Камча - шаманская плеть
Участников: 2
Страница 1 из 1
Камча - шаманская плеть
Еще одним важным ээреном (духом-помощником, инструментом) тувинского шамана является камчи, то есть плетка. Как в Тыве, так и в Монголии и на Алтае, плетка является символом силы и валсти наездника. Таким образом плеть шаманская является символом власти и силы шамана. В Тыве шаманские плетки делаются исключительно из красной таволги. Сама плеть сплетается из сыромятной кожи, рукоять нередко отделывается серебром и, как и на любом другом атрибуте тувинского шамана, повязываются ленты — символ освещения атрибута.Как и в случае с традиционным использованием плети, в шаманизме плеть используется для нанесения ударов. Считается, что удар (вполне реальный удар, не слегка обозначенный) плеткой шамана изгоняется из объекта злых духов. В случае если этот объект человек, бьют, как правило, один раз после камлания и несколько раз перед ним, если того требует ритуал очищения. Также камчи используют и во время обряда очищения помещения, машины, территории и прочего. Плеткой бьют по стенам, углам, по предметам, которые по мнению шамана нуждаются в очищении, по воздуху и т.п. Многие шаманы советуют вешать плетку в изголовье кровати для защиты во сне от злых духов (в том числе маленьких детей). Как и ветка артыша (можжевельника) плетка сама по себе является сильным защитным оберегом.
Плетка является основным активным эрреном шамана при выполнении ритуалов семь и сорокдевять дней, то есть ритуалов провода души умершего. Плетка или погремушка используются для вызова души (она раскручивается над головой) для управления этой душой на самом обряде (загнать душу в круг, показать угощение, прогнать обратно и т.п.) и конечно для защиты шамана и присутствующий людей.
ВАЖНО! Перед и после использования плетки необходимо ее окуривать (очищать). Рукояткой из таволги можно счищать плохую энергию с человека, после чего обязательно необходимо постучать по полу.
Источник: http://www.shamanizm.org/shamanskaya-atributika/kamchi-shamanskaya-plet/
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2080
Дата регистрации : 2018-08-18
Re: Камча - шаманская плеть
У В. Н. Басилова читаем:
"В число ритуальных предметов шаманов Средней Азии и Казахстана входила и плеть (камчи, камчин). Казахские баксы использовали ее наряду с кобызом. Разные авторы сообщают: баксы «так же, как их муллы, плюют [больным] в глаза и бьют плетью под видом, якобы отгоняют нечистых духов...» [Андреев, 1796. С. 63]; «Сначала садится он против больного, играет на кобызе, поет, кричит диким голосом, беснуется и делает разные вышеописанные кривляния; потом вскакивает с места, читает бессмысленные речи, берет плеть и бьет оного страдающего в надежде изгнать из него всех нечистых духов, производящих болезнь» [Левшин, 1832. С. 66]. Интересен рассказ очевидца о лечении падучей болезни: «В ауле раздался неистовый крик. Все догадались, что с кем-то сделался удар. Почти вслед за криком из одной из юрт две женщины почти вынесли третью киргизку [казашку.— В. Б. ] — больную. Тотчас же со всех сторон начали сбегаться киргизы [казахи.— В. Б. ] с нагайками в руках и, добежав до больной, начинали бить ее нагайками, громко повторяя: «Шайтан! ары-кет» (Черт! уйди дальше). Женщина то приходила в себя, то снова падала в обморок. Наконец киргизы [казахи. — В. Б. ] заволновались: из соседнего аула скакал во весь карьер знахарь.
Проскакивая мимо больной, знахарь со всего плеча ударил ее нагайкою, не разбирая места для удара... Затем прискакал еще другой, третий и, наконец, четвертый, и самый главный знахарь. Все они, проезжая мимо больной, били ее нагайкою» [Крестов, 1877].
В нескольких других сообщениях XIX в. также говорится о том, что баксы отгоняет злого духа, стегая больного или присутствую
щих плетью. Баксы мог хлестать нагайкой стены юрты, воздух «вокруг больной» [Кустанаев, 1894. С. 45; Ходырев, 1912]. Плеть
при этом не выступает как особый ритуальный предмет; лишь заметка П. Ходырева дает понять, что плеть входит в число обрядовых атрибутов. В материалах середины XX в. плеть уже иногда фигурирует как единственный или главный ритуальный предмет казахского баксы. К отдельным плетям подвешивались колокольчики. Материалы 1976—1977 гг. говорят о большой роли плети в шаманстве казахов Восточного Казахстана [Толеубаев, 1979. С. 15]. Дух, явившийся к шаманке Хадише (1899 г. р. Чимкентская область), принуждал ее стать шаманкой, говоря, что она должна «взять плеть».
У киргизов XX в. шаманы при камланиях «чаще всего применяли плеть (камчы) и нож» [Баялиева, 1972. С. 131 ], чтобы выгнать принесших вред джиннов. Туркменские шаманы также использовали в обряде исцеления плетку. Шаман туркмен-човдуров (Хорезмский оазис) говорил своим духам «Ссыпайтесь на больного!» и делал жест рукой или плеткой, как бы опуская духов на го
лову больного [Басилов, Ниязклычев, 1975. С. 127 ]. Торханы других туркменских групп, преследуя враждебных джиннов, ударяли
плеткой больного, решетки юрты или находящиеся в юрте предметы [Овезов, 1958. С. 273; Овезбердыев, 1962. С. 169]. Плетью
пользовались и каракалпакские шаманы [Кнорозов, 1949. С. 89; Корнилов, 1964; Есбергенов, 1971. С. 233], и некоторые таджик
ские шаманы и шаманки средней части долины Зеравшана. Плеткой, как и посохом, «при камлании и отчитывании слегка ударяли
больного по плечам и спине» [Муродов, 1975в, С. 96]. На сделанной в 1871—1872 гг. в Самарканде (фотографии (МАЭ, И 1718-50) лекарь касается лежащего больного плетью.
С плетью камлали и многие узбекские шаманы и шаманки.
Так, шаманка Хаджарбуви била плетью и пациента и себя; при этом, согласно рассказам, пациент не ощущал боли. У некоторых
шаманок Джизакской и Самаркандской областей в середине XX в. плеть была главным или единственным ритуальным предметом
[см. также: Basilov, 1986. Р. 123—124]. С плетью камлали и шаманы узбеков Южного Казахстана [Тайжанов, Исмаилов, 1986]. Плеть была известна и шаманству уйгуров [Пантусов, 1907. С. 42].
Очевидно, плеть издавна входила в набор шаманских атрибутов как второстепенный ритуальный предмет. Ее появление среди
культовых принадлежностей шамана, вероятно, было вызвано представлениями о чудесном коне шамана. Недаром у алтайцев ко
лотушка считалась «плетью» бубна-оленя-коня. В. Диосеги, изучавший шаманскую плеть эвенков, возводил происхождение этого
обрядового атрибута к буддизму [Dioszegi, 1968. Р. 303 etc.]. Представляется, однако, более правильным обратиться к воззрениям,
связанным с образом бубна-коня, которые придали заметное своеобразие шаманству многих народов Сибири."
"В число ритуальных предметов шаманов Средней Азии и Казахстана входила и плеть (камчи, камчин). Казахские баксы использовали ее наряду с кобызом. Разные авторы сообщают: баксы «так же, как их муллы, плюют [больным] в глаза и бьют плетью под видом, якобы отгоняют нечистых духов...» [Андреев, 1796. С. 63]; «Сначала садится он против больного, играет на кобызе, поет, кричит диким голосом, беснуется и делает разные вышеописанные кривляния; потом вскакивает с места, читает бессмысленные речи, берет плеть и бьет оного страдающего в надежде изгнать из него всех нечистых духов, производящих болезнь» [Левшин, 1832. С. 66]. Интересен рассказ очевидца о лечении падучей болезни: «В ауле раздался неистовый крик. Все догадались, что с кем-то сделался удар. Почти вслед за криком из одной из юрт две женщины почти вынесли третью киргизку [казашку.— В. Б. ] — больную. Тотчас же со всех сторон начали сбегаться киргизы [казахи.— В. Б. ] с нагайками в руках и, добежав до больной, начинали бить ее нагайками, громко повторяя: «Шайтан! ары-кет» (Черт! уйди дальше). Женщина то приходила в себя, то снова падала в обморок. Наконец киргизы [казахи. — В. Б. ] заволновались: из соседнего аула скакал во весь карьер знахарь.
Проскакивая мимо больной, знахарь со всего плеча ударил ее нагайкою, не разбирая места для удара... Затем прискакал еще другой, третий и, наконец, четвертый, и самый главный знахарь. Все они, проезжая мимо больной, били ее нагайкою» [Крестов, 1877].
В нескольких других сообщениях XIX в. также говорится о том, что баксы отгоняет злого духа, стегая больного или присутствую
щих плетью. Баксы мог хлестать нагайкой стены юрты, воздух «вокруг больной» [Кустанаев, 1894. С. 45; Ходырев, 1912]. Плеть
при этом не выступает как особый ритуальный предмет; лишь заметка П. Ходырева дает понять, что плеть входит в число обрядовых атрибутов. В материалах середины XX в. плеть уже иногда фигурирует как единственный или главный ритуальный предмет казахского баксы. К отдельным плетям подвешивались колокольчики. Материалы 1976—1977 гг. говорят о большой роли плети в шаманстве казахов Восточного Казахстана [Толеубаев, 1979. С. 15]. Дух, явившийся к шаманке Хадише (1899 г. р. Чимкентская область), принуждал ее стать шаманкой, говоря, что она должна «взять плеть».
У киргизов XX в. шаманы при камланиях «чаще всего применяли плеть (камчы) и нож» [Баялиева, 1972. С. 131 ], чтобы выгнать принесших вред джиннов. Туркменские шаманы также использовали в обряде исцеления плетку. Шаман туркмен-човдуров (Хорезмский оазис) говорил своим духам «Ссыпайтесь на больного!» и делал жест рукой или плеткой, как бы опуская духов на го
лову больного [Басилов, Ниязклычев, 1975. С. 127 ]. Торханы других туркменских групп, преследуя враждебных джиннов, ударяли
плеткой больного, решетки юрты или находящиеся в юрте предметы [Овезов, 1958. С. 273; Овезбердыев, 1962. С. 169]. Плетью
пользовались и каракалпакские шаманы [Кнорозов, 1949. С. 89; Корнилов, 1964; Есбергенов, 1971. С. 233], и некоторые таджик
ские шаманы и шаманки средней части долины Зеравшана. Плеткой, как и посохом, «при камлании и отчитывании слегка ударяли
больного по плечам и спине» [Муродов, 1975в, С. 96]. На сделанной в 1871—1872 гг. в Самарканде (фотографии (МАЭ, И 1718-50) лекарь касается лежащего больного плетью.
С плетью камлали и многие узбекские шаманы и шаманки.
Так, шаманка Хаджарбуви била плетью и пациента и себя; при этом, согласно рассказам, пациент не ощущал боли. У некоторых
шаманок Джизакской и Самаркандской областей в середине XX в. плеть была главным или единственным ритуальным предметом
[см. также: Basilov, 1986. Р. 123—124]. С плетью камлали и шаманы узбеков Южного Казахстана [Тайжанов, Исмаилов, 1986]. Плеть была известна и шаманству уйгуров [Пантусов, 1907. С. 42].
Очевидно, плеть издавна входила в набор шаманских атрибутов как второстепенный ритуальный предмет. Ее появление среди
культовых принадлежностей шамана, вероятно, было вызвано представлениями о чудесном коне шамана. Недаром у алтайцев ко
лотушка считалась «плетью» бубна-оленя-коня. В. Диосеги, изучавший шаманскую плеть эвенков, возводил происхождение этого
обрядового атрибута к буддизму [Dioszegi, 1968. Р. 303 etc.]. Представляется, однако, более правильным обратиться к воззрениям,
связанным с образом бубна-коня, которые придали заметное своеобразие шаманству многих народов Сибири."
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2080
Дата регистрации : 2018-08-18
Wizard и Irene поставили лайк
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения