Баян-Хангай - бурятский Хозяин Тайги
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Баян-Хангай - бурятский Хозяин Тайги
Баян-Хангай
По шаманской мифологии бурят, Баян-Хангай (баян — богатый, хапгай — обширный) является хозяином тайги, имеет небесное происхождение и относится к числу высших, после тэнгэринов, божеств. В его ведении находится весь животный и растительный мир тайги. В мифах он рисуется очень богатым, добрым, помогающим в охотничьем промысле, любителем слушать
улигеры. Чтобы была удача, охотники в старину посвящали ему специальные молебствия.
По В. М. Ионову, дух-хозяин леса у якутов — Бай-анай или Баай Байанай, т. о. всем богатый. Как и бурятские охотники, якуты перед выходом в тайгу и после удачного промысла посвящали ему специальные обряды с заклинаниями.
Божества, подобные бурятско-якутскому Баян-Хангаю,— Байанаю, входят в пантеон южлосибирских тюрок. Так, у алтайцев Пайна — добрый дух охоты, подчиненный Ульгеню, у шорцев Байпа — дух охоты.
Г. У. Эргис утверждает, что Байанай — исконный мифологический персонаж, созданный в древности, когда предки якутов жили в ближайшем соседстве с родственными им по языку и культуре предками современных алтайцев, шорцев и хакасов. Образ хозяина леса вынесен древними якутами из первоначальной родины, сохранен и развит на Лене и Вилюе.
Н. К. Антонов считает якутского Байаная монгольским по происхождению.
На наш взгляд, культ Баян-Хангая — Байаная-Паііпы начал складываться еще в период охотничьего образа жизни. Как и другие божества древнейшего населения Южной Сибири и Центральной Азии, он постепенно антропоморфизировался и в конечном итоге из абстрактного олицетворения тайги превратился в конкретное божество. Баян-Хангай иногда упоминается в бурятских улигерах. В «Гэсэре», например, говорится о тайлагане, устроенном Баян-Хангаем, на котором присутствовали Эсэгэ Малан-тэнгэри и хан Хурмаста.
По шаманской мифологии бурят, Баян-Хангай (баян — богатый, хапгай — обширный) является хозяином тайги, имеет небесное происхождение и относится к числу высших, после тэнгэринов, божеств. В его ведении находится весь животный и растительный мир тайги. В мифах он рисуется очень богатым, добрым, помогающим в охотничьем промысле, любителем слушать
улигеры. Чтобы была удача, охотники в старину посвящали ему специальные молебствия.
По В. М. Ионову, дух-хозяин леса у якутов — Бай-анай или Баай Байанай, т. о. всем богатый. Как и бурятские охотники, якуты перед выходом в тайгу и после удачного промысла посвящали ему специальные обряды с заклинаниями.
Божества, подобные бурятско-якутскому Баян-Хангаю,— Байанаю, входят в пантеон южлосибирских тюрок. Так, у алтайцев Пайна — добрый дух охоты, подчиненный Ульгеню, у шорцев Байпа — дух охоты.
Г. У. Эргис утверждает, что Байанай — исконный мифологический персонаж, созданный в древности, когда предки якутов жили в ближайшем соседстве с родственными им по языку и культуре предками современных алтайцев, шорцев и хакасов. Образ хозяина леса вынесен древними якутами из первоначальной родины, сохранен и развит на Лене и Вилюе.
Н. К. Антонов считает якутского Байаная монгольским по происхождению.
На наш взгляд, культ Баян-Хангая — Байаная-Паііпы начал складываться еще в период охотничьего образа жизни. Как и другие божества древнейшего населения Южной Сибири и Центральной Азии, он постепенно антропоморфизировался и в конечном итоге из абстрактного олицетворения тайги превратился в конкретное божество. Баян-Хангай иногда упоминается в бурятских улигерах. В «Гэсэре», например, говорится о тайлагане, устроенном Баян-Хангаем, на котором присутствовали Эсэгэ Малан-тэнгэри и хан Хурмаста.
Похожие темы
» АЛТАЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ХОЗЯЕВАХ ГОР И ТАЙГИ
» Дед Барнашка - бурятский Нострадамус?
» МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И БУРЯТСКИЙ ШАМАНИЗМ
» Хори-бурятский обряд посвящения шамана (шанар)
» Хозяин бубна
» Дед Барнашка - бурятский Нострадамус?
» МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И БУРЯТСКИЙ ШАМАНИЗМ
» Хори-бурятский обряд посвящения шамана (шанар)
» Хозяин бубна
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения