О сыне полум-торума
Страница 1 из 1
О сыне полум-торума
Сын Полум-Торума внезапно пропал*. Охранявший его человек поблизости искал - духа его нет. Духа его вблизи очага нет. Тогда духа своего искать задумал. Затем отправился духа своего искать. Собаку у бедра привязал, собака его ведет. Собака куда идет, туда и он идет. Все шел, все шел. Ночь настанет - спит. Встанет и опять идет. Собака в это место привела его. Название этого места - Сури. Духа своего здесь и нашел. Место, где был найден дух, - Петькин мыс. Лесной мыс таким именем прозывают. Когда духа своего нашел, в этом месте селение сделал. Мансийский человек** ворожит. У духа своего, ворожа, спрашивает:
* (Имеется в виду исчезновение из святилища изображения духа - одного из сыновей Полум-Торума, почитаемого в сел. Ильпи-пауль на Малой Оби и в сел. Сури на Оби. Другой его сын почитался в сел. Ремизовские, а третий - в сел. Пильдинские на р. Сев. Сосьва.)
** (Т. е. пришедший сюда хранитель.)
- Ты как, это место родным сделать думаешь?
Дух его в этом месте и основался. Человек здесь зажил, с духом своим. Тут и стали жить. Пока один мужчина, одна женщина останутся* дух-предок с человеком здесь зажили.
* (Т. е. до скончания века.)
От мансийского человека род пошел, имя его - Ольсин. Здесь жили, затем половина народа нашего в новый поселок властями устроена была. Новое селение сделали, духа-предка туда перенесли. Род наш три имени имеет: одно - Ольсин, одно - Торо-сев, одно - Сюмин*. В Ильпи-пауль теперь два рода живут.. Уже после основания селения в Ильпи-пауль ляпинский человек*пришел, Ярлин имя его. Они Крылатого Старика почитают. Крылатый Старик - Чайка-Старик***.
* (Т. е. Чумин.)
** (Т. е. житель р. Ляпин.)
*** (Имеется в виду сын Ай-Ас-Торума (Малой Оби Торума). Почитался на р. Сев. Сосьва.)
В лесном селении* Петликовы живут. Они - до нашего рода пришедший народ. Они - народ из селения Хангласам, сосьвинский народ - Народ Лягушки. Их дух-предок - дочь Великой Женщины из селения Хангласам**.
* (Т. е. На горной стороне Оби.)
** (Имеется в виду дочь Торума, имеющая вид лягушки, дух-предок одного из подразделений фратрии Мось, носящего название Нярас-махум (букв. "лягушкин народ").)
* (Имеется в виду исчезновение из святилища изображения духа - одного из сыновей Полум-Торума, почитаемого в сел. Ильпи-пауль на Малой Оби и в сел. Сури на Оби. Другой его сын почитался в сел. Ремизовские, а третий - в сел. Пильдинские на р. Сев. Сосьва.)
** (Т. е. пришедший сюда хранитель.)
- Ты как, это место родным сделать думаешь?
Дух его в этом месте и основался. Человек здесь зажил, с духом своим. Тут и стали жить. Пока один мужчина, одна женщина останутся* дух-предок с человеком здесь зажили.
* (Т. е. до скончания века.)
От мансийского человека род пошел, имя его - Ольсин. Здесь жили, затем половина народа нашего в новый поселок властями устроена была. Новое селение сделали, духа-предка туда перенесли. Род наш три имени имеет: одно - Ольсин, одно - Торо-сев, одно - Сюмин*. В Ильпи-пауль теперь два рода живут.. Уже после основания селения в Ильпи-пауль ляпинский человек*пришел, Ярлин имя его. Они Крылатого Старика почитают. Крылатый Старик - Чайка-Старик***.
* (Т. е. Чумин.)
** (Т. е. житель р. Ляпин.)
*** (Имеется в виду сын Ай-Ас-Торума (Малой Оби Торума). Почитался на р. Сев. Сосьва.)
В лесном селении* Петликовы живут. Они - до нашего рода пришедший народ. Они - народ из селения Хангласам, сосьвинский народ - Народ Лягушки. Их дух-предок - дочь Великой Женщины из селения Хангласам**.
* (Т. е. На горной стороне Оби.)
** (Имеется в виду дочь Торума, имеющая вид лягушки, дух-предок одного из подразделений фратрии Мось, носящего название Нярас-махум (букв. "лягушкин народ").)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения