Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Одежда шаманов Алтая

Участников: 2

Перейти вниз

Одежда шаманов Алтая Empty Одежда шаманов Алтая

Сообщение автор Медуза Вс Авг 19, 2018 12:02 am

Национальный музей имени А. В. Анохина Республики Алтай
Манjяк Алтайского шамана

Одежда шаманов Алтая 20bfb0e8b2eb48d57b0ebb030e457754

Одежда шаманов Алтая 48ef0662a63b60e65fed2369c76ba27b
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2074
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шаманов Алтая Empty Re: Одежда шаманов Алтая

Сообщение автор Кедрач Пн Дек 25, 2023 11:48 am

Необходимой принадлежностью алтайских шаманов было и является по сей день специальное ритуальное облачение (манjак), в котором проводилось камлание. Традиционно оно представляло собой кафтан или куртку, увешанную подвесками и жгутиками. Северные алтайцы манjака не имели. «Белые шаманы» при камлании Ульгену одевали специальный халат с тремя белыми лентами на спине. Между мужским и женским манjаком разницы не было. Манjак стоил дорого, порой половину всего хозяйства шамана. Манjак изготовляли только женщины под руководством шамана получившего указания по изготовлению от духов. Только после одобрения духов шаманский костюм вступал в культовое употребление. У алтайцев комплект ритуальной одежды традиционно состоял из шубы, пояса и шапки. По мнению Е.Д. Прокофьевой [8], облик костюма в «целом является символом птичьей шкуры, бахрома изображала перья, вышивки – скелет птицы, отмечался и хвост птицы». К шапке часто прикреплялись перья филина, который мог играть роль личного покровителя шамана, кроме того, эта птица алтайцами признавалась вещей. В костюме шамана отражалось архаическое видение мира, изображение предметов верхнего и нижнего мира, предметы житейского обихода, шкуры птиц и зверей. Общее число частей шаманского костюма более 600 – это защитные обереги и вместилище для духов помощников и т.д. По смерти шамана его костюм и бубен хранили вместе с шаманом отдельно в лесу. Шаманский костюм состоял из нескольких частей, названия частей облачения и их функциональность приводятся по объяснению самого Бегеева. I. Манjачная шапка (хранится вместе с костюмом) «куш порук». Из красной материи, длина около 60 см с продольным прорезом. Изнутри подшита более грубой материей. По бокам этого прореза нашиты три пуговицы (топчы). И.Н. Зуев, И.Л. Мусухранов, Е.Г. Романова 208 Шапка состоит из трех частей: глазничной, лобной затылочной частей, и называется она поэтому трехсоставная птица-шапка (уч уjалу куш порук), и обшита шкуркой рыси (шулузун). 1. Надглазничная часть (костун усту) состоит из ряда кисточек из цветного бисера, с раковиной каури на конце с числом 5, 9 и 16. По бокам, напротив ушей jинди, одна с крупной бисериной и беличьим хвостом, одна называется «серьга» (сырга), а вторая – «ухо» (кулак). 2. Лобная часть (мандай). Нашиваются рядами раковины (jылан баш) с числом 19, 29 и 41. Прошивается шнуром радугой и пересекает его другой шнур с девятью узлами. 3. На теменной части шнур пришивается тоже с девятью узлами или одними узлами без шнура, а затылочная часть на ней нашивка (jудур). 4. Окончание шапки суживается и замыкается по оторочке 9 пучками совиных перьев (ульбрек). II. Шаманский кафтан – манjак. 1. Основная часть – тон, шьется из овечьей шкуры или шкуры марала. Самого тона не было видно, он служит невидимой для всех основой этого атрибута шамана. 2. Рукава (jан) обшиты полоской шкуры рыси (шулузун) напротив суставов: плечевого, локтевого, кисти и верхних фаланг пальцев, а параллельно ей пришита зигзагообразная тесьма с узлами. По нижней части пришиваются ленты и жгуты 5 цветов. Вдоль нижней части подвешены колокольчики или бубенцы (кузуну). На правом 4, а на левом 5. Звон этих бубенцов отпугивает злых духов. 3. Спинная часть манjака. Покрыта до пояса материей – кумачом. Неподалеку от ворота между плечами пришиваются девять куколок, изображающих дочерей Ульгена. Под куклами тянутся 27 раковин – часть традиционного головного убора незамужних женщин. Использование в качестве украшения большого количества бисера, раковин каури для накосников вообще характерно для этнографической культуры разных этнических групп алтайцев. Ниже куколок в центре спины подвешен ряд дужных, другой ряд – шейных колокольчиков, их 18 – это броня шамана. 4. Пояс – курдак. Пояс состоит из красной ленты 15 см шириной, нашитой на шубу ремнями. К нему крепятся две металлические бляхи (тырылга), изображающие солнца и луну, а также ряд мелких металлических блях – звезды, и нашиваются раковинки рядами и крестами. 5. Нижняя часть манjака. Под поясом пришиты 9 дужных бубенцов – обруч шамана (курчу). Под бубенцами находятся три гладкие медные пуговицы – застежки. Во всю длину пояса пришивается 9 игольников «инелик» – по числу дочерей Ульгена. К поясу крепятся жгуты из конопляной веревки, обшитой разноцветным ситцем – «чачак». Они пришиваются под поясом и на бедрах, образуя кольцо, – у Бегеева 150, а всего их бывает от 120 до 200. 6. Боковые части манjака. а) Большой жгут из темно-коричневой материи, вверху имеющий голову и пасть (юс), ниже две ноги, на конце еще две ноги и раздвоенный хвост. Костюмный комплекс шамана и его атрибуты в современной культовой практике 209 Называется Jутпа – чудовище царства Эрлика, встречающееся на препятствиях. Жгут свешивается во всю длину манjка. Jутпа защищает шамана от юзютов – духов мертвых. б) Абра – жгут из зеленой материи. Голова с пучками совиных перьев и медной бляхой, изображающей глаз (кос), ниже две ноги и раздвоенный хвост, туловище Абра шьется из зеленой материи, а ноги и хвост из красной. Абра – морское чудовище из преисподней Эрлика, через него шаман общается с Ульгенем. в) Параллельно с чудовищами во всю длину костюма свешиваются связки жгутов – всего девять. Называются заплечный манjак, вверху имеют перья филина и раковинку – жгуты символизируют крылья (канат). По пояснениям Бегеева, иногда чудовищ на костюме не бывает, вместо них крепятся простые ленты тех же цветов, имеющих вверху перья совы. 7. Набедренные части манjака. Платки разных цветов (арчул) и куски материи, их привязывают ремнями желающие послушать камлание. 8. Наплечные части манjака. а) На плечи в прямом положении крепятся пучки перьев филина, совы и беркута. Пучки называются ульбрек, изображают двух беркутов (моркут). 9. Передняя часть манjака. а) Края полы обшиты красной лентой, пришиты две пуговицы (одна застегивается у ворота, а вторая у пояса). б) На грудной части манjака швы с девятью узлами, расположенные вертикально. в) На полах ещё один ряд манjака на каждой по семи, из которых четыре – ремни из козьей шкуры, три – из материи. III. Шаманский бубен. У народов алтая-саян именно бубен играл ключевую роль в ритуальной практике шаманизма. Жизнь шамана тесно связывалась с ним, а настоящим шаманом у алтайцев признавался только тот, кто совершал моления (камлания) при помощи бубна. Бубен являлся не просто музыкальным инструментом, это важнейшее орудие культового действия [5. С. 130]. Начиная с XVII–XVIII вв. все известные нам европейские и русские путешественники, которым пришлось столкнуться с сибирскими шаманами, обращали внимание на наличие неотъемлемого культового атрибута – бубна. В ХХ–XXI вв. шаманский бубен изучали как этнографы, так и этномузыковеды (Прокофьева, 1961; Назаренко, 1988; Шейкин, 2002). Очень подробный анализ и классификация бубнов и прочих атрибутов шамана приведены Л.П. Потаповым. Мы приведем описание бубна, камлание при помощи которого осуществляет Бегеев. Бубен алтайских шаманов вообще называют «тунур» или «чалу», но в действительности это два различных термина. «Тунуром» называется сам бубен, а «чалу» – деревянная ручка бубна, изображающая умершего предка шамана. Бубен изготовляется мужчинами рода по указанию шамана, которому в свою очередь дают советы духи гор «Jер суу». В изготовлении бубна используются кедровое дерево и береза. Бубен готов к употреблению только после разрешения на это духов и освящения (окуривание, крапление). Бубен после смерти шамана, изломав, вешают возле его могилы. Языковая группа «бубен шамана» в алтайских языках И.Н. Зуев, И.Л. Мусухранов, Е.Г. Романова 210 представляет собой объединение лексики, называющей предметы и явления из двух противопоставленных миров – мира реального, земного, и мира ирреального, «горнего». При этом одна и та же часть шаманского бубна может быть охарактеризована различными фонемами, определяющими ее как предмет из разных миров. Целью данного исследования не являлось сравнение нескольких бубнов или особенности их наименований, мы остановимся на предмете, при помощи которого современный шаман Бегеев осуществляет ритуальные практики. По мнению видного исследователя О.Э. Добжанской, «звучание бубна обусловлено ритуальным значением этого атрибута, а также согласуется с мировоззренческими свойствами музыки» [2. С. 86–92]. С этой точки зрения бубен как источник звука, безусловно, является «живым» (имеющим горло, имеющим язык бубном-оленем). Таким образом, можно сделать вывод, что предметы культа современного неошаманизма представляют интерес для многих отраслей науки и могут быть предметом комплексных исследований Части бубна. 1. Внутренняя часть бубна. а) Внутренняя часть бубна разделена на две части рукояткой, символизирующей духа бубна, умершего предка шамана. Верх рукояти вырезан в виде головы с бровями, глазами, ртом и бородой, внизу имеет расширение и делится на две половины – ноги. Над раздвоением вырезана маленькая фигурка человека – изображение самого камлающего. б) Кириш (тетива) – витой железный прут, пересекающий рукоять под прямым углом и изображающий руки. С обеих сторон имеет горбики, изображающие плечи (ин). На кириш подвешены с правой стороны пять железных пластинок, с левой – четыре, они называются конура и обозначают стрелы, которыми отражают злых духов. в) К киришу у шеи подвязываются разноцветные ленточки длиною 50 см, называющиеся кёне – они подвязываются теми, кто участвует в камлании. г) Вверху по обе стороны Ээзи подвешены два серповидных крючка, обозначающие ухо и серьгу, они располагаются по сторонам от серьги и уха. 2. Обод бубна. а) Обод покрывается кожей марала или молодой лошади, края кожи скрепляются ниткой. б) На верхней части обода над головой Ээзи вкладываются девять березовых палочек – эти выпуклости называются ошкош. Они служат резонаторами для усиления звука. Рисунки на бубне. Выполнены белой и красной красками, приготовленными из мягких камней, взятых в верховьях речек. Камень разбивают, растирают и, смачивая палец слюной, разрисовывают бубен. а) Ээзи – прямая линия, разделяющая бубен на две половины; вверху – голова, внизу – ноги, по бокам головы полуовалы – уши (кулак) и кружки – солнце и луна, а также утренняя и вечерняя звезды. б) Кириш – поперечная черта, разделяющая Ээзи с двумя горбиками и стрелами. Костюмный комплекс шамана и его атрибуты в современной культовой практике 211 в) Три дугообразные полосы справа и слева от Ээзи, так называемые радуги. г) Под радугами справа изображение природы (бай-кайын), рисунок марала, дух – помощник шамана и ещё одно дерево (береза). 3. Лицевая часть бубна. а) Главный рисунок этой части бубна – фигура Ээзи (хозяина бубна), умершего предка шамана. Слева и справа две черты – ухо и серьга. Около ног духа маленькая фигурка – дух по имени Элген, который руководит шаманом во время камлания. б) Кириш – поперечная линия, рассекающая Ээзи по плечам с двумя горбиками, полосками и стрелами (jебе) по краям. в) Солнце и месяц (кун и ай). Возле солнца и луны кружки меньших размеров – утренняя заря (тан чолмон) и вечерняя заря (энир чолмон). По всему бубну разбросаны звезды (jылдыс). г) Солоны – радуги – 5 дугообразных линий. д) Бай – кайын – береза с привязанным к ней жертвенным животным. е) Между киришем и солоны по обеим сторонам Ээзи рисунки девяти дочерей Ульгеня. ж) Напротив березы с жертвенным животным – фигура шамана, ударом бубна отсылающая жертвенное животное на небо. з) Над радугами изображения, называемые пура (уч пура) – духи грома. IV. Орбу – колотушка. Орбу сделана из молодой березы. На конце, где берутся рукой, пробивается отверстие, в которое вдевают ремешок (пилдирга) и завязывают его кольцом. На ремешок привязаны ленты коне или жгуты (манjак) – это называется украшением (улекер). Лицевая часть орбу обшивается кожей с ног животного, другая сторона орбу (алакан – (ладонь)) украшается кольцами (тербек), которые располагаются в три ряда по три (бир тогуз). Орбу в камлании называется плетью, потому что кам бьет ею по бубну.   (И.Н. Зуев, И.Л. Мусухранов, Е.Г. Романова КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС ШАМАНА И ЕГО АТРИБУТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКЕ НАРОДОВ АЛТАЯ)
Кедрач
Кедрач

Эзотерическое направление : кам
Мужчина Сообщения : 87
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 48
Откуда : Горный Алтай

https://www.livemaster.ru/shamanobereg

Медуза поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шаманов Алтая Empty Re: Одежда шаманов Алтая

Сообщение автор Медуза Пн Дек 25, 2023 12:26 pm


В ветке "Шаманская атрибутика" каждый предмет охватывается более подробнее, в том числе описание костюма алтайского шамана вынесено https://sibshaman.forum2x2.ru/t149-topic
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2074
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения