Проклятие шамана: почему якутский Зашиверск превратился в город-призрак
Страница 1 из 1
Проклятие шамана: почему якутский Зашиверск превратился в город-призрак
Сегодня забытый Зашиверск раньше считался довольно богатым населённым пунктом восточной Якутии. Своё название город получил из-за расположения – на излучине Индигирки за порогами, «шиверами». Но процветающим Зашиверск был недолго. В XIX веке город начал постепенно пустеть.
Загадочный сундук
По состоянию на XVIII век в Зашиверске проживало 500 горожан – русских, якутов и юкагиров. Они добывали пушнину и мамонтовую кость, обменивали серебро у местных народов, ловили рыбу. Кроме того, на процветании города сказывалось его удачное географическое положение. Вдоль берега Индигирки проходила дорога из Якутска на Колыму, а поэтому многочисленные путешественники, казаки и купцы частенько останавливались в Зашиверске для того, чтобы пополнить запасы.
Но в 1820 году Пётр Врангель, совершая одну из полярных экспедиций, обратил внимание на то, что в городке осталось всего семь хибар. Спустя ещё через двадцать лет в Зашиверске проживали только четыре человека. Супруги-юкагиры, переехавшие в Верхоянск, стали последними жителями этого якутского городка.
Жители Якутии запустение города объясняли просто – виноват конфликт между шаманом и православным священником. Согласно легенде, у священника был сын, а у шамана – дочь-красавица, которую он очень любил.
Однажды на ежегодной осенней ярмарке приезжий купец попытался продать шаману кованый сундук, в котором хранились различные вещи. Колдуна посетило дурное предчувствие и он повелел выбросить сундук в прорубь. Но священник решил раздать одежду из сундука местным жителям. Так его сыну досталась богатая шуба из соболя, которую он и подарил шаманской дочке. Девушка надела красивый подарок, после чего неожиданно заболела и умерла.
В ответ убитый горем шаман проклял город, а сын священника наложил на себя руки.
Эпидемия и экономика
Но действительно ли Зашиверск пришёл в упадок из-за шаманского проклятья? Этнографы попытались найти более рациональное объяснение превращению населённого пункта в город-призрак.
Так, геолог Наталья Задонина в своём научном труде «Хронология природных и социальных феноменов в Сибири и Монголии» отмечала, что в XVII веке в регионе бушевала эпидемия чëрной оспы. В 1776 году болезнь пришла в город и «выкосила» большую часть населения. В 1833 году оспа вновь посетила Зашиверск и добила тех, кому удалось выжить после первой волны.
Есть также и экономическая версия. Горожане могли просто истребить пушнину и истощить запасы мамонтовых бивней. Следовательно, исчез и вариант для заработка.
Старое проклятье на новый лад
А в середине прошлого столетия церковь Зашиверска была признана памятником архитектуры, после чего в 1971 году её вывезли в Новосибирск в Историко-архитектурный музей. Но предварительно группа архитекторов и археологов под руководством академика Алексея Окладникова исследовали объект, попутно вскрыв несколько могил, среди которых якобы оказалось и захоронение шаманской дочки.
Через несколько лет участники экспедиции, непосредственно принимавшие участие в раскопках могил, скончались. Правда, от чего именно, не уточнялось.
Тут же вспомнилась старая легенда о шамане и священнике, а поэтому Зашиверск решили всё-таки оставить городом-призраком. Так спокойнее…
Источник
Загадочный сундук
По состоянию на XVIII век в Зашиверске проживало 500 горожан – русских, якутов и юкагиров. Они добывали пушнину и мамонтовую кость, обменивали серебро у местных народов, ловили рыбу. Кроме того, на процветании города сказывалось его удачное географическое положение. Вдоль берега Индигирки проходила дорога из Якутска на Колыму, а поэтому многочисленные путешественники, казаки и купцы частенько останавливались в Зашиверске для того, чтобы пополнить запасы.
Но в 1820 году Пётр Врангель, совершая одну из полярных экспедиций, обратил внимание на то, что в городке осталось всего семь хибар. Спустя ещё через двадцать лет в Зашиверске проживали только четыре человека. Супруги-юкагиры, переехавшие в Верхоянск, стали последними жителями этого якутского городка.
Жители Якутии запустение города объясняли просто – виноват конфликт между шаманом и православным священником. Согласно легенде, у священника был сын, а у шамана – дочь-красавица, которую он очень любил.
Однажды на ежегодной осенней ярмарке приезжий купец попытался продать шаману кованый сундук, в котором хранились различные вещи. Колдуна посетило дурное предчувствие и он повелел выбросить сундук в прорубь. Но священник решил раздать одежду из сундука местным жителям. Так его сыну досталась богатая шуба из соболя, которую он и подарил шаманской дочке. Девушка надела красивый подарок, после чего неожиданно заболела и умерла.
В ответ убитый горем шаман проклял город, а сын священника наложил на себя руки.
Эпидемия и экономика
Но действительно ли Зашиверск пришёл в упадок из-за шаманского проклятья? Этнографы попытались найти более рациональное объяснение превращению населённого пункта в город-призрак.
Так, геолог Наталья Задонина в своём научном труде «Хронология природных и социальных феноменов в Сибири и Монголии» отмечала, что в XVII веке в регионе бушевала эпидемия чëрной оспы. В 1776 году болезнь пришла в город и «выкосила» большую часть населения. В 1833 году оспа вновь посетила Зашиверск и добила тех, кому удалось выжить после первой волны.
Есть также и экономическая версия. Горожане могли просто истребить пушнину и истощить запасы мамонтовых бивней. Следовательно, исчез и вариант для заработка.
Старое проклятье на новый лад
А в середине прошлого столетия церковь Зашиверска была признана памятником архитектуры, после чего в 1971 году её вывезли в Новосибирск в Историко-архитектурный музей. Но предварительно группа архитекторов и археологов под руководством академика Алексея Окладникова исследовали объект, попутно вскрыв несколько могил, среди которых якобы оказалось и захоронение шаманской дочки.
Через несколько лет участники экспедиции, непосредственно принимавшие участие в раскопках могил, скончались. Правда, от чего именно, не уточнялось.
Тут же вспомнилась старая легенда о шамане и священнике, а поэтому Зашиверск решили всё-таки оставить городом-призраком. Так спокойнее…
Источник
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Расклад "ПРОКЛЯТИЕ"
» Проклятие шаман-дерева
» Аральская Атлантида (Город на дне Арала)
» КРЕПОСТЬ ПОР-БАЖИН. ГОРОД БОГА
» Якутский шаманизм
» Проклятие шаман-дерева
» Аральская Атлантида (Город на дне Арала)
» КРЕПОСТЬ ПОР-БАЖИН. ГОРОД БОГА
» Якутский шаманизм
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения