Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ДУША В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РАЗНЫХ НАРОДНОСТЕЙ

Перейти вниз

Душа - ДУША В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РАЗНЫХ НАРОДНОСТЕЙ Empty ДУША В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РАЗНЫХ НАРОДНОСТЕЙ

Сообщение автор Wizard Сб Ноя 30, 2019 11:27 pm

В представлениях якутов множественность проявлений жизненности выражалась в трех элементах: буор кут
(«земля-кут»), салгын кут («ветер-кут») и ийэ кут («мать-кут»). Мать-кут называлась также иногда маган-кут – белая душа, представлялась в виде вошки с рогами и обитала в сердце человека. Зем-
ля-душа отличалась от мать-кут только своим коричневым цветом и находилась в ушах. Салгын не имела своего образа и считалась не-
видимой для человека [Алексеев 1975: 121].

Во всех эвенкийских говорах понятие «душа» выражается словом «оми». По сведениям Г.М. Василевич, представления об оми
претерпели значительные изменения. Сначала оми помещали в голове и ассоциировали с разумом, затем стали помещать ее в сердце,
в артериях, в крови. Оми могла также помещаться в легких или менять свое место в теле человека [Василевич 1969: 225]. То есть ме-
стом обитания оми могли становиться наиболее значимые части и органы тела. Энцы размещали душу в грудной клетке и части живо-
та, а у тымских селькупов она могла помещаться в области сердца или лба [Ким 1997: 23]. По воззрениям бурят и сойотов, душа обита-
ет в голове, волосах, ногтях, в подмышке [Павлинская 2007: 17]. По верованиям чукчей, помимо одной души, ведающей всем телом, есть
еще специальные «души органов тела», ног и рук. В случае, если эти души случайно утрачиваются, соответствующий орган болеет и да-
же отсыхает [Богораз 1939: 42]. В чукотской сказке о шамане, вернувшем к жизни своего сына, процесс оживления описывается сле-
дующим образом: «Зашаманил, шаманил, погрузился, вернулся, тело взял, дунул, на левый мизинец дунул, левая рука шевельнулась, на
правый мизинец дунул, правая рука шевельнулась; на левый наперсточный палец дунул, левый локоть шевельнулся, справа тоже так.
На большие пальцы дунул, все руки ожили; в рот дунул, тогда взглянул, сел. Сказал так: Ух! Долго я спал!» [Богораз 1900: 97].
Возможно, что на ранних этапах культурной истории все части тела наделялись функциями носителей жизненного начала и репрезентировали всю полноту жизненных свойств организма. Позднее стали выделяться отдельные, наиболее значимые с точки зрения традиционного сознания органы, что свидетельствует о постепенном движении мысли от множественности к единству. Это могли быть пуповина и послед, дающие младенцу жизнь, глаза, представляющие человеку реальность его существования, волосы, воплощающие непреодолимую силу роста [Львова, Октябрьская и др. 1989: 59].

В системе представлений нганасан особой значимостью наделялись глаза. По мнению Г.Н. Грачевой, глаза рассматривались как мини-
мально необходимая часть для того, чтобы появилось целое живое существо [Грачева 1983: 59]. Глаза ассоциировались с эмбрионами,
которые вкладывает в тела женщин (самок) Земля-мать или Луна-мать [Там же: 21], и хранились в специальных ледяных ящиках, которые шаман мог видеть во время своего путешествия [Попов 1984: 91]. В. Радлов записал у абаканских татар примету, что если во сне
притупятся глаза, значит, человек умрет [Радлов 1907: 57]. В алтайской эпической традиции надежным способом умерщвления героя
считается отрезание больших пальцев. Так, в алтайском эпосе «Алтай Бучый» Темене Коо отрезает два больших пальца на руке своего
мужа Алтай Бучыя, чтобы сделать его смерть необратимой. Возвращение же больших пальцев становится необходимым условием
оживления героя [Никифоров 1995: 22]. В другом варианте этого эпоса в качестве носителей жизненной силы богатыря наряду с
большими пальцами выступают глаза:

Два похожих друг на друга эти прожоры
Складнем-ножом Алтай Бучыя
Два глаза его выколупали,
Два больших пальца (рук) отрезали.
На семь слоев земли
Глубокую яму выкопали,
(Тело) Алтай-Бучыя самого
(В эту яму) столкнули [Львова, Октябрьская и др. 1989: 93].

Аналогичные сюжеты в сибирском фольклоре мы можем встретить относительно шаманов, поскольку предполагалось, что умерт-
вить шамана так же сложно, как и богатыря. И здесь обнаруживается определенный параллелизм в отношении к шаманам и эпическим
героям. В.Г. Богоразом был зафиксирован рассказ об убийстве шамана, якобы реально произошедшем в 90-е гг. XIX в. Очень долго
его не могли убить, поскольку раны на нем тут же заживали. Тогда у него вырвали глаза, проткнули ножом глазные яблоки и отбросили
их. Затем вынули сердце, разрезали его на кусочки и зарыли в землю в разных местах, чтобы куски не срослись и не ожили снова [Бого-
раз 1939: 108]. В эвенкийском фольклоре встречается сюжет, где герой не может умертвить Атамана нижнего мира, не уничтожив его
единственный глаз:

Моргнул единственным своим глазом,
Красный огонек из его глаза,
Как искра, взметнулся вверх,
Неизвестно, куда долетел –
Пропал.
Этот огенга опять убежал
С помощью своей невиданной хитрости
[Эвенкийские героические сказания 1990: 177–179].
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения