Шарапов В.Э. Ритуал изготовления личного духа-помощника у салымских хантов
Страница 1 из 1
Шарапов В.Э. Ритуал изготовления личного духа-помощника у салымских хантов
Шарапов В.Э. Ритуал изготовления личного духа-помощника у салымских хантов
При рассмотрении института почитания личных и семейных духов у хантов значительный интерес представляет непосредственный ритуал изготовления их антропоморфных изображений. У салымских хантов до настоящего времени сохраняется традиция изготовления личных духов-помощников (айтонкэли) для тех членов семьи, которые надолго или навсегда уезжают из родного дома. Считается, что айтонкэли рано или поздно затоскует по тем местам, где он был изготовлен, и тем самым вынудит своего владельца вернуться, хотя бы на время.
Айтонкэли изготовляется только по просьбе будущего его владельца. Дерево для этого выбирается обязательно в священной кедровой роще, где находится святилище тунха, считающегося хозяином территории, на которой родился человек, заказывающий айтонкели. В прошлом определение подходящего дерева осуществлялось шаманом, сейчас же это делает сам заказчик, его 31 отец, либо хранитель тунха (тунх корт). Однако право на изготовление айтонкэли имеет только тунх корт. За день до изготовления совершается бескровное жертвоприношение (порэ), и лишь на утро следующего дня тунх корт отправляется в священную рощу. Все работы по изготовлению айтонкэли должны быть завершены до полудня.
Тунх корт подходит к заранее выбранному кедру с западной стороны, кланяется и просит разрешения на вырубку из его ствола чурочки. После этого он обходит дерево по ходу движения солнца, расстилает у его подножия с южной стороны белую ткань, чтобы щепки не падали на землю, и начинает вырубать чурочку (20x30 см), стараясь не повредить сердцевину ствола. Из выбранного дерева разрешается изготовить лишь одного айтонкэли, так как, по поверьям хантов, это дерево будет связано невидимой нитью с хозяином айтонкэли. Если впоследствии оно засохнет или упадет., считается, что айтонкэли не захотел идти с тем человеком для которого его изготовили. В отверстие на месте вырубки чурочки тунх корт укладывает медные монеты, кланяется и благодарит дерево. Затем заворачивает вырубленную чурочку в ткань и, обходя дерево по солнцу, уходит. Вырезают айтонкэли также на белом материале, чтобы по завершению работы все стружки аккуратно сложить в чистое место, где никто не ходит. При его изготовлении тунх корт строго соблюдает целый ряд правил и определенную очередность операций. Прежде всего вырезается контур головы, причем обязательно из "вершины" чурочки (по направлению роста дерева). Лицо делается из слоя древесины, расположенного ближе к сердцевине дерева. Далее вырезание фигуры идет как бы по спирали вниз против хода солнца. В последнюю очередь (после обозначения пальцев ног) вырезаются зрачки глаз и уши, "чтобы айтонкэли видел и слышал". При этом соблюдается следующая последовательность: левый глаз - правый глаз - левое ухо - правое ухо, т.е. направление движения уже по ходу солнца.
Согласно поверьям хантов, личные духи-помощники являются детьми тунха Ягун-Ики - хозяина родовой территории. В соответствии с традиционным каноном, фигура айтонкели должна точно воспроизводить в миниатюре облик тунха, зримый образ которого объединяет в себе черты различных своих зооморфных ипостасей. В рассматриваемом случае: ноги тунха - медвежьи лапы; руки - крылья совы; завязки на халате - змеи. Подразумевается, что духами-помощниками тунха выступают медведи и змеи, а сам Ягун-Ики может являться людям в облике совы.
Пол духа-помощника определяется в зависимости от пола заказчика и обозначается только символикой одежды. После обряжения ейтонкэли тунх корт передает его заказчику для “оживления". Последний должен 3 раза дунуть айтонкэли в лицо и произнести следующие слова: "Дыхание тебе даю, ты уже живой, ты мой сын (дочь), будешь теперь мне помогать". Считается, что с этого момента айтонкэли будет оказывать помощь своему владельцу во всех его делах. После смерти человека зоо-антропоморфное изображение его духа-помощника стараются возвратить под крону того дерева, из которого оно было изготовлено.
(Комментарии к полевым видео материалам. Нефтеюганский район Тюменской области, р. Салым, стойбище Пунси, семья А. Д. Каюкова, 1992 год).
При рассмотрении института почитания личных и семейных духов у хантов значительный интерес представляет непосредственный ритуал изготовления их антропоморфных изображений. У салымских хантов до настоящего времени сохраняется традиция изготовления личных духов-помощников (айтонкэли) для тех членов семьи, которые надолго или навсегда уезжают из родного дома. Считается, что айтонкэли рано или поздно затоскует по тем местам, где он был изготовлен, и тем самым вынудит своего владельца вернуться, хотя бы на время.
Айтонкэли изготовляется только по просьбе будущего его владельца. Дерево для этого выбирается обязательно в священной кедровой роще, где находится святилище тунха, считающегося хозяином территории, на которой родился человек, заказывающий айтонкели. В прошлом определение подходящего дерева осуществлялось шаманом, сейчас же это делает сам заказчик, его 31 отец, либо хранитель тунха (тунх корт). Однако право на изготовление айтонкэли имеет только тунх корт. За день до изготовления совершается бескровное жертвоприношение (порэ), и лишь на утро следующего дня тунх корт отправляется в священную рощу. Все работы по изготовлению айтонкэли должны быть завершены до полудня.
Тунх корт подходит к заранее выбранному кедру с западной стороны, кланяется и просит разрешения на вырубку из его ствола чурочки. После этого он обходит дерево по ходу движения солнца, расстилает у его подножия с южной стороны белую ткань, чтобы щепки не падали на землю, и начинает вырубать чурочку (20x30 см), стараясь не повредить сердцевину ствола. Из выбранного дерева разрешается изготовить лишь одного айтонкэли, так как, по поверьям хантов, это дерево будет связано невидимой нитью с хозяином айтонкэли. Если впоследствии оно засохнет или упадет., считается, что айтонкэли не захотел идти с тем человеком для которого его изготовили. В отверстие на месте вырубки чурочки тунх корт укладывает медные монеты, кланяется и благодарит дерево. Затем заворачивает вырубленную чурочку в ткань и, обходя дерево по солнцу, уходит. Вырезают айтонкэли также на белом материале, чтобы по завершению работы все стружки аккуратно сложить в чистое место, где никто не ходит. При его изготовлении тунх корт строго соблюдает целый ряд правил и определенную очередность операций. Прежде всего вырезается контур головы, причем обязательно из "вершины" чурочки (по направлению роста дерева). Лицо делается из слоя древесины, расположенного ближе к сердцевине дерева. Далее вырезание фигуры идет как бы по спирали вниз против хода солнца. В последнюю очередь (после обозначения пальцев ног) вырезаются зрачки глаз и уши, "чтобы айтонкэли видел и слышал". При этом соблюдается следующая последовательность: левый глаз - правый глаз - левое ухо - правое ухо, т.е. направление движения уже по ходу солнца.
Согласно поверьям хантов, личные духи-помощники являются детьми тунха Ягун-Ики - хозяина родовой территории. В соответствии с традиционным каноном, фигура айтонкели должна точно воспроизводить в миниатюре облик тунха, зримый образ которого объединяет в себе черты различных своих зооморфных ипостасей. В рассматриваемом случае: ноги тунха - медвежьи лапы; руки - крылья совы; завязки на халате - змеи. Подразумевается, что духами-помощниками тунха выступают медведи и змеи, а сам Ягун-Ики может являться людям в облике совы.
Пол духа-помощника определяется в зависимости от пола заказчика и обозначается только символикой одежды. После обряжения ейтонкэли тунх корт передает его заказчику для “оживления". Последний должен 3 раза дунуть айтонкэли в лицо и произнести следующие слова: "Дыхание тебе даю, ты уже живой, ты мой сын (дочь), будешь теперь мне помогать". Считается, что с этого момента айтонкэли будет оказывать помощь своему владельцу во всех его делах. После смерти человека зоо-антропоморфное изображение его духа-помощника стараются возвратить под крону того дерева, из которого оно было изготовлено.
(Комментарии к полевым видео материалам. Нефтеюганский район Тюменской области, р. Салым, стойбище Пунси, семья А. Д. Каюкова, 1992 год).
Кедрач поставил(а) лайк
Похожие темы
» Шарапов В.Э. Материалы по поминальной обрядности у современных шурышкарских хантов
» Упражнение на проверку силы личного магнетизма
» Иттарма - вместилище духа
» Одежда для духа (юнг-лёпы) (ханты)
» Легенда о появлении духа-свистуна
» Упражнение на проверку силы личного магнетизма
» Иттарма - вместилище духа
» Одежда для духа (юнг-лёпы) (ханты)
» Легенда о появлении духа-свистуна
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения