Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Представления о душе и нижнем мире эскимосов

Участников: 2

Перейти вниз

Представления о душе и нижнем мире эскимосов Empty Представления о душе и нижнем мире эскимосов

Сообщение автор Wizard Чт Май 13, 2021 2:01 pm

Представления о душе и нижнем мире эскимосов

Эскимосы считали, что человек имеет три души. Одна умирает вместе с те­лом. Вторая - это имя души. После смерти человека она скитается, пока этим именем не назовут ребенка, одного из потомков умершего, чаще всего — внука, в тело которого она входит. Чья именно душа заключена в теле ребенка, определял шаман. Но душа предка остается в ребенке лишь до тех пор, пока его собствен­ная душа не окрепнет. Потом душа предка покидает ребенка, и что с ней в даль­нейшем делается, неизвестно.

Третья душа может отправиться либо в нижний, либо в верхний мир, что зависит от характера смерти. Умершие естественной смертью попадают в ниж­ний мир, который находится под землей, в нем все точно так, как и в “этом” мире.

Души убитых или самоубийц, а также погибших на охоте попадают в верх­ний мир, тоже похожий на земной. Хоронили таких покойников на общем клад­бище, однако вскрытия тела не делали. Считалось, что если человек погиб в море, то его душа уходила в “морской мир”, представления о котором были еще более неопределенными. Если тело утонувшего так и не было найдено, ему делали пустую могилу, в которую клали одежду покойного, но никогда не бросали одежду и личные вещи в море. Если труп умершего выбрасывался мо­рем, его хоронили на обычном кладбище, но вещей не трогали (Крупник, 1980. С. 211).

Умершего естественной смертью хоронили обычно на следующий день. По­койному - новую, “погребальную” одежду, желательно белого цвета. Для муж­чин шили кухлянку, брюки, торбаса и рукавицы; для женщин - керкер, торбаса, иногда новую камлейку. Всю одежду (кроме женской камлейки) шили из олень­ их шкур, а не из шкур морских животных, и только торбаса делали из кожи лахтака (Крупник, 1980. С. 208).

Умершего одевали в новую одежду, привязывали ремнями к одному или двум деревянным шестам, на которых спереди и сзади делали ременные пет­ли для переноски тела, лицо закрывали шкуркой оленя или капюшоном, что­ бы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся.

Г.А. Меновщиков отмечал, что умершего выносили через специальное отвер­стие в задней стене яранги, которое затем тщательно заделывали, чтобы душа покойного не могла найти пути обратно. Перед выносом тела родственники и близкие умершего совершали
трапезу.

На месте захоронения с умершего снимали одежду и производили вскры­тие, с целью узнать причину смерти. Если причина была ясна, вскрытия не дела­ли (Богораз, 1939. С. 193). По сообщению И. Крупника, «один из близких родственников-мужчин, чаще всего брат или сын умершего, вскрывал ему ножом грудную клетку и брюшную полость и “открывал” их. Затем внутренние органы умершего тщательно осматривались, при нахождении опухолей, язв и т.п. по­раженные участки тканей и органов вырезались ножом и складывались рядом с
телом. В частности, так обрезали верхушки легких при открытом туберкулезном процессе, куски печени при эхиноккозе, почки и т.п. После этого грудную клетку снова “закрывали”...».

Наиболее распространенным у азиатских эскимосов было захоронение в ка­менистых осыпях. Кладбище располагалось на этих осыпях на склонах сопок, иногда даже прямо над поселением. В прежние време­на, поскольку в замерзшей земле невозможно выкопать могилу, тело покойного с вытянутыми ногами и прижатыми к туловищу руками оставляли просто на сне­гу или на поверхности земли, прикрывая лицо и гениталии небольшими кусочками оленьей шкуры или плоскими камнями. Вокруг него располагали крупные камни, причем самый большой ставили около головы. При закрытом погребе­нии могилой служила неглубокая ниша в камнях - сверху насыпали небольшой холмик из камней либо тело заваливали камнями. Такие типы захоронений рез­ко отличаются от известных на Чукотке древних эскимосских погребений древнеберингоморского, бирникского и пунукского периодов (т.е. от начала нашей эры до XIII-XV вв.), которые совершались в специальных углубленных в землю могильных камерах, обложенных и перекрытых каменными плитами, китовыми костями, иногда деревом и т.п.

При одновременной смерти матери и маленького ребенка их хоронили в одной могиле на общем кладбище. На могилы детей обычно клали их игруш­ки, деревянные миниатюрные байдары, маленькие деревянные тарелки и т.п.. Погребение шаманов проводили по обычному ри­туалу.

Вокруг захоронения раскладывались предварительно испорченные принад­лежавшие покойному при жизни вещи. Одежду умершего разрезали на мелкие части, нарты, на которых его везли, разламывали, все складывали рядом с телом, придавив камнями. Деревянный шест, к которому было привязано тело, остав­ляли обычно в ногах умершего. Ближе к голове клали личные вещи покойного, предназначавшиеся ему “в дорогу”. Возле мужчины клали ружье, нож, гарпун, иногда маленькую байдару, трубку, табак, инструменты; возле женщины - игол­
ки, женский нож (уляк), деревянное блюдо, тарелки; в обоих случаях клали так­же чашки, чайники, иногда кастрюли или котелки (Крупник, 1980. С. 210). Все это делалось для “освобождения их (этих предметов. - Н.Л.) душ”, чтобы по­койный мог взять души этих вещей с собой в “царство мертвых”. На обратном пути с кладбища старались идти не сразу домой, а пройти хоть немного вдоль берега моря.

Поминки по умершим (акх, исахтук — “кормление мертвых”) в прошлом про­водились ежегодно в сентябре - начале октября, когда привозили свежее оленье мясо, которое считалось лучшим “угощением” для умерших предков. Для поми­нок отваривали куски такого мяса, готовили сушеную рыбу, собирали и сушили траву коопик для поминального костра. Для “угощения” мертвых эскимосы ста­рались не употреблять мясо морских животных, только в редких случаях, при от­сутствии оленины, использовали мясо моржей и нерп, причем лишь строго опре­
деленные куски (грудинку или мясо от стенок желудка). Поминки проводились сравнительно небольшой, но постоянной группой родственников либо на клад­бище у могилы, либо на специальном “поминальном месте”, отдельном у каждой группы.

На местах ежегодных поминальных обрядов из камней выкладывались коль­ца диаметром 1-2 м. Камни, образовывавшие круг, символизировали души умер­ших родственников. В ритуальной практике с той же целью использовались столбы из китовых челюстей. Однако большинство обрядовых действий прово­дилось внутри жилища, где и строились ритуальные сооружения. Основным эле­ментом обрядового действа было совместное пиршество и жертвоприношение - “угощение предков”.

Традиционный обряд погребения изменился уже к началу XX в. Исчезли обычаи вскрытия и очищения тела, разрезания на части одежды, упростился ри­туал “кормления мертвых”. Уже в конце 1920-х годов эскимосы стали хоронить умерших в прямоугольных деревянных ящиках, сколоченных наподобие гробов, которые прикрывали сверху крупными камнями.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Представления о душе и нижнем мире эскимосов Empty Re: Представления о душе и нижнем мире эскимосов

Сообщение автор Хан Калмык Чт Май 13, 2021 2:14 pm

Символично.Похоже на другие народности...
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 943
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Wizard поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения