Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ПРАВИЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ

Перейти вниз

ПРАВИЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ Empty ПРАВИЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ

Сообщение автор Wizard Пн Апр 27, 2020 7:36 pm

Приносимые божествам жертвенные дары должны были соответствовать определенным требованиям. В качестве жертв предлагались продукты питания: хлеб, лепешки, каша, масло, пиво; животные; деньги (монеты). Существовали определенные правила сбора муки и крупы для жертвоприношений. Из муки в доме жреца пекли хлеб для моления, из крупы — готовили кашу.

Как рассказал жрец-вӧсясь из д. Асавка Балтачевского района Зиянгиров Миннигали Зиянгирович, 1920 г.р.,: «Кудӥз кеньыр сётэ, кудӥз пизь сётэ, кудӥз коньдон сётыса лэзе. Пизь-кеньыр сётыкы, пужалляськыса майталэн чап-чап карыса кизэ мед миськоз. Со куен ужам киеныз пырыса ке сётӥз, уг ӟара басьтыны. Кизэ куара сётыса миське но, ӟэнкызэ кышетэн кутыса мешокись басьтыса сётэ. Тазьы гынэ кутыны уг ӟара» — «Кто дает крупу, кто дает муку, кто дает деньги. Кто подает муку, тот должен, засучив рукава, вымыть руки мылом, издавая звук “чап-чап”. Нельзя брать, если он подаст немытыми руками. Вымыв руки, он должен зачерпнуть из мешка крупу или муку чашкой, держа ее тканью. Просто голыми руками нельзя». Запрещалось собирать для приготовления ритуальной каши пшено, горох, гречиху. Считалось, что если сварят кашу с добавлением пшена или гороха, то после моления пойдет град, кроме того горох считался «слезами Кылчина»: «Кӧжыез Кылчинлэн симкылиез шуо». Гречиха появилась в агрикультуре удмуртов довольно поздно, и поэтому ее исключали из состава ритуальных продуктов, кроме того считалось, что гречиха имеет черный цвет и не годится для молений.

Очень строгие правила предъявлялись при выборе жертвенных животных. Во-первых, они должны были быть здоровыми, со
всеми целыми частями тела. Например, не годились животные, которым были сделаны метки на ушах, т.е. отрезаны небольшие
части ушей. Во-вторых, самки должны были быть ягнившимися, т.е. бесплодные не годились, самцы — не кастрированными. В-
третьих, не использованными в хозяйстве, например, лошади не должны были быть в упряжи.

Как отмечает У. Хольмберг, в начале XX в. закамские удмурты в жертву приносили только тех животных, которые были здоровыми, без изъянов, не использованными в хозяйстве, одномастные, т.е. не пестрые. В качестве жертвы не годились и такие животные, которые,
например, болели или получили рану, хотя потом уже полностью выздоравливали. Как считали, если кто продаст такое животное для
жертвоприношения, то его настигнет кара богов.

Жертвенные животные, которые посвящались Инмару, Кылчину, Ӟу-Кылчину, Шунды-Мумы, должны быть белой масти, Му-
Кылчину — черной.

Выбранное животное проверяли еще на угодность богу. Для этого его на молении обливали водой через березовые ветки. Если оно
вздрогнет и встряхнется, считалось, что животное пригодно в качестве жертвы. Причем надо отметить, что такую манипуляцию с
жертвенными животными совершали все поволжские народы, сохранившие традиционные верования: марийцы, мордва, чуваши 2 .
Этим же действием животное как бы очищали, обливая его водой от головы до хвоста и проводя при этом березовыми ветками. Закалы-
вали животное, направив голову на юг. Как отмечает У. Хольмберг, жертвоприношения богам называются выллань вандон, ‘закалыва-
ние вверх’, т.е. на юг, в отличие от жертвоприношений умершим предкам — уллань вандон ‘закалывание вниз’, т.е. на север.

В качестве жертвенных даров выступали кровь и куски мяса. Наиболее ценными частями жертвы — вылэ мычон ‘вверх возноси-
мое’ т.е. частями предлагаемыми самим божествам, были: три первых правых ребра, шея, верхний сустав передней правой ноги, голо-
ва, кусочки сердца, печени, легких. После определенных манипуляций их ели мужчины или только жрецы, но никогда женщины

Первые струи крови животного, посвященного Инмару и Кылчину, собирали в деревянную ложку или чашку и после того как
жертва испустит дух, выплескивали на огонь (тыланы). Кровь животного, предлагаемого Му-Кылчину, сливали в специально выры-
тую ямку. Куски мяса и внутренних органов для Инмара и Кылчина клали на специальное устройство, сплетенное из веток в виде птичь-
его гнезда, установленное на дереве — вылэ мычон ‘вверх возносимое’ или же кидали в огонь. Жертвенные дары Му-Кылчину клали в
ту же ямку, куда сливали кровь.

К богам «отправляли» также кости жертвенных животных. Причем все кости должны быть целыми, поэтому мясо не рубили, а
осторожно разрезали ножом, разъединяя по суставам. Мелкие кости животных, принесенных в жертву Инмару и Кылчину сжигали,
крупные, в том числе кости черепа и конечностей, повязывали припомощи лыковых веревок на специальные деревья — лы келян ‘костей провожания [место]’. Для Му-Кылчина — зарывали в землю. В жертву приносили только «угодных» богам животных: лошадей, коров, овец, гусей, уток. Ни в коем случае не годились в жертву козы и свиньи: «кечез но парсез вӧсяны уг яра: удмуртъёслэн сиёнзы ӧвӧл со» 1 — «козу и свинью жертвовать нельзя: это не удмуртская еда».

Приносимые в качестве жертвы монеты (белого цвета) моют и вытирают полотенцем. Их подают жрецу или складывают в дупло дерева. При этом держат их не голыми руками, а носовым платком или краем подола молитвенного кафтана шортдэрем. Жертвоприношения божествам совершались в специальных священных местах. Назывались они вӧсяськон инты или куриськон инты — ‘место жертвоприношения’ или ‘место моления’. По замечанию У. Хольмберга, закамские удмурты свои святые места называют aibat inti или taza inti, т.е. хорошее, здоровое, чистое место.

Закамские удмурты проводили в год несколько молений, и каждое моление имело свое определенное место проведения. В зависимости от местных традиций, эти моления имели различные названия, как-то: быдӟым/бадӟым вӧсь ‘великое/большое моление’, покчи вӧсь ‘малое
моление’, бусы вӧсь ‘полевое моление’, гуртэн вӧсь ‘моление деревней’, ыж вӧсь ‘жертвоприношение овцы’, ӟазег вӧсь ‘жертвоприношение гуся’, чуж чуньы вӧсян ‘жертвоприношение каурого жеребенка’ и т.д. Существовали также моления урам вӧсь ‘уличное моление’, которые проводились зимой прямо на улице в одном определенном месте.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения