Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ХЭВКИ У ЭВЕНОВ

Перейти вниз

ХЭВКИ У ЭВЕНОВ Empty ХЭВКИ У ЭВЕНОВ

Сообщение автор Wizard Сб Янв 09, 2021 7:55 pm

Хэвки у эвенов
Сведения о Хэвки, сохранившиеся в мировоззрении эвенов (в западных говорах – Хө вки), мы находим у современного этнографа А.А. Алексеева, эвена по национальности, выросшего в своей этнической среде и впитавшем традиционное мировоззрение эвенов с малых лет. Во-первых, Хөвки также воспринимается божеством-творцом: «По представлениям древних (эвенов ) мир создал Верховное божество – hөвки».
Во-вторых, как пишет этнограф, верхоянские эвены справляли различные религиозные обряды, посвященные Верховному богу, Творцу Вселенной – һө вки, посвящая ему оленя-кудьая пестрой или белой масти. Кроме того, образ Ховки культивировался и реализовывался в наличии у эвенов Верхоянья, как и у эвенков, оленя-сэвэк: «Кроме кудьая-оленя у эвенов были белые священные олени-hө бок (сэвэк), но эти олени, видимо, посвящались только верховному богу и их назначение другое: при кочевках на них навьючивали семейные обрядовые предметы – идолы, посвященные различным духам, как защитники – «охранители» и кормильцы семьи и рода эвенов»; «Со временем оба этих понятия слились в одно понятие, и олень-кудьай стал священным оленем, посланным Верховным божеством, творцом Вселенной – hө вки, как покровитель оленных людей».

Эвенские сюжеты о творениях Хэвки дополнились в настоящее время записями В.А. Роббека, Х.И. Дуткина и др. Записи этих мифов на эвен-
ском языке с русским переводом вошли в макет тома «Мифы, предания и легенды эвенов», хранящегося в архиве ИГИиПМНС СО РАН (г. Якутск).
Как видно из изложенного, образ эвенского божества Хэвки связан с небесным началом, небесными объектами и природными стихиями. Это
также демонстрирует сюжет, записанный в 1990 г. Г.И. Варламовой от Дарьи Михайловны Осениной (уроженки Магаданской области), народной сказительницы, проживающей ныне в пос. Тополиное Томпонского улуса Республики Саха (Якутия). Канва сюжета такова: Хэвки имеет много сестер и братьев: Нёлтэк – Солнце, Бега – Луна, Гевак – Утренняя заря, Туксэни – Туча, Долбони – Ночь, Курэни – Ветер. Они все помогают Хэвки творить мир: он посылает их работать, создавать землю вместе с ним. Например, Бега светит ночью, чтобы людям было не совсем темно.
Текст записан только на русском языке, поэтому неясно, какое же начало олицетворяет сам Хэвки. Исходя из того, что по тексту его братья и сестры являются небесными явлениями, то по логике мифа Хэвки тоже должен быть небесным объектом. В настоящее время в мифах эвенков и эвенов творец Сэвэки мыслитсяподобным человеку и под влиянием христианства в отдельных записях мифов даже заменяется христианским образом Николы. Но если вспомнить об эвенкийских ритуальных предметах, связанных с именем Сэвэки, то следует обратить внимание на сведения об амулетах-сэвэкичанах у забайкальских эвенков. Этнограф А.С. Шубин, изучавший забайкальских эвенков, говорит о распространении в их среде различных изображений, выполнявших функции идолов, называемых эвенками сэвэки. Одним из
главных таких ритуальных атрибутов-оберегов являлся железный круг-солнце, к которому присоединялось изображение месяца (неполной луны).

Объясняя форму и детали амулетов, эвенки поясняли, что «это отдельные сэвэки, но связь с первым подчеркивается».
Наличие подобных ритуальных предметов у эвенков свидетельствует, что наиболее древнее представление о Сэвэки/Хэвки сохранилось у эвенов. Отсюда следует предположить, что первоначально, возникнув на исторической родине тунгусов (территория Прибайкалья-Забайкалья), представление о Сэвэки как о природном объекте было вынесено в районы Магаданской области, сохранившись в мифах магаданских эвенов. У эвенков на древнее представление наслоились другие, более поздние представления. Образ Сэвэки с точки зрения истории его развития рассмотрен А.Н. Варламовым, по поводу сюжета магаданских эвенов он пишет:
«У эвенков этот сюжет мифа о творце не сохранился, но, видимо, было нечто подобное, так как существуют представления о солнце и луне как о младшем брате; о солнце муже и луне – жене; о солнце как о создателе времен года». Миф магаданских эвенов тесно связывается с мировоззренческими представлениями эвенов.

Хэвки весьма почитаем у эвенов:
«До христианства в религиозной системе эвенов существовала иерархиясверхъестественных существ – различных небесных богов, божеств-покровителей и различных духов Среднего мира, которые подчинялись всевышнему богу неба – hө вки». Имелся у эвенов и особый культ «голубого неба – hөвки, которому приносили жертву оленей». По сведениям А.А. Алексеева, Хэвки являлся обожествлением голубого неба, поэтому в сюжете, записанном от Д.М. Осениной, сестры и братья Хэвки – это Солнце, Луна, Ветер. Наиболее древним мировоззренческим представлением эвенов о Хэвки является духовный образ «Голубого неба». Позднее представление о боге Хэвки, приведенное в эвенских словарях, подразумевает уже бога-творца. Древний мировоззренческий образ под влиянием христианства оформился в бога-покровителя и творца.
Таким образом, мировоззренческие представления эвенков и эвенов о божестве Сэвэки/Хэвки имеют как единую основу (обусловленную древней общностью), так и некоторые отличия, что связано с историческим разделением тунгусов на два этноса.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Медуза поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения