Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Керексуры восточного Алтая

Перейти вниз

Керексуры восточного Алтая Empty Керексуры восточного Алтая

Сообщение автор Медуза Чт Сен 27, 2018 6:46 pm

В своем рассказе, как и в рассказе про Туру-Алтынскую писаницу, я буду опираться на Кубарева, но буду оставлять свои комментарии в скобках.
Керексурами, или, как их ещё принято называть, херексурами  или киргисюрами, в Монголии считают почти все древние курганы. В научной литературе вполне определённо к керексурам относят каменные курганы, обнесённые кольцевой или квадратной в плане оградой из камней. Довольно часто керексуры разнообразятся самыми различными дополнительными сооружениями: радиальными лучами, идущими от внешней кольцевой ограды к насыпи, стелами или монолитами, установленными по углам квадратных оград, вымощенными каменными дорожками, ведущими к центру кургана, рядами небольших каменных колец и т.д.
Наиболее многочисленны керексуры в древних святилищах Северо-Западной Монголии, Западной Тувы и Восточного Алтая.
Юстыдские керексуры не имеют западин в насыпях (что свидетельствует об отсутствии внутри погребальной камеры, сооружаемой из бревен, которые рано или поздно сгнивают и проваливаются), нередко очень высоких и крутых. Своей острой вершиной и большими размерами насыпи керексуры иногда внешне напоминают огромные жертвенные обо, устроенные на горных перевалах. Среди юстыдских керексуров преобладают два основных вида:

1) круглые насыпи, насыпанные мелкими камнями и заключённые в квадратную или круглую ограду с четырьмя лучами-дорожками, идущими в меридиональном и широтном направлениях к центру кургана;

2) высокие круглые насыпи, сооружённые из огромных валунов или рваных глыб и окружённые такой же круглой или квадратной оградой.

Керексуры первого вида отличаются особой монументальностью, чётко спланированной конструкцией. Самый главный на Юстыде керексур имеет диаметр насыпи 23 м, а по каменному кольцу — 97 м. К насыпи от кольца тянутся четыре радиальные, вымощенные камнем дорожки-лучи (шириной 3 м), ориентированные строго (на самом деле не совсем строго) по четырём сторонам света. Вокруг керексура на равном расстоянии друг от друга выложено 79 кольцевых каменных кладок.

Алтайские керексуры первого вида ещё никем не исследовались. Но о назначении их можно судить по керексурам, раскопанным в Туве, в принципе ничем не отличающихся по конструкции от алтайских. Наблюдается примечательное сходство не только во внешнем виде, но и в размерах. Так, один из крупнейших керексуров Тувы Улуг-Хорум имел диаметр насыпи 23 м, по внешнему кольцу — 63 м. Только число радиальных «перемычек»-лучей (32) и кольцевых выкладок (около 380) вокруг кургана значительно превышало число таких же дополнительных сооружений самого большого на Юстыде керексура. В Улуг-Хоруме кроме пяти разновременных впускных погребений, открытых в насыпи, были обнаружены на уровне древней поверхности почвы и остатки двух костяков без инвентаря. А.Д. Грач считает их человеческими жертвоприношениями, а керексур — памятником солярного культа, напоминающим в плане «распластанное на земле солнце».

У нас нет каких-либо принципиальных возражений против высказанного предположения, тем более что результаты внешнего осмотра восточноалтайских керексуров  также позволяют заключить, что под насыпями их нет могильных ям или каких-то других погребальных сооружений, равно как и их беспорядочное одиночное расположение и устройство даже в заболоченной пойме р. Юстыд не характерно для погребальных памятников любой из исторических эпох.

Керексуры второго вида только подтверждают наши предположения об отсутствии под их насыпями следов захоронений. Несколько таких керексуров было исследовано нами на р. Уландрык, в ущелье Кочкорбас. Кроме зольных пятен и разрозненных костей жертвенных животных в них ничего не найдено. Аналогичные результаты получены и Д.Г. Савиновым при раскопках керексуров на правобережье р. Барбургазы. Керексуры второго вида отличаются от керексуров первого вида меньшими размерами и материалом насыпей, но те и другие сооружены, вероятно, как и многие центральноазиатские керексуры, в эпоху бронзы. Возможно, что древняя местная традиция воздвигать керексуры оставалась неизменной в скифское время и даже сохранилась вплоть до гунно-сарматской эпохи. Ведь в этот период в Туве и Монголии особенно часто сооружались так называемые «поминальные» курганы. Форму керексура с внешней круглой или квадратной оградой и обязательными каменными кольцами сохраняют и раннескифские погребальные памятники
Тувы, и курганы скифского времени Средней Азии.  При этом для Центральной Азии, Тибета, Юго-Восточной Азии, Индостана и Памира, объединяемых в один обширный регион, в древности характерна сходная мегалитическая традиция сооружения многих погребальных, культовых и «поминальных» памятников в виде каменного круга-кольца или круглой каменной оградки.  В Горном Алтае каменное кольцо на протяжении почти трёх тысячелетий применялось в культовых целях. Есть все основания отнести каменные кольца вокруг керексуров к культовым выкладкам и сравнить их с подобными каменными кольцами вокруг курганов скифского времени, а также у стел и оленных камней Монголии, Тувы и Горного Алтая. Исходными данными для их идентификации служат близкие размеры, одинаковое число камней в кольцах, следы огня и кости жертвенных животных внутри каменных колец.

Несколько сот круглых каменных колец-оградок диаметром 2-3 м, расположенных в два-три ряда, окружали царский курган Аржан в Туве и крупнейшие курганы Башадара в Горном Алтае.  С.И. Руденко и М.П. Грязнов полагают эти каменные кольца местами поминальных тризн с оставленными на них шкурами жертвенных лошадей. Ту же роль выполняли ряды восьмикаменных колец, устроенные у всех без исключения курганных могильников скифского времени в Горном Алтае. В частности, нами исследованы такие «поминальные» кольца в Уландрыке, Барбургазы и на Юстыде. Внутри 2-3 кольцевых выкладок, соответствующих каждому кургану в могильнике, обнаружены колотые кости животных, угли, зола, земля сильно прокалена.

Каменные кольца со следами сжигаемых на огне жертвоприношений зафиксированы нами у древнетюркских курганов и поминальных оградок Юстыда. По назначению рассматриваемые каменные кольца, возможно, аналогичны современным алтайским жертвенникам, стоящим на вершинах гор в древних святилищах Барбургазы, Юстыда, Кок-Узека, Елангаша и в других местах, а также небольшие каменные кольца, выложенные неподалеку от алтайских могил и вокруг священных обо, известных автору в Горном Алтае.

Чрезвычайно интересное толкование этих каменных колец записано Е.М. Берс: «Вершины, на которые ставились жертвенники алтайцев, назывались «кругом», если даже вершина не была круглой. Сооружение в круге жертвенников было древним обычаем, связанным якобы с необходимостью «растить горы» для лучшего общения людей с духами и принесения им здесь даров или животных, которые возлагались на жертвенники».
И еще пара моих версий про назначение керексуров.  Так как они очень похожи на скифские курганы с кольцевыми выкладками, и различие состоит только в том – есть ли у них внутри погребальная камера или нет, рождает мою Версию №1:
В то время постоянно велись войны, и многие воины погибали в походах - в сражениях на чужбине. Похоронить в кургане можно и на чужбине, когда на это есть время, и есть такая возможность, но если твоя армия потерпела поражение, то это сделать очень проблематично. Вполне возможно, что строились «пустые» курганы для поминания соплеменников погибших вдали от родных кочевий, которым не смогли построить курганы и похоронить в них тело.
Версия №2: Керексуры были построены в древности действительно как храмы солнца, а потом в скифское, или более позднее – тюркское время им достроили поминальные выкладки и стали в них поминать усопших, в это же время могли появиться и впускные захоронения внутри керексуров.

В сегодняшней фотоподборке керексуры снятые в этом году долинах рек Бар-Бургазы и Юстыд.
Некоторые фотографии сделаны с помощью квадрокоптера.

Автор текста и фото Артем Головин
Керексуры восточного Алтая Img_2095
...
Керексуры восточного Алтая Img_2096
...
Керексуры восточного Алтая Img_2097
...
Керексуры восточного Алтая Img_2098
...
Керексуры восточного Алтая Img_2099
...
Керексуры восточного Алтая Img_2100
...
Керексуры восточного Алтая Img_2101
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2080
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения