БОРЬБА И СОПЕРНИЧЕСТВО ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ
Участников: 3
Страница 1 из 1
БОРЬБА И СОПЕРНИЧЕСТВО ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ
В старой Туве широко бытовали легенды о шаманах, которые соперничали друг с другом. Наши информаторы рассказывали о том, что ак
тивно участвовали в борьбе своего хозяина за превосходство над соперником верные спутники шамана. Сила шамана заключалась в его содружестве с духами-помощниками, такими как каарган - ворон, буга - бык, ээир - орел, хартыга - ястреб, адыг - медведь, морзук - барсук, моос ээрен - дух моос, сарыг четкер - желтый дьявол, албыс - ведьма и т.д. Тот, чей ворон раньше увидел приближение ворона другого шатана, имел больше шансов победить.
Бык - символ величия и могущества шамана. Бык сильного, шамана побеждал быка слабого шамана. В воздушных боях сражались птицы, посланные шаманами. Орел, летающий быстрее, действующий хитрее, всегда приносил удачу своему шаману и спасал его жизнь. На близком расстоянии шаман защищался с помощью ястреба, который должен был сломать крылья ястребу врага. Чтобы определить силу или слабость соперника, шаман отправлял в его сторону барсука. С помощью духа мооса шаман поражал своего врага на огромном расстоянии и т.д.
Хамнарнын, чижири (съедение шаманами друг друга) - это борьба за превосходство одного шамана над другим. Соперничество шаманов, по всей вероятности, имело чисто материальную подоплеку - более авторитетный, "сильный" шаман получал и большую плату за камлание.
Вот что рассказала Донгак Барыкаан Хуралбай уруу: «.Сын женщины Тенек-Кадай шаман Байыр жил в местности Кара-Дыт на берегу реки Чадаана. Шаман Кара-оол тоже жил в этих местах в долине реки Чадаана. Я была тогда маленькой девочкой.
Взрослые говорили: "Эти шаманы начали взаимное уничтожение. И началось съедение друг друга. Вы, ребята, к ним близко не подходите. Враждебные шаманы очень опасны. Берегите себя. Разъяренный шаман способен съесть любого человека!" Это было на левом берегу реки Чадаана. Я видела, что две юрты среди лиственниц стояли совсем рядом, в середине лесной поляны. Они специально так близко поставили свои юрты, чтобы сражаться до окончательной победы одного над другим. Дверь одной юрты была обращена к востоку, как это полагается, дверь другой была обращена на запад, что противоречило древним обычаям кочевников. Каждый шаман высовывал босые ноги через стенку юрты, и я видела босые ноги шаманов. Видела, как ступня одного шамана упирается в ступню другого. Так они пролежали в течение нескольких дней. Поединок кончился трагично. Шаман Байыр и шаман Кара-оол скончались одновременно.
Рассказал Борис Уважаевич Тагба: "На территории двух районов, Тоджи и Каа-Хема, жил потомственный шаман Сегбе. Хорошо помню, что шаман Сегбе вызвал на борьбу шамана Шалчиму, который в те же годы жил с ним по соседству. Они сначала поссорились. Каждый шаман в отдельности вел камлание, направленное на уничтожение своего противника. Борьба закончилась тем, что они вынуждены были разойтись. Шаман Сегбе остался жить в верховьях речки Ужеп, в долине большой реки Каа-Хем, хотя был родом из Тоджи. Шаман Шалчима навсегда покинул старое местожительство и перекочевал в долину далекой речки Серилиг. Старики говорили, что победил шаман Сегбе, потому что он остался на старом месте, вытеснив оттуда своего противника шамана Шалчиму
Рассказал Чымба Сенделчикович Лопсан: 4 Шаман Ооржак Шокар жил в местности Хонделен БайТайгинского района. По словам знающих его людей, он не имел себе равных в области выразительного исполнения шаманских стихов. В местности Кооп-Соок того же района жил шаман Доскаар. Они вступили в бой, чтобы выявить сильнейшего в мастерстве камлания. Дело было так. Шаман Шокар вел камлание вокруг овцы, предназначенной в жертву злому духу, чтобы возвратить душу больного. В это время в аал больного приехал шаман Доскаар и публично
начал оскорблять шамана Шокара: "Ты ничего не знаешь. Ты врешь, неверно ведешь камлание. Ты знаешь совсем мало. Я знаю очень много. Я - большой шаман. Ты - слабый шаман, потому что твои стихи грубые. Твое камлание звучит не так сладко для слуха, сейчас же прекрати. У меня крепкие корни, потому что я владыка высокой тайги!" С этими словами он наступал на шамана Шокара и начал при всех рвать на клочки его священных ээреней - помощников. Так два шамана стали врагами, началась их борьба. "Я съем тебя! - закричал шаман Доскаар. "Я съем тебя!" - ответил шаман Шокар.
Прошел год. Сильно заболел шаман Доскаар. Очевидцы говорили, что в течение года он находился в невменяемом состоянии: кричал, стонал, подпрыгивал. Страшным ударом звучали стихи шамана Шокара, направленные в аал шамана Доскаара:
Поедем же туда, где гора Саамчыыр,
По пути заедем в гости к племяннику-монголу
Поедем же туда, где долина Копсегей,
По пути зайдем в гости к моему другу - парню!
Заклинание шамана Шокара дошло до родного очага его противника Доскаара хотя расстояние между ними было дальнее; над аалом шамана яростно звенели колокольчики шамана Шокара; над юртой шамана Доскаара гневно гремел бубен шамана Шокара. Перед смертью, задыхаясь, шаман Доскаар просил милости у своего грозного врага: "Простите меня! Спасите мою жизнь! Прошу вас меня оставить живым на земле. Призываю вас к перемирию. Будем жить как родные братья. Будем жить в дружбе и согласии. Задыхаюсь. Умоляю. Простите меня, могучий шаман!" Вскоре шаман Доскаар скончался, став жертвой шамана Шокара. Сильный шаман съел слабого шамана - так говорили в народе».
Рассказал Опай Монгуш:<Из местности Каргы приехал в Чадаана шаман Бооланыр. Он там вел камлание с применением ружья. При всех Бооланыр зарядил ружье и выстрелил в себя. Для того чтобы сделать еще более убедительным свой номер, шаман Бооланыр велел другому человеку зарядить ружье и выстрелить ему в грудь. Все видели, что пуля не брала шамана Бооланыра. Когда он возвращался домой, то по пути остановился в местности Бора-Шай, где стоял аал знаменитой шаманки Хам-Уруг, дочери Куулара Меди. Звали ее Хандыжап, а в на
роде величали Хам-Уруг, т.е. Шаманка-Девица. После неожиданной встречи они стали врагами и каждый хотел превзойти другого в искусстве камлания. Сначала шаман из Каргы взял в свои руки сосуд, полный араки, и провел тарбыдаар - обряд освящения. Затем он наплевал в сосуд, который был на лит аракой, и передал его Хам-Уруг. Она выпила до дна. Шаманка Хам-Уруг велела в тот же сосуд налить еще араку. Она тоже совершила обряд освящения и подала его шаману. Когда тот опустошил сосуд, шаманка Хам-Уруг сказала: *Я не дам тебе возможности добраться до твоего аала!
Шаман Бооланыр отправился домой в сторону Каргы. На полпути конь сбросил его на землю. У шамана Бооланыра произошел перелом берцовой кости, от которого он умер в степи. Говорили, что причиной вражды в этом случае было искусство шамана Бооланыра, который считал себя неуязвимым для пуль».
Кужугет Ленчаевич Балган рассказал такую легенду: « Во время обряда освящения оваа, что находится на левом берегу реки Алаш, в местности Шыдаяк, встретились два шамана. Шаман Тогдугаш приехал с реки Аянгаты, другой шаман, Кужугет Апаа, по кличке Шокар - Рябой, приехал с реки Алаш. На празднике оба напились араки и поссорились. Причем каждый пригрозил сопернику, что тот
не доедет до дома. Шаман Тогдугаш добрался до устья реки Эдегей, что впадает в реку Хемчик.
Здесь он остановился и остался ночевать в одной юрте. Ночью Тогдугаш начал стонать. "Беве! Веве!! Беве!!!" ("Сгораю! Сгораю!! Сгораю!!!") - кричал он, поднимаясь на ноги. Ему пришлось снять сапоги, и оттуда потоком выползли бесчисленные ящерицы. Они быстро пропадали, добегая до краев подола. После того как все ящерицы исчезли, шаману Тогдугашу стало плохо. Задыхаясь, он вскочил с места. Так скончался шаман Тогдугаш, не доехав до своей юрты. Говорят, что шама на Тогдугаша съел шаман Апаа, который вышел из борьбы победителем Белек Монгуш рассказал: "В местности Теректиг Дзун-Хемчикского района жил знаменитый шаман Сат Сойзул. Он владел девятью кузунгу.
Однажды по приглашению больного он прибыл в верховья реки Ак. Там он встретился с одной шаманкой. Говорят, он не захотел разделить с ней (лату за камлание и лечение больного. Сат Сойул вызвал шаманку на состязание. Прошло некотоюе время. У шамана Сата Сойзула заболело горло. Началась сильная рвота, после чего изо рта выбежала мышь. Здоровье шамана улучшилось, горло перестало болеть, и Сойзул возвратился домой совершенно здоровым. Вскоре скончалась та шаманка, которая подослала к нему мышь с целью убить его".
Разумеется, все эти "наведенные", "насланные" чародейством врагов смерти, неестественность которых сильно преувеличена народной молвой, имели достаточно простые причины, начиная от самовнушения, нервного потрясения или истощения и кончая алкогольным отравлением.
(По М. Кенин-Лопсану)
тивно участвовали в борьбе своего хозяина за превосходство над соперником верные спутники шамана. Сила шамана заключалась в его содружестве с духами-помощниками, такими как каарган - ворон, буга - бык, ээир - орел, хартыга - ястреб, адыг - медведь, морзук - барсук, моос ээрен - дух моос, сарыг четкер - желтый дьявол, албыс - ведьма и т.д. Тот, чей ворон раньше увидел приближение ворона другого шатана, имел больше шансов победить.
Бык - символ величия и могущества шамана. Бык сильного, шамана побеждал быка слабого шамана. В воздушных боях сражались птицы, посланные шаманами. Орел, летающий быстрее, действующий хитрее, всегда приносил удачу своему шаману и спасал его жизнь. На близком расстоянии шаман защищался с помощью ястреба, который должен был сломать крылья ястребу врага. Чтобы определить силу или слабость соперника, шаман отправлял в его сторону барсука. С помощью духа мооса шаман поражал своего врага на огромном расстоянии и т.д.
Хамнарнын, чижири (съедение шаманами друг друга) - это борьба за превосходство одного шамана над другим. Соперничество шаманов, по всей вероятности, имело чисто материальную подоплеку - более авторитетный, "сильный" шаман получал и большую плату за камлание.
Вот что рассказала Донгак Барыкаан Хуралбай уруу: «.Сын женщины Тенек-Кадай шаман Байыр жил в местности Кара-Дыт на берегу реки Чадаана. Шаман Кара-оол тоже жил в этих местах в долине реки Чадаана. Я была тогда маленькой девочкой.
Взрослые говорили: "Эти шаманы начали взаимное уничтожение. И началось съедение друг друга. Вы, ребята, к ним близко не подходите. Враждебные шаманы очень опасны. Берегите себя. Разъяренный шаман способен съесть любого человека!" Это было на левом берегу реки Чадаана. Я видела, что две юрты среди лиственниц стояли совсем рядом, в середине лесной поляны. Они специально так близко поставили свои юрты, чтобы сражаться до окончательной победы одного над другим. Дверь одной юрты была обращена к востоку, как это полагается, дверь другой была обращена на запад, что противоречило древним обычаям кочевников. Каждый шаман высовывал босые ноги через стенку юрты, и я видела босые ноги шаманов. Видела, как ступня одного шамана упирается в ступню другого. Так они пролежали в течение нескольких дней. Поединок кончился трагично. Шаман Байыр и шаман Кара-оол скончались одновременно.
Рассказал Борис Уважаевич Тагба: "На территории двух районов, Тоджи и Каа-Хема, жил потомственный шаман Сегбе. Хорошо помню, что шаман Сегбе вызвал на борьбу шамана Шалчиму, который в те же годы жил с ним по соседству. Они сначала поссорились. Каждый шаман в отдельности вел камлание, направленное на уничтожение своего противника. Борьба закончилась тем, что они вынуждены были разойтись. Шаман Сегбе остался жить в верховьях речки Ужеп, в долине большой реки Каа-Хем, хотя был родом из Тоджи. Шаман Шалчима навсегда покинул старое местожительство и перекочевал в долину далекой речки Серилиг. Старики говорили, что победил шаман Сегбе, потому что он остался на старом месте, вытеснив оттуда своего противника шамана Шалчиму
Рассказал Чымба Сенделчикович Лопсан: 4 Шаман Ооржак Шокар жил в местности Хонделен БайТайгинского района. По словам знающих его людей, он не имел себе равных в области выразительного исполнения шаманских стихов. В местности Кооп-Соок того же района жил шаман Доскаар. Они вступили в бой, чтобы выявить сильнейшего в мастерстве камлания. Дело было так. Шаман Шокар вел камлание вокруг овцы, предназначенной в жертву злому духу, чтобы возвратить душу больного. В это время в аал больного приехал шаман Доскаар и публично
начал оскорблять шамана Шокара: "Ты ничего не знаешь. Ты врешь, неверно ведешь камлание. Ты знаешь совсем мало. Я знаю очень много. Я - большой шаман. Ты - слабый шаман, потому что твои стихи грубые. Твое камлание звучит не так сладко для слуха, сейчас же прекрати. У меня крепкие корни, потому что я владыка высокой тайги!" С этими словами он наступал на шамана Шокара и начал при всех рвать на клочки его священных ээреней - помощников. Так два шамана стали врагами, началась их борьба. "Я съем тебя! - закричал шаман Доскаар. "Я съем тебя!" - ответил шаман Шокар.
Прошел год. Сильно заболел шаман Доскаар. Очевидцы говорили, что в течение года он находился в невменяемом состоянии: кричал, стонал, подпрыгивал. Страшным ударом звучали стихи шамана Шокара, направленные в аал шамана Доскаара:
Поедем же туда, где гора Саамчыыр,
По пути заедем в гости к племяннику-монголу
Поедем же туда, где долина Копсегей,
По пути зайдем в гости к моему другу - парню!
Заклинание шамана Шокара дошло до родного очага его противника Доскаара хотя расстояние между ними было дальнее; над аалом шамана яростно звенели колокольчики шамана Шокара; над юртой шамана Доскаара гневно гремел бубен шамана Шокара. Перед смертью, задыхаясь, шаман Доскаар просил милости у своего грозного врага: "Простите меня! Спасите мою жизнь! Прошу вас меня оставить живым на земле. Призываю вас к перемирию. Будем жить как родные братья. Будем жить в дружбе и согласии. Задыхаюсь. Умоляю. Простите меня, могучий шаман!" Вскоре шаман Доскаар скончался, став жертвой шамана Шокара. Сильный шаман съел слабого шамана - так говорили в народе».
Рассказал Опай Монгуш:<Из местности Каргы приехал в Чадаана шаман Бооланыр. Он там вел камлание с применением ружья. При всех Бооланыр зарядил ружье и выстрелил в себя. Для того чтобы сделать еще более убедительным свой номер, шаман Бооланыр велел другому человеку зарядить ружье и выстрелить ему в грудь. Все видели, что пуля не брала шамана Бооланыра. Когда он возвращался домой, то по пути остановился в местности Бора-Шай, где стоял аал знаменитой шаманки Хам-Уруг, дочери Куулара Меди. Звали ее Хандыжап, а в на
роде величали Хам-Уруг, т.е. Шаманка-Девица. После неожиданной встречи они стали врагами и каждый хотел превзойти другого в искусстве камлания. Сначала шаман из Каргы взял в свои руки сосуд, полный араки, и провел тарбыдаар - обряд освящения. Затем он наплевал в сосуд, который был на лит аракой, и передал его Хам-Уруг. Она выпила до дна. Шаманка Хам-Уруг велела в тот же сосуд налить еще араку. Она тоже совершила обряд освящения и подала его шаману. Когда тот опустошил сосуд, шаманка Хам-Уруг сказала: *Я не дам тебе возможности добраться до твоего аала!
Шаман Бооланыр отправился домой в сторону Каргы. На полпути конь сбросил его на землю. У шамана Бооланыра произошел перелом берцовой кости, от которого он умер в степи. Говорили, что причиной вражды в этом случае было искусство шамана Бооланыра, который считал себя неуязвимым для пуль».
Кужугет Ленчаевич Балган рассказал такую легенду: « Во время обряда освящения оваа, что находится на левом берегу реки Алаш, в местности Шыдаяк, встретились два шамана. Шаман Тогдугаш приехал с реки Аянгаты, другой шаман, Кужугет Апаа, по кличке Шокар - Рябой, приехал с реки Алаш. На празднике оба напились араки и поссорились. Причем каждый пригрозил сопернику, что тот
не доедет до дома. Шаман Тогдугаш добрался до устья реки Эдегей, что впадает в реку Хемчик.
Здесь он остановился и остался ночевать в одной юрте. Ночью Тогдугаш начал стонать. "Беве! Веве!! Беве!!!" ("Сгораю! Сгораю!! Сгораю!!!") - кричал он, поднимаясь на ноги. Ему пришлось снять сапоги, и оттуда потоком выползли бесчисленные ящерицы. Они быстро пропадали, добегая до краев подола. После того как все ящерицы исчезли, шаману Тогдугашу стало плохо. Задыхаясь, он вскочил с места. Так скончался шаман Тогдугаш, не доехав до своей юрты. Говорят, что шама на Тогдугаша съел шаман Апаа, который вышел из борьбы победителем Белек Монгуш рассказал: "В местности Теректиг Дзун-Хемчикского района жил знаменитый шаман Сат Сойзул. Он владел девятью кузунгу.
Однажды по приглашению больного он прибыл в верховья реки Ак. Там он встретился с одной шаманкой. Говорят, он не захотел разделить с ней (лату за камлание и лечение больного. Сат Сойул вызвал шаманку на состязание. Прошло некотоюе время. У шамана Сата Сойзула заболело горло. Началась сильная рвота, после чего изо рта выбежала мышь. Здоровье шамана улучшилось, горло перестало болеть, и Сойзул возвратился домой совершенно здоровым. Вскоре скончалась та шаманка, которая подослала к нему мышь с целью убить его".
Разумеется, все эти "наведенные", "насланные" чародейством врагов смерти, неестественность которых сильно преувеличена народной молвой, имели достаточно простые причины, начиная от самовнушения, нервного потрясения или истощения и кончая алкогольным отравлением.
(По М. Кенин-Лопсану)
Хан Калмык- Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Wizard и Bear поставили лайк
Re: БОРЬБА И СОПЕРНИЧЕСТВО ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ
И в наши дни шаманы, бывает, как схватятся - аж ветер от кружения подымается!
Bear- Сообщения : 222
Дата регистрации : 2021-07-31
Wizard поставил(а) лайк
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения