Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

СЭВЭКИ И БУГА В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЭВЕНКОВ

Перейти вниз

СЭВЭКИ И БУГА В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЭВЕНКОВ Empty СЭВЭКИ И БУГА В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЭВЕНКОВ

Сообщение автор Wizard Сб Янв 09, 2021 7:32 pm

Сэвэки и Буга в мировоззрении эвенков

"Сведения об эвенкийском творце земли и человека в научной литературе можно найти в работах Г.М. Василевич, хотя и у нее нет специального исследования либо отдельной статьи по образу Сэвэки-творца. О создателях земли и человека у эвенков она пишет в главе «Представления эвенков об окружающем мире» (монография «Эвенки»), в параграфе «Представления о происхождении земли и животного мира». Она приводит краткое содержание дуалистического мифологического сюжета о творениях братьев, не называя их имен. Г.М. Василевич именует их духами-хозяевами земли: «С появлением представлений о духах-хозяевах младший стал духом – хозяином верхнего мира, а старший – духом-хозяином нижнего мира. С появлением христианства на первого было перенесено представление о боге, на второго – о черте. И все эти варианты сосуществовали». Таким образом, следует подытожить, что с проникновением христианства в эвенкийскую среду образ бога-творца заменил образ духа-хозяина, что подтверждается и опубликованными позднее записями эвенкийских сюжетов о Сэвэки.

О существовании культа создателя и творца Сэвэки у эвенков свидетельствуют сведения, приведенные Г.М. Василевич в главе «Обряды и камлания». По ее данным можно судить, что культ Сэвэки у эвенков реализовывался в отправлении охотничьих обрядов. Ссылаясь на Я. Линденау, она пишет: «При неудачной охоте охотник втыкал в землю против солнца лук и стрелы и произносил: «Сэвэки-царь, я человек, этим салом надели, подай мне». В том случае, если охотник добывал соболя, он брал его обеими руками за уши и, встав против солнца, говорил: «Сэвэки-царь послал». Культ Сэвэки в традиционной культуре эвенков реализовывался и в камланиях шаманов, когда специального оленя делали священным, которого чаще называли словом сэвэк. Шаманский обряд, посвященный этому событию, называли сэвэкиң ипкээ: «Шаманское камлание сэвэкингипкэ, итыкингипкэ – табуирование оленя было характерно для оленеводческих групп и имело цель обеспечить здоровое состояние стада и его размножение»; «В случае исчезновения «божьего оленя» не искали».

Подробно же представления эвенков о Сэвэки даны позднее этнографом А.И. Мазиным в книге «Традиционные верования эвенков-орочонов» . Им же приведены сведения о том, как и в каких амулетах, изображениях и прочих манифестациях реализовывался культ Сэвэки в традиционной культуре эвенков. Однако следует особо подчеркнуть, что Сэвэки для эвенков в мировоззрении и фольклоре – это персонифицированный, уже имеющий имя собственное персонаж мировоззренческих взглядов, равно как и персонаж мифов первотворения. Он – бог-творец Сэвэки, сотворивший землю, человека, и главное его отличие от других эвенкийских небесных божеств состоит в том, что он оставил эвенкам свод правил жизни Иты.

У эвенков, кроме божества Сэвэки, имеется и Буга – божество в женской ипостаси, от которой зависит не только человек и животные, но и природные явления. С.А. Токарев не относит подобных божеств народов Севера(в том числе Буга у эвенков) к племенным небесным богам, но отмечает следующее: «Так, ненецкий Нум – это явное олицетворение видимого неба; эвенкийский Буга (Бугады) – смутное олицетворение не то тайги, не то всей окружающей природы. В образе алтайского Ульгеня (как и кетского Еся) среди других черт отчетливо видны черты творца (хотя в отношении Ульгеня можно предположить и посторонние влияния)». Буга, по мировоззрению эвенков, ничего не создает, она была до творений Сэвэки, присутствует в мировоззрении эвенков и поныне. Уточняем: Бугады означает «священный», «принадлежащее Буга». Буга хранит природу, дает-посылает добычу человеку, хранит его жизнь и т.д. Буга не является творцом земли – она сама есть олицетворение природного начала, это олицетворение Неба-Буга.

Взаимоотношения человека и природы в мировоззрении эвенков узакониваются в особом своде правил поведения в виде системы запретовоберегов Одё и нравственного свода законов, называемых у эвенков Иты. Основу философии жития эвенков составляет гармония в отношениях человека и природы-Буга: «Буга бутуннудуннэтоктаваниргивки, бэевэнян. Буга угидукичэчивки, хуливки, бэевэбэенгивки. Эрувэ Буга эвкиаявра. Боринаванэкэлдёгоро, нимадыкал. Тар Буга итын.– Буга дает жизнь всякой соринке земной, в том числе и человеку. Буга сверху всевидит, всех греет внутренним теплом своим, человека человеком делает.

Буга не любит плохого. То, что дается тебе природой Буга, ни для кого не жалей – делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат (обычай равного дележа добычи между людьми). Это закон, установленный для всего живого божеством-природой Буга». Подробно сведения о Буга, Иты даны в монографии Г.И. Варламовой. Буга для эвенков есть и олицетворение всей природы, которая является и родным домом, и землей, и матерью – божеством Буга (букв.: Вселенная, Небо-мать, Мир). Природа возведена эвенками в ранг самого верховного божества-Буга, являющейся матерью всего живого на земле. Эвенки говорят: «Буга человека-эвенка кормит, растит и воспитывает». В обряде кормления духа огня обязательно должна быть благодарность человека природе Буга. Традиционное изречение при кормлении духа огня таково: «Бугакакун, боридякал! – Верховное божество природы Буга, одари пищей!»; либо: «Бугакакун, бэебинивэнсирадякал!– Бог-Природа по имени Буга, удлиняй нашу жизнь!».

От Буга зависит вся жизнь человека, она следит за выполнением эвенками традиционных обычаев, соблюдением эвенкийских Одё и Иты, может наказать человека за их невыполнение.

Образ прародительницы Энекан-Буга (букв.: Матушки Буга, т.е. Буга) – покровительницы всего живого на земле, присутствует в различ-
ных жанрах эвенкийского фольклора – в мифах, эпосе и обрядовом фольклоре. А.И. Мазин со слов информаторов зафиксировал следующее описание образа: «на третьем ярусе верхнего мира, или первом от земли, живет энеканбуга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги. Волосы зачесаны назад (возможно, на голове капюшон). В левой руке она держит чемпули, полный шерстинок – душ разных животных, в правой – шерстинку, чтобы подарить ее кому-нибудь из людей». И другие исследователи эвенкийской культуры также выделяли образ Энекан-Буга: С.М. Широкогоров, а позже А.Ф. Анисимов отмечали, что у эвенков высшим божеством, хозяйкой тайги, зверей и рода человеческого является энеканбугады (букв.: матушка небесная), которая обитает в святынях родового культа – скалах бугады (т.е. священных) и ассоциируется с образом зверя – лося или дикого оленя. В более позднее время она представлялась антропоморфным существом».

Сэвэки же, сотворив землю и человека, дав ему законы Иты, немного понаблюдав за жизнью человека – праведно ли живет, удалился от человека на небо навсегда. Эвенки не обращаются с заклинаниями, просьбами к Сэвэки – для этого у них есть Буга. В настоящее время Сэвэки для эвенков – это божество, сотворившее когда-то среднюю землю (все, что на ней обитает и человека), но давно порвавшее непосредственную связь с человеком-эвенком. Со всеми заклинаниями, просьбами (повседневными и более важными) эвенки уже не обращаются к Сэвэки, так как он в жизненных для человека вопросах уже не может помочь – это не входит в его функции. Сэвэки оставил людям заповеди Иты, но в оставленных им заповедях (в их содержании) фигурирует лишь божество Буга. Заветы манифестируются творцом в жизнь эвенков через божество женской ипостаси Буга, т.е. в Иты сохраняется образ небесной матери эвенков – Буга."

Автор: Варламова Г.И., Дьяконова М.П.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения