Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Четыре души человека в представлении шорцев

Перейти вниз

Четыре души человека в представлении шорцев Empty Четыре души человека в представлении шорцев

Сообщение автор Wizard Пн Апр 19, 2021 12:03 am

У каждого человека имеются четыре души.

1. «Тын» — ею обладают все живущие на земле существа, способные дышать, двигаться и расти, она существует только при жизни, равнозначна дыханию и после смерти исчезает.

2. «Кут» — эту душу создал Эрлик, поэтому она его собственность. Она олицетворяет здоровье и постоянно подвергается опасности быть украденной одним из духов-помощников Эрлика. Злые духи у шорцев называются «айна». Они съедают кут, когда человек умирает. Про умершего говорят: «айна кут чибисте» — айна съел кут или «чебел небе кут чибисте» — печто плохое съело кут.

У челканцев злой дух называется «аза» — обжора.

О естественной смерти представления нет, всякая смерть насильственна. Если айна не съел кут, а только унес его, то человек заболевает и может выздороветь (если айна отпустит кут). Распорядиться же о возвращении кут может только Эрлик. За этим к нему обращается кам, и часто Эрлик возвращает кут в обмен на обещанную жертву. Жилище Эрлика находится под землей. Эрлик
жадный и злой и часто посылает своих айна за кут с тем, чтобы вернуть ее за жертву. Большей частью такой жертвой является арака, но в случае тяжелой болезни обещают принести в жертву скотину, почти всегда лошадь и только осенью (в случае, если больной выздоровеет).

Иногда скотину режут в счет нескольких камланий оптом, но всегда задним числом. Забивают ту, которая похуже, позади дома, где сваливаются отбросы. При этом кам одевает самую старую, грязную одежду, подчеркивая свое неуважение к Эрлику. К Эрлику приходится «ходить» часто, так как болеют многие.

Эрлику камлают только ночыо или поздно вечером, после захода солнца. Камланье длится иногда несколько часов. Перед началом камланья кам смотрит в туес с аракой, предназначенной в жертву, и по ней определяет, какой именно айна мучает больного, долго ли больной будет жить и т. д. Эти сведения облегчают процесс камланья. Заодно кам выясняет, какое количество жертвы
(араки) необходимо для данного случая.

У каждого рода существуют свои, наиболее опасные духи-помощники Эрлика. Эти духи могут меняться, быть болеё или менее опасными, могут переселяться с места на место, могут появляться новые. Например, у шорцев есть такие духи: «ежик кёрмёс» — дверной невидимый, «алчи» — бродяга, «узун кормёс» — длинный невидимый, «ежик Дйпази» — дверной айна, «чебел небе» — нечто плохое; у челкапцев: «чер тегризи» — земляное божество или дух, «башка тегри» — другой (чужой) дух. «Ежик айнази» и «чебел небе» считаются наиболее опасными, они поедают кут не только людей, но и скота. У этих айна кам обычно не в состоянии вырвать кут. После смерти человека часто бывает невозможно выселить из дома айну. Он остается и начинает есть кут других членов семьи. Тогда приходится бросать жилище со всей утварью и строить дом в другом месте.

Если айна поселился в доме, то жители этого дома
иногда якобы видят его в виде мелькнувшего огонька или слышат звук, подобный ветру или вихрю, бывает слышно,
как айна тащит да себе кут.

3. «Сурун-езе» — это душа, которая после смерти человека остается на земле, она бродит около дома иногда
в течение года, даже дольше. Для того, чтобы эта душа не беспокоила людей, родственников умершего, в доме
разводят огонь, кам берет лучину, зажигает ее и трижды всех окуривает. Затем идет с зажженной лучиной в лес и бросает ее впереди себя.

4. «Узут» — душа, которая отправляется в царство мертвых, это двойник человека, она не хочет расставаться с телом, хочет быть на земле, а не под землей, и каму приходится уговаривать ее уйти в подземный мир. Она уходит и часто возвращается. Привозит ее оттуда крот — «йер чычкан», это конь подземного мира, конь души умершего человека. Тогда кам должен непременно камлать с бубном. Обычно душа уходит после похорон, иногда не сразу, а на 7-й или 9-й день.

После похорон на могилу ставят берестяные коробочки с пищей для узут. Кам брызгает на могилу аракой и разбрасывает пищу рукой — это он угощает узут в последний раз. Потом кам приглашает душу идти в мир мертвых, разговаривает с ней. Ей дапо знать больше, чем живым.

Она рассказывает каму, кто из родичей будет долго жить, кто будет болеть, для кого надо камлать, даст через кама различные советы родственникам; кам уговаривает душу уйти, она не хочет, плачет.

После камланья на могиле все идут в дом покойника, разводят в очаге огонь и кам снова камлает и просит узут не возвращаться назад. У дверей дома ставят один или два «куспака» (берестяных сосуда), «абыл» (мотыгу) и кладут «енгме» (сеть). Кам окуривает присутствующих горящей лучиной, чтобы отогнать душу сурун-езе, а для узут приготовляют плот.

Часто плот готовит заранее кто-нибудь из родственников. Он делается из 9 пучков «кобрак» (стеблей) или 9 дощечек длиною около 25—35 см. Называется плот «сал», к нему приделывают весла «ышкы». Кам снова долго говорит с узут, она ему отвечает, потом он угощает узут аракой, и она, в свою очередь, угощает кого-либо из присутствующих, кам об этом рассказывает и делает соответствующие жесты рукой, как будто у пего в руке чашка с аракой. Это камланье называется «кара джолга урчары шаачиг» — черной дороге кропление.

Наконец, узут как-бы дается каму, он ее берет и сажает на плот, кладет рядом листовой табак, кропит плот аракой или абьгрткой. Затем кам и сородичи идут к реке, спускают плот на воду и отправляют вниз по течению. Кам некоторое время идет рядом, провожая плот до какого-то определенного места (якобы назначенного ему при камланьи), и возвращается. Узут плывет дальше на плоту одна, гребя веслами, по «кара-джол» — черной дороге в царство мертвых.

Хоронят в лесу (кладбищ у шорцев нет), взрослых в выдолбленном из целого ствола гробу без крышки (покойника в старой одежде заворачивают в холст и зашивают).

В гроб кладут и все имущество умершего, включая трубку, табак, лыжи. Еще недавно гроб ставили на кучу валежника и прикрывали сучьями. Детей хоронят также в выдолбленных гробах, по меньшего размера и подвешивают их на деревьях.

Камом (шаманом) не может быть каждый желающий. Ульгень сам избирает кама, при посредстве которого сможет общаться с людьми. Такого избранника всегда можно узнать — он имеет «отметку» Ульгеня, так называемую «артык суок», что значит «лишняя кость». Иногда это бугорок на пальце руки или ноги, как, например, у кама Данилы в Байголе (соок Сарыг-Шор), дырочка или ямка в мочке уха, как у кама Алексея в Улабыше (соок Челей).
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения