Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Шаманизм и духи чукчей

Перейти вниз

Шаманизм и духи чукчей Empty Шаманизм и духи чукчей

Сообщение автор Wizard Пн Сен 30, 2019 4:04 pm

В каждой  семье кто-нибудь  из ее членов, обычно муж  или жена, знал  некоторые  приемы,  способы  и  средства  борьбы  со  злокоз-
ненными  существами  лыгикэльэт —  главными  врагами  чукчей. В  борьбе  с такими  существами  защитными  свойствами  обладали
бубны, имевшиеся в каждой семье, обычное огнестрельное  оружие, собаки,  холодное  оружие  и, наконец, семейные  и личные  охрани-
тели  —  тайныквыт, В  еще  большей  мере  главе  каждой  семьи  были  известны способы  связи  с  доброжелательно  расположенными  к  человеку существами,  различными  вагыргыт.

Шаманизм и духи чукчей 561936

Члены  патриархально-семейной  общины  составляли  производственный  и  социальный  коллектив,  связанный  также  единством
культа  предков,  общими  годовыми  жертвоприношениями,  традициями. Производственным руководителем,  духовным  наставником,
первым  защитником  был  глава  патриархально-семейной  общины. Его  авторитет  во  всех  жизненных  делах  был  непререкаем.  Он
отправлял  религиозные обряды, связанные с годовыми  хозяйственными  или  промысловыми  циклами.  В  доклассовом  обществе,
каким  было  чукотское,  не  было  особой,  отдельной  религиозной организации,  религиозные  функции  выполняла  патриархально-
семейная  община,  ее  старшина  в  первую  очередь  по  своей должности.  Однако  ни  патриархально-семейная  обшина,  ни  от-
дельная  семья  не  были  в  состоянии  справиться  своими  силами и средствами  с разными неожиданностями в виде болезней, затяж-
ных  неудач  в промысле  или  в  ведении  оленеводческого  хозяйства и т. п. В таких случаях  обращались за  помощью к шаманам, иногда
даже  далеко  живущим,  но известным.  Борьба  со злокозненными существами,  в  какой  бы  форме  ни  проявлялось  их  действие —
болезнь  людей,  падеж  оленей  и  т.  п., —  осуществлялась  уже шаманом.  Самоутверждение  шаманов  происходило  постепенно,
по  мере  проявления  их  способностей,  подтверждения  их  заключений жизненной практикой. Не все шаманы пользовались  автори-
тетом  у  окружающих.  Одних  слушали,  доверяли  им,  боялись  их, над  другими  посмеивались.

В  отличие  от  рядовых  чукчей  шаманы  имели  духов-покровителей.  В этом состояла  и к особенность и преимущество.  Пользуясь
силой, ловкостью,  хитростью  духов-покровителей,  шаман  изгонял или  уничтожал  лыгикэльэт,  разрушал  их  злые  козни,  направленные  против  человека  и  его  благополучия.  Однако  духи  шамана были  тоже  кэльэт,  но  в  известной  мере  управляемые  шаманом,
94исполнявшие  его  просьбы,  хотя  и временно.  В  отличие  от  вредоносных,  злокозненных  духов,  преследовавших  человека,  кэльэт
шаманов  состояли  из  представителей  животного  мира,  обычно зверей  и птиц, обладавших  такими природными данными, которые,
по  мнению  шамана  и  окружающих,  были  достаточными,  чтобы справиться с вредоносными существами.  Обладание духами кэльэт
составляло  одну  из  главных  черт  шаманского  дара.  Другим важным  признаком  шамана  было  состояние  экстаза,  во  время
которого  предполагалось  вхождение  в  него  духов-покровителей, путешествие  шамана  в  подземный  или  надземный  мир  в  поисках
души  умершего  или тяжелобольного,  в поисках  предков  больного или  человека,  пожелавшего  получить  совет  от  умерших  ближайших  родственников.  Не  менее  важным  качеством  шамана,  также обязательным  для  пего,  было  умение  разговаривать  со  своими покровителями,  предками,  имитировать  их  голоса,  завывание ветра,  морского  прибоя,  т.  е.  иметь  «отдельные  голоса»  (янраколет). Всегда  главным  достоинством  шамана  было врачевание  — изгнание  из  тела  больного  лыгикэли,  разгадывание  коварных замыслов  других  шаманов  и  своевременное  предотвращение  их осуществления.  «Шаман, —  писал  Н.  Галкин, —  хранитель  традиций  и предрассудков,  он  врачует  больных,  узнает  волю  духов, предотвращает  дурные  намерения  злых  сил».

 Чукчи  долго отождествляли  врачей  и чукотских  шаманов, называя тех  и других по-русски  «доктор»  и  по-чукотски  энэныльын —  шаман.  «Всех этих людей, одержимых  сверхъестественными  качествами,  считают шаманами  и  называют  докторами».

Все  благодарственные  служения,  праздник  голов  (моржей), осенний  праздник  кита,  устраивавшиеся  чукчами,  проходили под руководством  глав  патриархально-семейных  общин. В их ямах хранились  основные продукты  промыслов  (головы  моржей, наиболее  ценимые  части  кита).  Они  должны  были  устраивать  благодарственные  праздники  в  своем  жилище  со  всеми  присущими  им
обрядами,  служениями,  обращениями,  заклинаниями,  магическими  действиями,  игрой  на  бубнах,  угощением  присутствующих и  т.  п.  Шаманы  принимали  участие  в  них,  присутствовали  как рядовые  члены  охотничьего  коллектива.  Их  преимущество  перед остальными  охотниками  состояло  лишь  в том, что  когда  доходила очередь  до  них  исполнить  песню  под  собственный  аккомпанемент на  бубне,  то  делали  они  это  с  большим  мастерством  и  вдохновением;  никаких  собственно  шаманских  действий  от  них  не  требовалось  и  не  допускалось.
Чукчи  полагали,  что  в  трудных  случаях  жизни,  когда  нужно было  принять  ответственное  решение,  полезно обратиться  к  старшим,  в том  числе  и к предкам.  Их  жизненный опыт, ум  пользовались  доверием,  особенно  прямых  потомков.  Связь  с  предками осуществлялась  через  шаманов.
Под звуки  бубна  и собственный напев шаман приходил  в экстатическое  состояние,  вызывал  духа  требуемого  предка  и  задавал ему  нужные  вопросы. Ответы  шаман произносил подражая  голосу вызванного  предка.  Дар  имитировать  в таких  случаях  играл  роль
доказательности  разговора. Самой распространенной и главной  функцией чукотских  шаманов было  врачевание. Чукчи  не выработали  почти  никаких рациональных  средств  борьбы  с болезнями.

Используя  рациональные  приемы  лечения  ран,  чукчи  в то  же время применяли и заговоры,  которые  иногда  содержали  рекомендации  практического  характера.  По убеждению  их  и по  определению  шаманов,  причиной  всех  внутренних  заболеваний  являлось
проникновение  в  организм  человека  злокозненных  существ.  Еще хуже  было,  когда  они,  изловчившись,  похищали  душу  (увирит)
человека.  В таких  случаях  шаману  предстояло  отыскать  похитителя, вызволить  душу  и водворить  на  место,  т.  е.  в тело  больного
человека.
Весьма  распространенным  было  использование  разного  рода защитных  средств  и  действий,  в  том  числе  отступных  жертвоприношений,  предназначавшихся  заменить  находившуюся  в опасности душу человека  душой  жертвенного  животного. К собственно врачеванию  шаманами,  в  понимании  чукчей,  следует  отнести борьбу  с  вредоносными  существами  при  помощи  духов — покровителей  шамана;  имитацию  извлечения  разными  способами причины  болезни, т.  е.  вселившегося  в  тело  человека  лыгикэле;
поиски  души  больного,  унесенной  лыгикэле,  и  водворение  ее на  место.

Шаманы  наделяли  больных  амулетами;  прибегали  чукчи  и без  участия  шаманов  к изменению  внешнего  вида  больного  путем
нанесения знаков помазания, татуировки  в виде  черточки  на переносье  или  кружков  по  обе  стороны  рта;  полезным  считалось
изменить  имя, отрастить  волосы, изменить  прическу,  одежду.  Все это  делалось  для  того,  чтобы  избавиться  от  преследования  злокозненных  существ,  сделать  себя  неузнаваемым,  другим  человеком.

Все, что делал  шаман, его назначения, рекомендации считались наиболее  целесообразными,  в  них  верили,  применяли  безоговорочно.  У  чукчей  было  принято  не  обвинять  шамана  даже  в  том случае,  если  лечение  его  оказывалось  безрезультатным  и пациент
умирал.  При таких  исходах  не роптали,  а  обычно  говорили:  «Значит,  так  хотят  лыгикэльэт»,  а  духи  —  покровители  шамана  оказались  бессильны  и не  могли  справиться  с ними.

Все  камлания  происходили  в  закрытом  пологе,  в  абсолютной темноте,  поскольку  кэльэт —  шаманские  покровители —  могли  появляться  на  зов  шамана  только  в  темноте, ночью.  Шаман  видел  и  различал  их,  тогда  как  присутствующие могли только  слышать  их  голоса.  Искусные  шаманы  умели  имитировать  приближение  их  издалека.  Они  могли  изобразить  завывание ветра,  морской прибой, голоса  разных  животных,  птиц, полет насекомого  и т.  д.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения