Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ОБРЯД ИСПРОШЕНИЯ РЕБЕНКА У ЯКУТОВ

Перейти вниз

ОБРЯД ИСПРОШЕНИЯ РЕБЕНКА У ЯКУТОВ Empty ОБРЯД ИСПРОШЕНИЯ РЕБЕНКА У ЯКУТОВ

Сообщение автор Wizard Пт Июн 11, 2021 4:20 pm

ОБРЯД ИСПРОШЕНИЯ РЕБЕНКА У ЯКУТОВ

В XIX - начале ХХ в. у якутов существовал обряд испрашивания ребёнка «Айыыhыm тардар». Этот обряд мог совершать только белый шаман - айыы ойууна. Полное описание этого обряда содержится в трудах А.Е. Кулаковского и А.А. Попова.

По сведениям А.Е. Кулаковского, женщина, имевшая мало детей или совсем не имевшая, обращалась за помощью к белому шаману. Для проведения обряда в юрте полукругом стелили ковры из белых конских шкур. Шаман одевался во все белое, имел только бубен и колотушку. Ему помогали девять непорочных девушек и девять невинных юношей, которые становились с левой и правой стороны от него и руками держались за пеструю веревку из конских волос. Их называли «биmииhиmmэр» (плясуны). Налево от них на постель садились две пожилые женщины, которые представляли собой богинь Айыысыт и Иэйиэхсит. Между ними сидела бездетная женщина. Все три женщины одевались в зимнюю одежду (даже если обряд проводился летом), расстегивали все пуговицы, шапки сдвигали на затылок и распускали волосы. Перед ними устанавливалась молодая береза, на нее подвешивалась чашка с маслом, в которую помещал два серебряных изображения птичек, символизирующие «кут» (душу) ребёнка. Иногда фигурки птичек помещали внутри маленькой юрты. Все участники обряда мазали себе лица топленым маслом. Шаман вставал среди плясунов лицом к востоку, где находилась Айыысыт, брался за общую веревку и отправлялся в путь, достигнув местожительства Айыысыт, он выпрашивал кут ребёнка и, возвратившись, внедрял её в просительницу. Кут мальчика он внедрял женщине через правое ухо, кут девочки - через левое. При этом могло случиться, что кут ребёнка выскальзывала из рук шамана и вселялась в другую, более счастливую женщину. Тогда шаман уже не мог вернуть ее обратно.

Вилюйские якуты, по описанию А.А. Попова, изготовляли для обряда маленький берестяной турсучок, где устраивали подобие птичьего гнезда из заячьей шерсти. В это гнездо клали два вырезанных из дерева изображения трясогузок. На дворе, напротив дверей, устанавливали столб, от него к дверям втыкали два ряда березок. Эта аллея означала путь, по которому должна была прийти Айыысыт. Перед камельком в праздничных одеждах садились супруги, желавшие иметь детей. На полу, по правую сторону от них, располагались семь невинных юношей, по левую - семь непорочных девушек. Это делалось для того, чтобы Айыысыт, если супруги окажутся недостойными, дала бы им душу ребёнка ради счастья этих чистых юношей и девушек. Напротив супругов ставили скамейку-ложе Айыысыт. Шаман садился на шкуру белой лошади, расположенную между камельком и местом, где сидели супруги. Ударял в бубен, заклинал духов-хозяев огня, земли, дома, хлева, двора, затем обратившись лицом к востоку, отправлялся к Айыысыт с таким алгысом: «Госпожа Айыысыт, я прибыл к тебе вот от этого знаменитого рода, потому что это жилое место может остаться без продолжателей, что старая усадьба может остаться без воспоминаний. К твоим ста суставам припадаю, ты, госпожа Айыысыт, должна быть жалостлива, поэтому прошу: как будет, если ты дашь хоть одного из своих златогрудых птенчиков?» Айыысыт сразу не давала душу ребёнка: «Наверное, имеете худой нрав, наверное, утрами и вечерами ваши окрики слишком пронзительны, наверное, плохо обращаетесь с детьми, полученными от меня! Если бы были такими же ласковыми и обходительными, как и я, вот тогда бы дала! Может быть, ваши местности нечистые, может быть, земля ваша имеет неровности, может быть, ваши леса состоят из высохших деревьев с надломленными верхушками?» На это шаман отвечал: «Нет, этого нет, у нас хорошая страна, наша земля, как поле, не имеет неровностей; наши деревья все восьмистволь-ные березы; наши травы восьмиствольные зеленые хвощи, люди же ласковые, поэтому, госпожа Айыысыт, дай хотя бы одного птенчика!» Получив душу ребёнка, шаман возвращался назад, «внедрял» ее в изображения птиц и обходил супругов. Затем от имени Айыысыт он говорил, что дарит им ребёнка, и благословлял их:

Дьоллоох соргулаах олох
Счастливой - благополучной жизни

То5ой сэлэтэ Толстая веревочная скрепа,

Быаннарык быатыгар кэмнэнэн,

Утончившись, как ремешки на женских натазниках,

Иhин тугэ5ин
Хам тутара mвлврYйдYн!

Пусть освободит от того, Что плотно сжимает нижнюю часть ее живота!
Имэннээх таптаhыы дьэ киирдин! Пусть сладострастные ласки начнутся! Ити курдук Если вот так,

Эн-мин дэспэккэ олордоххутуна, Не препираясь друг с другом заживете, Эгэлгэ оhуор-ойуу дьар5аалаах, То в чудно изукрашенной-изрисованной, Отун-маhын ойуута оhуордаах Узорчатой, как трость биhиккэ госпожи,

О5о барахсан, Вашей постели у стенки

Уон ый буолан баран, Нежный младенец

Улака вттYгYтYгэр Через десять месяцев

Утуйа сытыахтын! Пусть будет спать!

Как отметил В.М. Ионов, в некоторых случаях бездетные женщины обращались с просьбой о даровании детей к Хомпо-руун Хотой Айыыга (Горбоносому Орлу Творцу). Испрошенные таким путем дети назывались «Хотой тврYттээх» (происшедшие от орла).
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения