Эрлиг Хан - Дух Нижнего мира (Эрлик Хан)
Участников: 2
Страница 1 из 1
Эрлиг Хан - Дух Нижнего мира (Эрлик Хан)
В орхоно-енисейских рунических текстах название этого Духа было прочитано как Эрклиг. Сейчас оно читается как Эрлик. В шаманских текстах - это ужасный могущественный старик. Нет ничего удивительного в том, что люди так путаются в Его имени. Это лишь свидетельствует о том, насколько двойственен, непостоянен, грозен и опасен этот Дух-Хан.
Это коварная, непостоянная изменчивая Женщина Хан, скрывающая свою суть. Эр-лиг - означает “замужняя”. Эрлиг хан - это Женщина Хан. Но Эрлиг Хан не является покровителем женщин.
Во власти Эрлиг Хан нет ада, она не ведает душами умерших, не мучает их, не подвергает различным истязаниям и пыткам.
Эрлиг Хан может наслать тяжелую болезнь, если человек того заслуживает, но это не значит, что Она забирает душу умерших или предопределяет человеку срок смерти. Эрлиг Хан, грозный Дух Нижнего мира, существует как противоположность Верха, Неба. Во власть к Эрлиг Хан человек попадает в земной жизни и расплачивается за это плохим здоровьем, постоянной раздражительностью, злобой и, в конечном итоге, смертью. Душа такого человека после смерти отправляется в подземный мир Эрлиг Хан.
Первый кам (шаман) на земле был обучен Эрлиг Хан. Камы камлали Ей ночью, принося в жертву домашнее животное с каким-либо изъяном (со сломанным рогом, с натертой спиной, хромое и т.д.). Поэтому камы при молении Тэнгри не участвуют.
Сегодня почитание Эрлиг хан так же необходимо, чтобы Она не так досаждала людям разрушительными мыслями: злобой, подозрением, чёрной завистью.
Поклонение Эрлиг хан проводится один раз в год, в конце осени, когда природа замирает, на старую луну. Эрлиг Хан просят о том, чтобы не насылались болезни, страдания и горе. Во время проведения обряда священнослужители облачаются в черную одежду.
При молении Эрлиг Хан и мужчины и женщины опускаются на оба колена.
АВТОР: ВИКТОР БАЙЛАГАШЕВ.
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ТАШТАГОЛ.
Это коварная, непостоянная изменчивая Женщина Хан, скрывающая свою суть. Эр-лиг - означает “замужняя”. Эрлиг хан - это Женщина Хан. Но Эрлиг Хан не является покровителем женщин.
Во власти Эрлиг Хан нет ада, она не ведает душами умерших, не мучает их, не подвергает различным истязаниям и пыткам.
Эрлиг Хан может наслать тяжелую болезнь, если человек того заслуживает, но это не значит, что Она забирает душу умерших или предопределяет человеку срок смерти. Эрлиг Хан, грозный Дух Нижнего мира, существует как противоположность Верха, Неба. Во власть к Эрлиг Хан человек попадает в земной жизни и расплачивается за это плохим здоровьем, постоянной раздражительностью, злобой и, в конечном итоге, смертью. Душа такого человека после смерти отправляется в подземный мир Эрлиг Хан.
Первый кам (шаман) на земле был обучен Эрлиг Хан. Камы камлали Ей ночью, принося в жертву домашнее животное с каким-либо изъяном (со сломанным рогом, с натертой спиной, хромое и т.д.). Поэтому камы при молении Тэнгри не участвуют.
Сегодня почитание Эрлиг хан так же необходимо, чтобы Она не так досаждала людям разрушительными мыслями: злобой, подозрением, чёрной завистью.
Поклонение Эрлиг хан проводится один раз в год, в конце осени, когда природа замирает, на старую луну. Эрлиг Хан просят о том, чтобы не насылались болезни, страдания и горе. Во время проведения обряда священнослужители облачаются в черную одежду.
При молении Эрлиг Хан и мужчины и женщины опускаются на оба колена.
АВТОР: ВИКТОР БАЙЛАГАШЕВ.
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ТАШТАГОЛ.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2074
Дата регистрации : 2018-08-18
Re: Эрлиг Хан - Дух Нижнего мира (Эрлик Хан)
У алтайцев был обнаружен миф о происхождении шаманской веры jан), в котором основателем ее был назван Эрлик, обучивший камланию человека по имени Jангара, за что этот служитель культа и получил от Ульгеня название «кам», которое у алтайцев стало относиться к шаманам. На персоне и имени Эрлик стоит остановиться, ибо они известны далеко за пределами Алтае-Саянского региона. А.-М. Габэн, выясняя содержание древнетюркских надписей, зафиксировала имя Эрлик (в форме Арклик) как название бога смерти (То!еп§о11), со ссылкой на памятники из Монголии и Минусинской котловины, датируемые первой половиной VIII в. В более поздней работе исследовательница приводит это имя в форме Арклиг и уже как название бога подземного мира, преисподней, или ада (Сой Лег 11п1етеИ) .195 Как известно, представление об аде появилось у древних тюрок под влиянием главных религий. Имеется немало оснований связывать камлания Эрлику с «черными шаманами» (кара кам). Мне говорили, что они камлали Эрлику непременно в своем ритуальном кафтане, называемом маньяком {манjак), тогда как шаман, не камлающий Эрлику {ак кам — «белый кам»), не мог камлать в маньяке. Однако при большом камлании Ульгеню, с жертвоприношением коня, с вечера и в течение ночи шаман камлал с бубном и в маньяке, а при восходе солнца, когда свершалось приношение коня в жертву, он выходил на место жертвоприношения с бубном, но в халате и в другой ритуальной
шапке, которую до этого не надевал. Однако, как я многократно наблюдал, присутствуя на камланиях в различных районах Горного
Алтая, в том числе и у горных алтайских телеутов и тубаларов, камы, особенно «родовые» {укту кам), с бубном и в маньяке камлали не
только Эрлику и его сыновьям, но и всем земным духам категории ару тд.с, и прежде всего хозяевам священных гор. К вопросу о бубнах,
маньяках и т. д. я специально обращусь в разделе, посвященном камам.
Упоминание в алтайском мифе об Эрлике как учителе камов шаманскому культу может служить указанием на то, что он научил
первого шамана именно черному шаманству, связанному с почитанием Эрлика, с путешествиями в подземный мир, столь характерными
для алтайских камланий. Опираясь на мифологию, также можно предполагать более позднее появление культа Эрлика, а стало быть,
и черного шаманства. В ряде мифов алтайцев и телеутов Ульгень и Эрлик выступают еще вместе, как родные братья, в качестве де
миургов. Со временем они поссорились и разошлись. Ульгень остался обитать в небесной сфере, а Эрлик был им низвергнут сначала
на землю, а затем и в подземный мир, где он стал владыкой.
Таких мифов опубликовано немало.
(Потапов Л.)
шапке, которую до этого не надевал. Однако, как я многократно наблюдал, присутствуя на камланиях в различных районах Горного
Алтая, в том числе и у горных алтайских телеутов и тубаларов, камы, особенно «родовые» {укту кам), с бубном и в маньяке камлали не
только Эрлику и его сыновьям, но и всем земным духам категории ару тд.с, и прежде всего хозяевам священных гор. К вопросу о бубнах,
маньяках и т. д. я специально обращусь в разделе, посвященном камам.
Упоминание в алтайском мифе об Эрлике как учителе камов шаманскому культу может служить указанием на то, что он научил
первого шамана именно черному шаманству, связанному с почитанием Эрлика, с путешествиями в подземный мир, столь характерными
для алтайских камланий. Опираясь на мифологию, также можно предполагать более позднее появление культа Эрлика, а стало быть,
и черного шаманства. В ряде мифов алтайцев и телеутов Ульгень и Эрлик выступают еще вместе, как родные братья, в качестве де
миургов. Со временем они поссорились и разошлись. Ульгень остался обитать в небесной сфере, а Эрлик был им низвергнут сначала
на землю, а затем и в подземный мир, где он стал владыкой.
Таких мифов опубликовано немало.
(Потапов Л.)
Похожие темы
» Эрлик-хан в представлении Хакасов
» Огненный бог подземного мира Эрлик
» Эрлик, Чёрный ворон и Дух смерти
» ЕЛЬ -дерево нижнего мира
» Ритуал жертвоприношения Эрлик-хану в современной Бурятии
» Огненный бог подземного мира Эрлик
» Эрлик, Чёрный ворон и Дух смерти
» ЕЛЬ -дерево нижнего мира
» Ритуал жертвоприношения Эрлик-хану в современной Бурятии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения