОЛЬ КАЙЧИ В АЛТАЙСКОМ ШАМАНИЗМЕ
» Роль дерева в культуре и шаманизме Алтая
» ОБРАЗ ДЕРЕВА В ШАМАНИЗМЕ ЯКУТОВ
» Роль пуповины в алтайской семье
» Роль перевернутых карт в таро
» Роль дерева в культуре и шаманизме Алтая
» ОБРАЗ ДЕРЕВА В ШАМАНИЗМЕ ЯКУТОВ
» Роль пуповины в алтайской семье
» Роль перевернутых карт в таро
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения