Ильсат-душа-жизнь
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Ильсат-душа-жизнь
Ильсат [‘душа-жизнь’ (С; Таз, Турухан), элла [ еllа ] (Ю; Чижапка) < ‘жить’ Важнейшая жизненная сущность («душа»), по представлениям селькупов.
По данным тазовских и туруханских селькупов, ее внедряет в утробу беременной женщины Илынта Кота с солнечным лучом. Эта душа видом напоминает человека, и, хотя она бестелесна, по ее очертаниям можно узнать хозяина. Если И. покидает человека (например, ее
может похитить шаман чужого рода), то человек заболевает и может умереть. Чтобы этого не произошло, приглашают шамана, он камлает и совершает путешествие в иные миры в поисках пропавшей души. В обмен на душу Ильсат шаман может предложить духам жертву.
Вернувшись, шаман внедряет душу в виде икринки обратно в тело взмахами шаманского посоха (жезла) над головой человека. Если смерть человека произошла не по причине похищения души И., то Ильсат бродит около жилища два-три дня, а затем превращается в паука, проживает паучью жизнь и окончательно умирает. Души утонувших, пропавших в лесу или замерзших людей превращаются в леших (см. Ма-
чыль гуп).
Существуют и другие представления об этой душе: душа И. - «свободная душа», после смерти человека отправляется в Нижний мир, где ведет жизнь как на земле; душа И. после смерти человека вселяется в медведя и продолжает свое существование на земле в его облике.
Тымские селькупы верили, что душу Ильсат забирает после смерти человека злой дух Ло (см.) в Нижний мир. По поверьям васюганских селькупов, мертвый человек мог проглотить и забрать с собой души живых людей, поэтому мертвецов боялись и держались от них подальше.
По данным тазовских и туруханских селькупов, ее внедряет в утробу беременной женщины Илынта Кота с солнечным лучом. Эта душа видом напоминает человека, и, хотя она бестелесна, по ее очертаниям можно узнать хозяина. Если И. покидает человека (например, ее
может похитить шаман чужого рода), то человек заболевает и может умереть. Чтобы этого не произошло, приглашают шамана, он камлает и совершает путешествие в иные миры в поисках пропавшей души. В обмен на душу Ильсат шаман может предложить духам жертву.
Вернувшись, шаман внедряет душу в виде икринки обратно в тело взмахами шаманского посоха (жезла) над головой человека. Если смерть человека произошла не по причине похищения души И., то Ильсат бродит около жилища два-три дня, а затем превращается в паука, проживает паучью жизнь и окончательно умирает. Души утонувших, пропавших в лесу или замерзших людей превращаются в леших (см. Ма-
чыль гуп).
Существуют и другие представления об этой душе: душа И. - «свободная душа», после смерти человека отправляется в Нижний мир, где ведет жизнь как на земле; душа И. после смерти человека вселяется в медведя и продолжает свое существование на земле в его облике.
Тымские селькупы верили, что душу Ильсат забирает после смерти человека злой дух Ло (см.) в Нижний мир. По поверьям васюганских селькупов, мертвый человек мог проглотить и забрать с собой души живых людей, поэтому мертвецов боялись и держались от них подальше.
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения