Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Передача шаманства у шорцев

Перейти вниз

Передача шаманства у шорцев Empty Передача шаманства у шорцев

Сообщение автор Wizard Пн Апр 19, 2021 5:09 pm

ПЕРЕДАЧА ШАМАНСТВА У ШОРЦЕВ
---------------------------------------------------------------------------------

Шаманство, как правило, передается но наследству как мужчинам, так и женщинам. Иногда кам, чувствуя приближение смерти, сам «передает» своих духоц сыну, дочери или внуку, но лишь при условии, если у них есть «артык-суок». Передача духов происходит следующим образом: после смерти кама все духи-помощники сразу же Отправляются в подземное царство к Эрлику и пребывают там до тех пор, пока не придет время камлать следующему каму, родственнику умершего или хотя бы члену того же рода.

Время от времени Эрлик посылает их бродить по земле и узнавать, есть ли такой отмеченный Ульгенем человек.

Когда духи находят его, то сообщают об этом Эрлику, и он посылает к такому человеку айну. Айна несет с собой болезнь. Будущий кам «заболевает» и болеет до тех пор, пока не осознает, что ему надлежит быть камом. Тогда к нему приходят его тос. Если он не догадывается сам о своем назначении быть камом и зовет к себе для лечепия другого кама, то последний после камланья сообщает ему о его назначении и отказывается лечить.

В противном случае Эрлик может рассердиться, наслать болезнь или смерть.

Уже во время болезни будущий кам начинает общаться с духами. Они приходят к нему в бреду и во сне. Настоящий кам навещает его и учит камлать. Если у больного появляется желание говорить с духами, значит дело пошло на поправку. Первое общение происходит с духом огня — «от-езе», далее с Пустагом и уже потом с Эрликом.

Болезнь молодого кама, как правило, продолжается долго — от 1 до 3 лет и проходит мучительно.

Появление кама в семье у шорцев не всегда желательно, тогда как челканцы хотят его всегда. Если кам нежелателен в семье, где умер кам, то оставшиеся от него бубен и колотушку вешают в лесу, подальше от дома, на ветви молодой и крепкой березы и стараются при этом не оставить в доме ни одной вещи умершего кама. И наоборот, у челканцев для того, чтобы в семье были постоянно камы, после смерти старого кама снимают с его бубна железку с подвесками и засовывают ее в щель в темном
углу амбара, не разрешая никому до нее дотрагиваться

Старуxa Марфа, уже не надеясь, что внук ее станет камом, продала нам такую жолезку для коллекции МАЭ). Каму нужен бубен. Пока у него нет бубна, он еще ненастоящий кам, но камлать все-таки может, поэтому он камлает с рукавицей, с веником, с шапкой, с маленьким луком —\«алар». Такой слабый кам, у которого нет ни бубна, ии колотушки, называется «шабынчи». Иногда он может вцлочить больного, изгнать небольшого айну, даже может выпроводить душу покойника узут, если она не хочет уходить; может отогнать дождь или рассеять грозовую тучу.

О таком камланье имеется запись:

Улус Пызас. Соок Кечин. Камка Кёклек. С утра идет дождь. На этот день назначена байга, свадебный той с угощением, которое должно происходить во дворе. Дождь угрожает расстроить торжество. Пригласили камку Кёклек из того же улуса. Камланье началось в 7 часов утра в доме хозяина. Никто из присутствующих не должен курить — табачный дым отгоняет тбсов. Камланье происходит без бубна и без колотушки, камка могла бы камлать и с бубном, но для рассеивания тучи большой силы не требуется, бубен надолго задерживает тёсов, их бывает трудно заставить уйти.

Камка камлала с луком. Она села на низкую скамейку перед очагом и начала понемногу натягивать лук и пощипывать тетиву.
По мере убыстрения ее движений к ней «слетались» духи тёс.
Камка начала дрожать, дрожь ее становилась все сильнее, у нее задергалась голова, она стала издавать хриплые звуки, как бы
выдавливая их из себя животом — е-е-е..., со звуками чередовались слова, временами речь становилась понятной, временами утрачивала смысл. Она обращалась к грозовой туче «кок нулуг», уговаривая ее уйти. В дом входили и выходили люди, тихо разговаривали, стараясь не мешать камланию.

Такие простые камлапья устраивают очень часто — в случаях, когда телится корова, камлают над первым молоком, перед охотой, над зарезанной лошадью или коровой ('над ее головой), после сбора урожая с пашни: тогда берут несколько горстей зерна (ячменя), жарят его, мелют, делают «толкан», разводя его водой, приготовляют абыртку (шорцы) или орта (челканцы) и зовут кама.

Абырткой брызгают в печь и угол, до этих пор свежеиспеченный хлеб есть нельзя. Камлают всегда перед огнем, при помощи духа огня — «от-езе». Про огонь говорят: «отус пашты от ене» — тридцатиголовая мать-огонь или «кырык тыш кыс чилан» — девица-змея с 40 зубами.

Особым образом почитают медведя. Считается, что раньше он был человеком и понимает человеческую речь.
Медведь называется «улу-кижи» — старый человек. Если его убьют, то просят у пего прощения, говорят, что он не убит, а уснул. Нельзя перешагивать через голову убитого медведя. Прежде чем есть медвежье мясо, брызгают в сторону гор. Человеком был еще лебедь, его тоже убивать нельзя. Есть у шорцев и амулеты, например барсучья лапа, предохраняющая от болезней лошадей.

Духи кама — это главным образом «хозяева» гор, шорцы называют их «тёс», чолканцы — «тегри» — божество. Все они говорят на языке, который понимает только кам. Во время камлапья он разговаривает с ними на их языке, часто произнося нечленораздельные звуки, похожие на мычанье, лай, кряканье утки, на голоса диких зверей.

Главный дух — «хозяин» горы Пустаг (или Мустаг — ледяпая гора). Про него говорят: «бул пашты ене пустаг» —
с такой головой мать Пустаг или «уч ор бали кайр Пустаг карабырга» — с тремя колотушками сердитый Пустаг.

Сильным духом считается «хозяин» горы Арчип (можжевельник). Его называют: «улу кижи кан арчин кунодолга» —
старый человек, хан-арчип, светом наполненный, «ажитка ай долбас» — седловину горы луна не заполнит, «куотка кун долбас» — светом дня не наполнится. Такие выражения применяются по отношению к очень сильным богатырям, которые могут не пропустить лунный свет к горе или задержать дневной свет.

--------------------------------------------------------


Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Я сама по себе поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения