Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ЧУКОТСКИЙ ШАМАНСКИЙ БУБЕН

Перейти вниз

ЧУКОТСКИЙ ШАМАНСКИЙ БУБЕН Empty ЧУКОТСКИЙ ШАМАНСКИЙ БУБЕН

Сообщение автор Медуза Пн Дек 25, 2023 7:26 pm

ЧУКОТСКИЙ ШАМАНСКИЙ БУБЕН

Бубен (ярар ~ яяр) являлся семейной, домашней святыней. Его имела каждая семья, и упражнения на нем во время некоторых праздников были обязательными для всех домочадцев, мужчин и женщин. Бубны были обычные и праздничные, по устройству одинаковые. Шаманы употребляли как те, так и другие.

Чукотский бубен
Во время больших чукотских праздников собирались своеобразные "ансамбли", били одновременно в десять и более бубнов. Бубен чукчей не являлся столь сложным символом, как у других народов Сибири. Он в сознании чукчей являлся только музыкальным инструментом.

Чукотский бубен подобен бубну американских эскимосов. Он имеет деревянную рукоятку, прикрепленную к деревянному же ободу сухожилиями. В поперечине обода 40-50 см, ширина самого обода 4 см. Форма близка к кругу. Покрышка бубна обычно делается из очень тонкой сухой кожи моржового желудка. У оленных чукчей для бубна часто употребляется выделанная шкуру молодого оленьего теленка, но считается менее пригодной. Чтобы прикрепить шкуру к ободу, ее мочат в моче или воде и затем натягивают на обод, плотно прикручивая шнуром, сплетенным из сухожилий, к круговой борозде, проходящей по наружной поверхности обода. Концы этого шнура привязывают к рукоятке. Такой бубен очень легок. Некоторые бубны весят не более 250 г, большинство — от 450 до 700 г.

К обечайке снаружи прикрепляли рукоять. Рукоять была деревянная, из моржового клыка или оленьего рога. Ее приклеивали, привязывали или прибивали костяным гвоздем к нижнему краю обечайки. Какой-либо иной нагрузки обечайка не имела. Рисунков ни внутри, ни снаружи бубна не делали.

В качестве колотушки (яраркыплэнанг) во время камланий внутри полога употреблялась тонкая полоска китового уса (длиной 30-40 см) с небольшим лопатообразным утолщением на конце; при камланиях вне полога пользовались деревянной палочкой (длиной 60- 70 см), которой ударяли по краю обечайки. Бубен при этом держали горизонтально, обтяжкой вверх, а палочку брали за середину, ударяя поочередно то одним, то другим ее концом. На ручке имелась иногда меховая кисточка. В юго-западной части Чукотки чукотские шаманы употребляли иногда эвенкийские бубны.

При употреблении колотушки из китового уса бубен держат в левой руке и ударяют в него так, что середина колотушки попадает в край бубна или на пальцы держащей руки. Кончик колотушки таким образом слегка вибрирует, ударяя в покрышку бубна. При употреблении деревянной колотушки бубен держат горизонтально, покрышкой наверх. Колотушка берется в руку за середину, и бьют в бубен из под обода, сначала с одной, потом с другой стороны.

Чукчи-оленеводы сохраняют бубен покрытым в течении лишь того времени, пока они стоят на зимовье. Зимой бубен обычно сохраняется за спальным пологом или же подвешивается к потолку яранги, готовый у употреблению. Когда семья уходит с зимовья, покрышка с бубна снимается, складывается и привязывается к ободу возле рукоятки. Затем бубен кладется в семейный мешок. Вымочить и вновь привязать покрышку бубна не составляет труда, так что ее натягивают вновь всякий раз, когда потребуется бубен.

В течение всего сезона праздников бубен сохраняется в наружном помещении яранги, готовый к употреблению. На празднике он помещается возле огнивной доски, так как он тоже играет значительную роль в проведении обряда. У колымских чукчей бубен считается менее важным, чем огнивные доски и связки охранителей. Наоборот, в районе Анадыря бубен называют «голосом очага», и приобрести его от чукчей гораздо труднее, чем огнивную доску. В районе Колымы и Анадыря бубны, не принадлежащие данной семье, могут быть внесены только в наружное помещение шатра. Иногда во время больших праздников в одном шатре бьют одновременно больше десяти бубнов.

Источник
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2073
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения