Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И БУРЯТСКИЙ ШАМАНИЗМ

Перейти вниз

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И БУРЯТСКИЙ ШАМАНИЗМ Empty МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И БУРЯТСКИЙ ШАМАНИЗМ

Сообщение автор Wizard Чт Апр 13, 2023 4:39 pm

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И БУРЯТСКИЙ ШАМАНИЗМ

Обратимся к “Гэсэру”. Мир создает Эхэ Ехэ Бурхан (“Великая богиня Мать”). Она не шаманка.
Она богиня - творец всего в мире. У нее мы не замечаем ничего “шаманского”. Правда, она рожает двух дочерей - одна из них Маяс Хара - зачинательница всего “черного, недоброго”. Но она не шаманка - она просто противница всего “светлого, доброго”. Так эпос начинается философски атеистически, из диалектики добра и зла. Древнейший человек не мог сразу прийти к мысли вмешаться в эту борьбу добра и зла: просто он не мог знать, как это сделать. Например, человек инстинктивно прятался куда-нибудь от опасности - от зверя, града, дождя, молнии, оползней, наводнения и т.д. - он не мог определить, где его сородичи; а все же это неведение не могло быть бесконечным: стадный или парный инстинкт сожительства одного из них заставляет изучать звук - сигнал!

На сигнал собираются сородичи. Сигнал для них - это глас божий. У собравшихся положительное эмоциональное состояние, сигнальщик - выше их, их он собрал, на этот сбор дано было свыше с неба, снизу с земли, от окружающей природы воззвание к жизни, к жизненному блаженству.
Так появляется первый лидер. Лидер выражает свой восторг криком, танцем или пением.
Нам кажется, что песня вряд ли содержала понятные всем слова. Возникает естественный вопрос:
горловое пение, существующее в Центральной Азии, - не первое ли шаманское призывание? Поскольку до сих пор в шаманском призывании, особенно в первых строфах фигурируют непереводимые слова, как и в начале улигера.
Не является ли это доказательством того, что шаманское призывание и улигерное зачинание имеют одни и те же мифические истоки: первое, это экспромт, не означающий ничего конкретно-словесного, возглас удовлетворения и радости; а второе, это тоже, призыв всех присутствующих объединиться отметить массово радостно-духовные извержения изнутри человека, уже для того, чтобы надолго сопереживать общественное значительное явление. Это значительное явление, должно быть, вырисовывается на один миг в мозгу человека, перед его глазами, как реальная картина - древний человек встречался с тем мифическим образом, который при словесной передаче приобретал еще причудливые, еще немыслимые очертания. Так подготавливается почва для наваждений, видений, главное, вкупе со сновидением они становятся почти реальными. Разве нет среди наших современников, которые встречаются наяву и во сне с подобными “персонажами”, - хотя эта область психофизиологии.
Мы в этих рассуждениях пытаемся найти истоки шаманизма в древнейших мифологических мировоззрениях: прежде всего мифологическое мировоззрение, потом - шаманское мировоззрение. Существует в шамановедении точка зрения о том, что люди из-за
боязни перед явлением природы начали обращаться мольбой о ниспослании им благополучия, богатства и т.д. в период всенародного бедствия или надвигающегося бедствия.
Нам кажется, первое шаманское “заклинание” произнесено, когда бедствие ушло, оставив их род со скромными их пожитками. Это глас благодарности, радости, самого примитивного умиления детства человеческого.
В более поздние времена, даже в нынешнее время народ выбирает лучший по гороскопу день для обращения к божествам и  небожителям, хозяевам земель, духам местностей, а не в самый кризис бедствия; а в кризис бедствия никому в голову не придет мысль о ритуале, в этот момент человек совершает физические действия самосохранения, самообороны, в лучшем случае предотвращения возможных нападок со стороны угрозы.
Мифологическое сознание определяет образ шаманства. Пример тому: с уходом в прошлое многих суеверий атрибутика и ритуалы существенно меняются. В шаманистику вводятся разные новшества по форме и по организации; шаманы, имеющие средние, высшее образование, ученые степене, делают шаманистские понятия доступными народу, находят связь между шаманистскими понятиями и научными знаниями, пользуясь диагностикой восточной и западной медицин, элементами психофизиологизма, делают “предугадания”, довольно близкие к истинному положению вещей.
На наш взгляд, все вышеотмеченное ничего существенного не прибавляет к мифологической картине мира в общем целом - разве что только в научной области изучения шаманизма и мифологического сознания.
Нельзя не отметить, что шаманы вводили свои элементы в мифологическое сознание бурят. Первый такой элемент, нам кажется, это появление шаманок Усыхэн и Хусыхэн, которые вскормили и поставили на ноги Эхирита и Булагата, найденных Буха ноеном. Так мифология делает крен в сторону шаманизма, определяя “своеобразных апостолов” шаманской религии.
С развитием шаманизма каждый умерший шаман имел “свое место в загробном мире”, а народ на земле должен был воздавать им положенные почести, которые и рождает новое в мифологическом сознании.
Мы придерживаемся мнения, что шаманская мифология имеет свою специфику. Специфика заключается, во-первых, в направленности мифологии на исполнение конкретных общественных - родовых и племенных - семейных, особо персонифицированных потребностей, которые могут иметь разные цели: от убережения от напастей погоды, заразных болезней скота и людей, нападения соседнего племени,
вторжения иноземного неизвестного врага, наводнения, бескормицы, междоусобных распрей, наконец, внутрисемейных дрязг, несчастных неожиданных случаев и т.д. Хотя она связана с обычным представлением картины мира у древних бурят, да и с позд-
нейших времен, они как бы узки, не охватывают широту философского осмысления мировых - общественных и природных – явлений, они направлены на избавление от конкретной угрозы на обобщения; отсутствуют аналитический, дедуктивный, сопоставительный методы разбора происходящего; мифологические действия совершаются в узкоритуально-принятых нормах, скорее всего без какого-либо от-
чета и представления о происходящем и разворачивании событий в наступающее время, даже в следующие минуты и часы; поэтому при этом картина мира замыкается в традиционных границах, примитивизм и слепая религиозно-мистическая вера заслоняет расширенное понимание мира и аналитико-синтетическое восприятие о происходящих явлений.
Во-вторых, клиентура шаманов - люди иной формации, чем прежде, главное, сами шаманы, имеющие европейское научное знание, не могут подходить к шаманской мифологии, как в прежние времена, это время можно растягивать до второй половины прошлого века; нам кажется, к этому временному рубежу бурятская мифология подошла, утратив свою самобытность, поэтическую прелесть, философскую особенность, близкую к нынешнему естественнонаучному понятию о мироздании - космологии и космогонии, что мы рассматриваем в слу-
чае почитания огня, земли и неба, составных частей мироздания - первоэлементов.
Мы должны коснуться некоторых аспектов взаимодействия буддийский и шаманистских мифологий.
В связи с проникновением буддизма в бурятскую среду появились новые элементы в их мифологическом сознании. Мироздание имело центром гору Сумэру, вокруг простираются земли и воды, хозяин воды капризнее, поэтому ему делают особое подношение; появляются рай и ад, их изображение развешиваются в монастырях, увеличивается пантеон божеств - буддийских - каждый из них имеет свое на-
значение и роль. Так появляются мифы об их чудесных возможностях, мифические сражения и битвы, при которых они одерживают победу над злыми силами. Природные мифы во многом получают буддийские объяснения, например, гром - это уже рык дракона, или глас божий, или бог проносится на колеснице, молния - это его бич и т.д. Природу создал бог по своему хотению - горы, долины, растения и
всю живность. Человек создан богом; бог ему дарует судьбу, исходя из того, чего было положительного или отрицательного в его предыдущих жизнях.
Буддийские и шаманистские мифы различаются; в них сталкиваются их идеологии. От этого картина мира еще усложняется в мифологическом сознании.
Мириады звезд вращаются в небе - это небесные тела, подобие нашей земли; но главным среди них является Солнце, при появлении его все эти двипы исчезают, исчезает и Луна. Но Солнце и Луна имеют возможность излучать свет, поэтому вместе с огнем составляют триединство бурят-монгольской святыни.
Многие мифологические воззрения существуюти поныне. Триаду - солнце, луну и огонь - ставит во главе могилы при захоронении человека. К древку ее привязывают писаницу - мантры-маани. Это для того, чтобы душа усопшего с этими мантрами уходила в иную хорошую жизнь. Триада - огонь, луна, солнце - и буддийские мантры - это нынешняя синкретика мифологического сознания.

Ангархаев Доржи Арданович - корреспондент ГУП «Издательский дом «Буряад yнэн»
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения