Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Алтайский мандьяк - шаманский костюм

Перейти вниз

Алтайский мандьяк - шаманский костюм Empty Алтайский мандьяк - шаманский костюм

Сообщение автор Медуза Вт Авг 21, 2018 6:31 pm

Необходимой принадлежностью большинства алтайских шаманов было специальное ритуальное облачение, в котором проводилось камлание, и которое мог надевать только шаман. Чаще оно представляло собой кафтан или куртку, обильно украшенную подвесками и жгутами. Такая одежда называлась мандьяк. Северные алтайцы специфического ритуального кафтана не имели. А белые камы, служители Ульгеня, камлали в специальном халате с тремя белыми лентами на спине.
Все алтайские шаманы и шаманки в первые годы совершали служение без мандьяков, а в обычном халате. В последствии все шаманы приобретали мандьяки, как необходимую священную одежду. Согласно алтайскому канону, совершать служение Эрлику и духам земли можно только в мандьяках.
Шаманский мандьяк шился не по личному желанию шамана, а по особому внушению духа-покровителя, силу которого он унаследовал. Этот дух давал точные указания о том, какого вида должен быть мандьяк. Тот шаман, который не слушался своего духа, наказывался болезнями.
Между мужским мандьяком и женским существенной разницы нет, женский отличается только большим изяществом, как и обычный женский костюм.
Мандьяк стоил довольно дорого, и иной раз мог составлять половину стоимости всего хозяйства шамана. Для зажиточных шаманов ритуальное облачение могли приготовить в два-три месяца, у бедных этот процесс затягивался от одного года до трех лет, при этом часть материала иногда жертвовалась родственниками, соседями и друзьями. Мандьяк изготовляли только женщины. Все части мандьяка сначала изготовлялись отдельно, а затем сшивались вместе. При работе строго запрещалось вести себя непристойно. Когда мандьяк приводили в надлежащий вид, шаман устраивал специальное камлание, без жертвоприношений, при большом стечении народа. Этот обряд был призван очистить ритуальную одежду от скверны, но, прежде всего, определить пригодность ее для служения культа. Дух-покровитель при камлании тщательно осматривал мандьяк и указывал на недостатки. Указания духа всегда исполнялись, мандьяк исправлялся и перешивался. Только после полного одобрения духа мандьяк становился священной одеждой и вступал в обычное культовое употребление.
Запрещалось мандьяк мужчины надевать женщине-шаманке и наоборот. Женщина, как нечистое существо, вообще не могла прикасаться к мандьяку. Облачение шамана хранилось в ящиках или кожаных сумах в переднем углу внутри аила и тщательно оберегалось от соприкосновения с другими костюмами, особенно женскими. Мандьяк при камлании надевался на рубашку. Мужчины в летнее время, когда бывало жарко, надевали его на голое тело.
Костюм шамана время от времени частично обновлялся. После смерти близкого родственника с костюма снималось несколько кожаных кистей и заменялось новыми. Это выполнялось с целью магического очищения ритуальной одежды. «Наряду с постоянными подвесками на шубе шамана могли быть и временные. Например, ленточки из материи, называемые чалама, к костюму привязывали присутствующие на камлании в том случае, если хотели узнать свою судьбу. Когда их становилось слишком много, эти привески снимались с шаманских атрибутов».[Алексеев Н.А.]
Символическое значение мандьяка, с точки зрения исследователей.
У алтайцев комплект ритуальной одежды, состоявший из шубы, пояса и шапки, по мнению Е.Д. Прокофьевой, в «целом является символом птичьей шкуры. Бахрома изображала перья, вышивки – скелет птицы, отмечался и хвост птицы. Устройство и название шаманских шапок также отражает это значение костюма.» Возможно, однако, по мнению Н.А. Алексеева, что птица, например Филин, могла играть роль личного покровителя шамана. Но, насколько известно исследователям, филин не был птицей-покровителем в алтайской традиции. Хотя, согласно алтайской мифологии, шаманы могли путешествовать, превращаясь в филина (или приняв его вид). Эта птица, кроме того, признавалась алтайцами «вещей».
Потапов Л.П. относительно трактовки шаманского костюма, как образа птицы, выдвигает гипотезу, что на территории Сибири часто символ птицы замещается образом животного-покровителя, причиной тому могут быть географические особенности региона, например, жители степной зоны со своим покровителем ассоциировали именно птицу, а жители лесной – животного.
Также Потапов Л.П. в своей работе «Алтайский шаманизм» приводит мнение качинского кама Романа, который объяснял обилие жгутов в нижней части маньяка тем, что «каму постоянно приходится иметь дело с хозяевами гор, а они одеваются очень плохо, ходят в лохмотьях и кам при помощи лент и жгутов делает свой костюм похожим на одежду горных хозяев, чтобы они по этому костюму узнавали его и принимали за своего».
Вообще, атрибуты шаманства осмысливались разнообразно: одна часть привесок служила вместилищем для духов, принадлежащих шаману, другие предметы служили щитом, а некоторые элементы содержали лишь информацию о самом шамане и даже о количестве и разновидности обрядов, проведенных им в последнее время, так как каждый заказчик привязывал в соответствующем месте ленточку или пучок конских волос. Верующий алтаец по костюму и бубну мог определить не только этническую принадлежность встреченного им шамана, но и узнать его ранг, популярность, количество и разновидность подчиненных ему духов.

Алтайский мандьяк - шаманский костюм O2z6wh10

Источник: http://ru-shaman.livejournal.com/33739.html
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2079
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Алтайский мандьяк - шаманский костюм Empty Re: Алтайский мандьяк - шаманский костюм

Сообщение автор Медуза Вт Авг 21, 2018 6:33 pm

Алтайский мандьяк - шаманский костюм Avri7o10
Ритуальные атрибуты шаманов, в том числе, и специальная одежда для служения культа, помимо индивидуальных особенностей, обусловленных этнической или родовой принадлежностью, а так же деталей несущих сугубо личную информацию о самом каме, его предках и т.д., соответствовали некоторым общим для всех алтайских шаманистов канонам. Ниже мы попытаемся охарактеризовать эти основные канонические составляющие алтайского мандьяка.

Анохин в своей монографии «Материалы по шаманству у алтайцев» дает описание мандьяка, как типа ритуального облачения алтайского шамана. Описания костюма, сделанные другими исследователями, труды которых мы рассматривали, данному описанию не противоречат, более того, во многом его цитируют, а кое-где дополняют.

В костюме алтайского шамана, отражалось архаическое видение картины мира. Основные части мандьяка представляют собой изображения предметов верхнего и нижнего миров, миниатюры предметов житейского обихода и шкуры птиц и зверей. Общее число декоративных деталей шаманского одеяния может дойти до шестисот. В их число входят защитные обереги и вместилища для духов-помощников и множество других разнообразных по назначению и функциям.

При описании шаманского мандьяка, Анохин для удобства и системности разделяет его на четыре составных части.

Основная часть мандьяка – топ, буквально шуба из белой овчины или шкуры дикого марала. Тон представляет собой куртку без фалд, которая сшивается сухожилиями. Рукава обшиваются полосками шкуры рыси у плечевого, локтевого суставов, а также у кисти и верхних фаланг пальцев. Кругом рукава, параллельно полоскам идут «три ряда по одному девятку узлов из шерстяной тесьмы» Промежутки от одной тесьмы до другой заполняются той же тесьмой, вшитой зигзагообразно. Вдоль нижней части рукавов подвешиваются медные колокольцы или бубенцы: на правом рукаве четыре и на левом пять, всего девять штук. Они служат шаману броней. При нападении злых духов шаман ограждает себя от них главным образом с помощью звона. Параллельно с кольцами и бубенцами пришивается нечетное число (от 7 до 21-го) маленьких мандьяков «из материи пяти цветов, ленточных и жгутовых» [Анохин]. Каждый мандьяк имеет три пряди и оторочку. Они символизируют перья крыла.

Спинная часть мандьяка – Спинная часть покрывается до пояса материей. На спине, между предплечьями, пришивается 9 матерчатых куколок, с перьями филина на головах, имитирующими головной убор – 9 дочерей Ульгеня. Под ними пришиваются 27 перламутровых раковины (часть головного убора девушки), или парчовую веревочку, с одной раковиной на конце или серьгой из бисеринок, с металлическим кольцом. На плечах, рядом с куколками, пришиваются 2 изображения шубы дочерей Ульгеня. В центральной части спины по горизонтали располагаются 2 ряда колокольцев (один ряд шейные и один – дужные). Колокольцы прикреплялись к шубе ремнями. По разным версиям их должно было быть 18 (2 девятка) или 63 (7 девятков), по мнению Анохина. Что интересно, и 7, и 9 – сакральные числа. Видимо количество колокольцев не могло быть случайным, ведь они выполняли функцию брони шамана. Далее под верхним рядом колокольчиков располагались стилизованные изображения луков со стрелами или без них, по мнению Анохина, их должно быть 9, хотя на некоторых мандьяках - только 2 или вообще нет, как считает исследователь, по небрежности шамана. На ряду со стрелами встречались либо железное кольцо с подвесками, либо пластина с девятью подвесками, либо пластинка, изображающая ухо. Все эти детали должны были отражать атаки злых духов. Так же на спинной части маньяка встречались изображения солнца, луны и звезд в виде металлических округлых блях большого и маленького размеров. При этом большие бляхи прикреплялись к заплечьям, а мелкие были разбросаны по всей спине.

Пояс: пояс представлял собой красную ленту, пришитую к нижней части шубы. На нем располагались большие металлические бляхи, изображающие солнце и луну, ряд маленьких блях и раковины, нашитые рядами, кучками и крестообразно.

Мы, в свою очередь, предполагаем, что если изображения главных светил уже располагались на предплечьях, то могли отсутствовать на поясе, и наоборот, так как, если костюм шамана представлял собой уменьшенную картину мира, на нем не должно быть двух солнц или двух лун. Хотя вполне возможно, что эти символы намеренно дублировались, для усиления магического влияния.

Нижняя часть маньяка: Под поясом или над ним в горизонтальном положении пришивались девять дужных бубенцов – обруч шамана. Под бубенцами в некоторых мандьяках находятся три гладкие пуговицы – застежки «одной сотни мандьяков». Под поясом также располагались девять игольников дочерей Ульгеня, представляющих собой сумочку с кистями, бисеринками и оторочками. Главным элементом нижней части маньяка являются длинные жгуты из конопляной веревки, обшитой ситцем разных цветов. В середине жгута была оторочка (чачак). Эти жгуты пришивались к шубе под поясом и на бедрах. Они плотно прилегали друг к другу и образовывали кольцо. По одним рассказам жгутов полагается шесть Девятков, по другим – девяносто Девятков, по третьим – одна сотня, а в действительности бывает и больше, а именно от 120-200. По мнению Анохина, особого значения они не имеют, сами собой создались. Так же в нижней части одеяния могли находиться случайные нашивки. Их наличие объясняется личными симпатиями шамана или шаманки к духу, от которого они унаследовали силу. Шаманы называют их «кисетами Хана». Среди таких предметов Анохин встречал шесть кожаных миниатюрных кисетов, украшенных мелким бисером, шкурку горностая, символизирующую шубу духов – отцов, шкуру дятла, изображающего посредствующего духа, который сопровождает шамана при совершении мистерий, миниатюрный костюм алтайских женщин. Такие предметы служили шаману для воодушевления во время камлания. Среди обычных нашивок Анохин также находит изображение черной лягушки, размером с ладонь, сделанной из сукна для камлания Эрлику, ведь лягушка принадлежит нижнему миру.

Боковые принадлежности маньяка: Изображение чудовища Ютпа, или Живоглота. Оно представляет собой большой жгут из темной или коричневой материи. Вверху чудовище имеет голову и пасть, ниже две ноги и на конце – еще две и раздвоенный хвост. Этот жгут сшивается за заплечьями во всю длину мандьяка. Этот зверь защищает шамана от злого духа, пожирающего живых людей, согласно исследованиям Анохина. На другом плече располагается подобный жгут, изображающий чудовище Абра, которое по роду своему принадлежит чудовищам моря, которое находится в преисподней Эрлика. Остов Абра шьется из зеленой материи, а ноги - из красной. Жгут также состоит из головы с пастью, четырех лап, раздвоенного хвоста и дополнен медной бляхой, изображающей глаз. Жгут имеет девять оторочек – 6 на верхних ногах и 3 – на нижних. Для некоторых шаманов Абра служит посредником, через которого он входит в общение с высшими существами. На некоторых мандьяках изображений этих чудовищ не бывает, их заменяют три особых жгута красного, белого и желтого цветов. Два из них пришиваются по заплечьям, а один, состоящий из связки жгутов – посредине спины. Около заплечного жгута во всю длину его тянутся простые ленты тех же цветов. Заплечные жгуты вверху имеют перья совы и называются «двух плеч крылья».

Параллельно Ютпа и Абра во всю длину маньяка свешивались связки жгутов по три в каждой, всего их девять. Они называются заплечный маньяк и символизируют, по мнению Анохина, крылья. Так же вверху имеются пучки перьев филина.

Набедренные принадлежности мандьяка: Постоянными принадлежностями набедренной части являлись платки разных цветов и полуаршинные куски материи. Их привязывали к мандьяку ремнями человека, желающего слушать камлание. Когда таких платков становится много, их отвязывали шаманы и использовали для своих нужд.

Среди случайных элементов Анохин выделяет жгут с оторочками, нашивками и перьями филина или беркута, который прикреплялся к поясу и свисал до пола; ноги беркута, и изображение змеи и ужа, которые служили шаману орудием, изгоняющим дурных духов из больного. Змея и уж представляли собой толстые жгуты из темной материи и пришивались с левой стороны.

Наплечные принадлежности мандьяка: Здесь находились пучки перьев филина, совы и беркута, прикрепленные в прямом положении к двум плечам мандьяка. Эти пучки изображают двух беркутов или соколов, которые невидимо несут шамана и их жертву в иной мир.

Передняя часть мандьяка: Края пол обшивались красной лентой и имели две пуговицы, служившее застежками у ворота и у пояса. На груди были швы с девятью узлами, которые иногда были расположены вертикальными линиями. На полах находился новый ряд мандьяков из козьей кожи и из материи. Ремневые мандьяки имели от шести до девяти лент, матерчатые – от двух до четырех лент или жгутов.

Источник: http://ru-shaman.livejournal.com/33739.htmlАлтайский мандьяк - шаманский костюм Gvnh3n10
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2079
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Алтайский мандьяк - шаманский костюм Empty Re: Алтайский мандьяк - шаманский костюм

Сообщение автор Медуза Вт Сен 11, 2018 7:23 pm

КОСТЮМ ШАМАНКИ


МУК "Бийский краеведческий музей им. В.В.Бианки"
Алтайский мандьяк - шаманский костюм Ft3ssf10
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2079
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения