Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Шарапов В.Э. Ритуал изготовления личного духа-помощника у салымских хантов

Перейти вниз

Шарапов В.Э. Ритуал изготовления личного духа-помощника у салымских хантов Empty Шарапов В.Э. Ритуал изготовления личного духа-помощника у салымских хантов

Сообщение автор Wizard Ср Дек 12, 2018 11:20 am

Шарапов В.Э. Ритуал изготовления личного духа-помощника у салымских хантов

При рассмотрении института почитания личных и семейных духов у хантов значительный интерес представляет непосредственный ритуал изготовления их антропоморфных изображений. У салымских хантов до настоящего времени сохраняется традиция изготовления личных духов-помощников (айтонкэли) для тех чле­нов семьи, которые надолго или навсегда уезжают из родного дома. Считается, что айтонкэли рано или поздно затоскует по тем местам, где он был изготовлен, и тем самым вынудит своего владельца вернуться, хотя бы на время.

Айтонкэли изготовляется только по просьбе будущего его владельца. Дерево для этого выбирается обязательно в священ­ной кедровой роще, где находится святилище тунха, считающего­ся хозяином территории, на которой родился человек, заказыва­ющий айтонкели. В прошлом определение подходящего дерева осу­ществлялось шаманом, сейчас же это делает сам заказчик, его 31 отец, либо хранитель тунха (тунх корт). Однако право на изго­товление айтонкэли имеет только тунх корт. За день до изго­товления совершается бескровное жертвоприношение (порэ), и лишь на утро следующего дня тунх корт отправляется в священ­ную рощу. Все работы по изготовлению айтонкэли должны быть завершены до полудня.

Тунх корт подходит к заранее выбранному кедру с западной стороны, кланяется и просит разрешения на вырубку из его ствола чурочки. После этого он обходит дерево по ходу движе­ния солнца, расстилает у его подножия с южной стороны белую ткань, чтобы щепки не падали на землю, и начинает вырубать чурочку (20x30 см), стараясь не повредить сердцевину ствола. Из выбранного дерева разрешается изготовить лишь одного ай­тонкэли, так как, по поверьям хантов, это дерево будет связа­но невидимой нитью с хозяином айтонкэли. Если впоследствии оно засохнет или упадет., считается, что айтонкэли не захотел идти с тем человеком для которого его изготовили. В отвер­стие на месте вырубки чурочки тунх корт укладывает медные мо­неты, кланяется и благодарит дерево. Затем заворачивает вы­рубленную чурочку в ткань и, обходя дерево по солнцу, уходит. Вырезают айтонкэли также на белом материале, чтобы по завершению работы все стружки аккуратно сложить в чистое мес­то, где никто не ходит. При его изготовлении тунх корт строго соблюдает целый ряд правил и определенную очередность опера­ций. Прежде всего вырезается контур головы, причем обязатель­но из "вершины" чурочки (по направлению роста дерева). Лицо делается из слоя древесины, расположенного ближе к сердцевине дерева. Далее вырезание фигуры идет как бы по спирали вниз против хода солнца. В последнюю очередь (после обозначения пальцев ног) вырезаются зрачки глаз и уши, "чтобы айтонкэли видел и слышал". При этом соблюдается следующая последова­тельность: левый глаз - правый глаз - левое ухо - правое ухо, т.е. направление движения уже по ходу солнца.

Согласно поверьям хантов, личные духи-помощники являются детьми тунха Ягун-Ики - хозяина родовой территории. В соответствии с традиционным каноном, фигура айтонкели должна точно воспроизводить в миниатюре облик тунха, зримый образ которого объединяет в себе черты различных своих зооморфных ипостасей. В рассматриваемом случае: ноги тунха - медвежьи лапы; руки - крылья совы; завязки на халате - змеи. Подразумевается, что духами-помощниками тунха выступают медведи и змеи, а сам Ягун-Ики может являться людям в облике совы.

Пол духа-помощ­ника определяется в зависимости от пола заказчика и обознача­ется только символикой одежды. После обряжения ейтонкэли тунх корт передает его заказ­чику для “оживления". Последний должен 3 раза дунуть айтонкэли в лицо и произнести следующие слова: "Дыхание тебе даю, ты уже живой, ты мой сын (дочь), будешь теперь мне помогать". Считается, что с этого момента айтонкэли будет оказывать по­мощь своему владельцу во всех его делах. После смерти человека зоо-антропоморфное изображение его духа-помощника стараются возвратить под крону того дерева, из которого оно было изготовлено.

(Комментарии к полевым видео материалам. Нефтеюганский район Тюменской области, р. Салым, стойбище Пунси, семья А. Д. Каюкова, 1992 год).
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Кедрач поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения