Кузнец и шаман (Якутия)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Кузнец и шаман (Якутия)
автор научной работы — Данилова Наталия Ксенофонтовна, Ушницкий Василий Васильевич
Кузнец и шаман
В традиционной культуре якутов существовал культ кузнеца, который считался сильнее шамана, а также носителем высшего знания. Ремесло кузнеца по значимости идет сразу за призванием шамана. «Кузнец и шаман - из одного гнезда», - гласит якутская пословица. «Жена шамана - уважаемая, жена кузнеца - почтенная», - говорится в другой. Кузнецы могут лечить и даже предсказывать будущее. Долганы верят, что шаманы не могут «заглатывать» души кузнецов, потому те хранят свои души в огне, и, наоборот, кузнецы могут завладеть душою шамана и сжечь ее в огне. Кузнецы же, в свою очередь, находятся под постоянной угрозой со стороны злых духов. Они вынуждены все время работать, поддерживать огонь, непрестанно шуметь, чтобы прогонять враждебных духов. В якутских мифах говорится, что кузнец получил свое ремесло от «злого» божества Кыдаай Максина, главного кузнеца нижнего мира. Он живет в железном доме
среди железного грохота. Кыыдай Максин - знаменитый мастер, это он чинит сломанные или отсеченные части тел героев. Ему случается участвовать и в посвящении знаменитых шаманов другого мира: он закаляет их души так же, как железо [35. С. 360].
Кузнечное дело якутов считается потомственным ремеслом. В одном из вариантов эпических сказаний о кузнецах говорится о том, что чем больше у кузнеца предков-кузнецов, тем он могущественнее. Секреты металлургического и кузнечного производства передавались по наследству. Помимо технологических вопросов, связующим звеном между ремесленниками разных поколений выступает их общая идеология - культ кузнеца. Любой кузнец должен твердо помнить: дар кузнечного ремесла он получил от родового первопредка, который, в свою очередь, получил его от всемогущего и благодетельного родоначальника всех кузнецов - Кыдай Бахсы. Потомок кузнеца через шамана должен принести в жертву скот черной масти своему мифическому божеству. У вилюйских металлургов существуют целые циклы преданий о сатинских и кэнтикских кузнецах [36]. Сатинцы почитают Дорбоон Кузнеца, прибывшего со Средней Лены на Вилюй и основавшего на месте железоплавильное производство. Профессию металлурга унаследовал его сын Бытыкаа, от него Бэкэллэх Кузнец, дальше - Куука Кузнец, Чыамдайык Кузнец, Масар Кузнец, Ноноорко Кузнец, Сыраан Кузнец, Калина Кузнец [37]. По боковым ветвям потомственных металлургов также идут профессиональные плавильщики и искусные кузнецы. Кэнтикских металлургов часто называют «Чап уустара» ('Кузнецы Чап'). До седьмого и девятого колена продолжался их род [22].
В центральных улусах существовало следующее разделение кузнецов по категориям: 1 - къЛалаах уус -кузнец, который ковал на наковальне; 2 - кюёртээх уус - работал с мехом, получая стекавшее железо; 3 -работал с железной рудой. В вилюйских улусах имелись только две категории: кузнец с чуолганом - деревянной чуркой, на которой стягивали железную проволоку, и кузнец без чуолгана.
Якутский кузнец (тимир ууhа) при посвящении в секреты мастерства преодолевал три препятствия (буомчу). Во время перехода через первую речку он строил мост из серебра, через вторую - мост уже из чистого золота, а через третью - строил мост из самого чистого ковкого железа, но обычно для этого не хватало материала [38].
Добыча железной руды и выплавка железа
Становление металлурга продолжалось в течение всей жизни. С 8-10-летнего возраста дети уже начинали помогать мастеру, в особенности сыновья, - просеивали уголь или измельчали руду, а также участвовали в других простых операциях. Только после 10- или 15-летнего курса обучения старый мастер мог доверить сыну или подмастерье произвести самостоятельную плавку железа [37. С. 10].
Согласно этнографическим материалам, горняки-заготовщики снабжали рудой профессиональных плавильщиков, а те, в свою очередь кричным железом - кузнецов.
По свидетельству информантов, кузнецы с местности Чап (бассейн Верхнего Вилюя) добавляли в плавку кости скота и перья птицы, тогда шлак раскалывался, и железо получалось ковким и пористым. Руду хорошего качества добывали и выплавляли кричное железо в Верхней Буотаме (р. Малая Ботама) - на границе Кан-галасского и Олекминского улусов, Усть-Алданском улусе, между селами Тююлээх и Бээрийэ, в районе левого притока Алдана Тимирдээх юрюйэ [38].
Кузнец и шаман
В традиционной культуре якутов существовал культ кузнеца, который считался сильнее шамана, а также носителем высшего знания. Ремесло кузнеца по значимости идет сразу за призванием шамана. «Кузнец и шаман - из одного гнезда», - гласит якутская пословица. «Жена шамана - уважаемая, жена кузнеца - почтенная», - говорится в другой. Кузнецы могут лечить и даже предсказывать будущее. Долганы верят, что шаманы не могут «заглатывать» души кузнецов, потому те хранят свои души в огне, и, наоборот, кузнецы могут завладеть душою шамана и сжечь ее в огне. Кузнецы же, в свою очередь, находятся под постоянной угрозой со стороны злых духов. Они вынуждены все время работать, поддерживать огонь, непрестанно шуметь, чтобы прогонять враждебных духов. В якутских мифах говорится, что кузнец получил свое ремесло от «злого» божества Кыдаай Максина, главного кузнеца нижнего мира. Он живет в железном доме
среди железного грохота. Кыыдай Максин - знаменитый мастер, это он чинит сломанные или отсеченные части тел героев. Ему случается участвовать и в посвящении знаменитых шаманов другого мира: он закаляет их души так же, как железо [35. С. 360].
Кузнечное дело якутов считается потомственным ремеслом. В одном из вариантов эпических сказаний о кузнецах говорится о том, что чем больше у кузнеца предков-кузнецов, тем он могущественнее. Секреты металлургического и кузнечного производства передавались по наследству. Помимо технологических вопросов, связующим звеном между ремесленниками разных поколений выступает их общая идеология - культ кузнеца. Любой кузнец должен твердо помнить: дар кузнечного ремесла он получил от родового первопредка, который, в свою очередь, получил его от всемогущего и благодетельного родоначальника всех кузнецов - Кыдай Бахсы. Потомок кузнеца через шамана должен принести в жертву скот черной масти своему мифическому божеству. У вилюйских металлургов существуют целые циклы преданий о сатинских и кэнтикских кузнецах [36]. Сатинцы почитают Дорбоон Кузнеца, прибывшего со Средней Лены на Вилюй и основавшего на месте железоплавильное производство. Профессию металлурга унаследовал его сын Бытыкаа, от него Бэкэллэх Кузнец, дальше - Куука Кузнец, Чыамдайык Кузнец, Масар Кузнец, Ноноорко Кузнец, Сыраан Кузнец, Калина Кузнец [37]. По боковым ветвям потомственных металлургов также идут профессиональные плавильщики и искусные кузнецы. Кэнтикских металлургов часто называют «Чап уустара» ('Кузнецы Чап'). До седьмого и девятого колена продолжался их род [22].
В центральных улусах существовало следующее разделение кузнецов по категориям: 1 - къЛалаах уус -кузнец, который ковал на наковальне; 2 - кюёртээх уус - работал с мехом, получая стекавшее железо; 3 -работал с железной рудой. В вилюйских улусах имелись только две категории: кузнец с чуолганом - деревянной чуркой, на которой стягивали железную проволоку, и кузнец без чуолгана.
Якутский кузнец (тимир ууhа) при посвящении в секреты мастерства преодолевал три препятствия (буомчу). Во время перехода через первую речку он строил мост из серебра, через вторую - мост уже из чистого золота, а через третью - строил мост из самого чистого ковкого железа, но обычно для этого не хватало материала [38].
Добыча железной руды и выплавка железа
Становление металлурга продолжалось в течение всей жизни. С 8-10-летнего возраста дети уже начинали помогать мастеру, в особенности сыновья, - просеивали уголь или измельчали руду, а также участвовали в других простых операциях. Только после 10- или 15-летнего курса обучения старый мастер мог доверить сыну или подмастерье произвести самостоятельную плавку железа [37. С. 10].
Согласно этнографическим материалам, горняки-заготовщики снабжали рудой профессиональных плавильщиков, а те, в свою очередь кричным железом - кузнецов.
По свидетельству информантов, кузнецы с местности Чап (бассейн Верхнего Вилюя) добавляли в плавку кости скота и перья птицы, тогда шлак раскалывался, и железо получалось ковким и пористым. Руду хорошего качества добывали и выплавляли кричное железо в Верхней Буотаме (р. Малая Ботама) - на границе Кан-галасского и Олекминского улусов, Усть-Алданском улусе, между селами Тююлээх и Бээрийэ, в районе левого притока Алдана Тимирдээх юрюйэ [38].
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» ВЕЛУНД - БОГ-КУЗНЕЦ
» Смерть и кузнец. Шорская легенда
» ЛЕГЕНДА О ГАГАРЕ (Якутия)
» ДУХИ ХАРСА (Якутия)
» ЛЕГЕНДА О РЯБЧИКЕ (Якутия)
» Смерть и кузнец. Шорская легенда
» ЛЕГЕНДА О ГАГАРЕ (Якутия)
» ДУХИ ХАРСА (Якутия)
» ЛЕГЕНДА О РЯБЧИКЕ (Якутия)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения