Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ТАЙНА ИДОЛА БОРУ — ИДОЛА ВОЛКА ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ

Перейти вниз

ТАЙНА ИДОЛА БОРУ — ИДОЛА ВОЛКА ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ Empty ТАЙНА ИДОЛА БОРУ — ИДОЛА ВОЛКА ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ

Сообщение автор Wizard Ср Июн 26, 2019 9:51 pm

М.Б. Кенин-Лопсан
ТАЙНА ИДОЛА БОРУ — ИДОЛА ВОЛКА ТУВИНСКИХ ШАМАНОВ

Тувинцы — язычники, потому в шаманском фольклоре сохранился миф относительно таинственной мощи шаманского амулета Бору ээрен, дословно идола Волка.

В литературе не встречается понятие, почему великие шаманы имели этого идола, какого значение его для исторического происхождения тувинского этноса. Материалы шаманского фольклора, записанные у старых тувинцев, говорят о двух хищниках, с которыми связаны два противоположных источника. Это Волк и Медведь. Есть шаманы небесного происхождения, и они культивировали идола Адыга (медведя). По представлению этих шаманов, а также старых информаторов, в Ак Дээрде, или в Белом Небе, которые как бы находятся за девятью голубыми небесами, живут племена азарлар и хоолар. У них очень уважаемым был Денгернии адыг или Небесный медведь. Когда-то великий шаман Белого Неба отправил его к другому миру - и он приземлился. Так возникло у тувинцев одно племя Адыг Дулуштер, дословно Медведь Дулуш. Пока оставим миф о небесном происхождении тувинских шаманов.

Среди тувинцев старшего поколения еще жив миф о волке. Шаманы земного происхождения, особенно великие шаманы, у себя всегда имели идола Бору (Волка). И шаманы, и рядовые тувинцы с именем волка связывали происхождение тувинского народа. О волке бытуют самые разные мифы, однако у них одна общая символика. От волка как бы произошел тыва кижи дословно предок тувинского человека, и потому великие шаманы доныне имеют идола Волка, например, шаман Хуурак Кыргыс Хавандайович, 1925 года рождения, Улуг-Хемского кожууна. О происхождении тюрков писали ученые-тувиноведы, в частности Л.Р.Кызласов и Л.П.Потапов. трудах главными источниками информации являются неалогические легенды тюркоязычных народов. Их общая суть: в древние времена остался один, без родных мальчик и его нашла волчица, и таким образом от них произошли потомки тюрков. Однако, в этих работах не говорится о символическом значении шаманского идола Волка. которым, на наш взгляд. более достоверно хранит мифические сведения о происхождении древних тюрков, в частности, тувинцев.
Живучесть мифа о происхождении тувинцев от волка в том, что они всегда обитали в самом Центре Азии, живут они и ныне там. Предки тюрков, а также тувинцев, были шаманистами. Изолированность Тувы от внешнего мира стала важным фактором сохранения традиционной культуры, потому шаманство сохранилось в полной мере у современных тувинцев. Языческий символ идола Волка тесно связан с происхождением тувинского этноса. Как показывают фольклорные материалы, истинными вдохновителями духовности тувинцев были шаманы, потому именно они в своих гимнах воспевали идола Волка как олицетворение жизни на отцовской земле, преданность заветам предков, стремление к победе и плач одиночества. Например, если кто-то остался без родителей, он рыдал, копируя волчий вой, чтобы обратиться к духу своих предков. Ныне мотив подражания завыванию волка сохранился в основном у тувинских охотников. Даже в годы политического террора, когда идола Волка предавали огню тувинцы в своей душе сохранили веру в силу идола Волка, как истока своего происхождения.

Внешнее описание Идола Волка имеется в литературе, в частности в работе автора этих строк "Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства" (Кенин-Лопсан 1987). Для того чтобы разгадать тайну символического значения идола Волка, автором собраны мифы о нем в самых разных районах Тувы. Информаторы - разных возрастов, и варианты этого мифа тоже разные, однако у них одна главная мысль - это происхождение наших предков от волка.

Вот краткие названия мифов о волке: "Наши предки произошли от волка" Иргита Балдира Иргитовича, "Мальчик-тувинец горы Алдын Ланды" Очур Мандыма Мондуриявны, "Голос волка похож на голос человека" Чюкюка Бориса Баадановича, "У наших предков мать - волчица" Сарыглара Борбак-оола Дуктуг-ооловича, "Если тувинец встретятся с волком, его ждет удача" Куулара Кенденчика Сембиловича, 'Идол Волка шамана Хурена" Балгана Кужугета Ленчаевича "Идол Волга шамана Кара-Сала Ижер-Хама" Кенеш Монгуша Хоруулевича, Сожжение идола Волка" Куулара Бадата Давындайовича, "Я не жалею, когда волк съедает овцу" Акаажык Зои Хомушкуевны, "Волк воет от тоски по родной стороне" Монгуша Бора-Хоо Келдегейовича.

Счастлив тувинский народ, который сохранил исток духовной культуры - шаманство. Уникален тувинский шаманский фольклор, богатый мифологическими сюжетами, в частности, разными вариантами мифа о волке как о предке тувинского народа. Шаманский фольклор - это наша устная энциклопедия, и она еще раз говорит о древней культуре тувинского народы. Учитывая особенности данного мифа о происхождении тувинского этноса, в качестве иллюстрации приведу одну мою запись. Вот он, древний миф о наших предках-тувинцах:
Наши предки произошли от Волка.

Этот миф мне рассказал знаменитый охотник Иргит Салдаа. группа охотников, как это было заведено, избрали вожаком. Таков был обычай. Он уроженец местности Бай-Даг Эрзинского кожууна.
Была пора сочных маральих рогов. Чада Ендуп, Иргит Даландай и я во главе с великим охотников Иргитом Салдаа в дорогу отправились, чтобы достать панты. Мы перебрались через реку Тарлашкин и держали путь дальше. Когда мы подъехали к местечку Даштыг Кежиг казалась бело-бурая собака среди караганника. Мы сидели на конях, дожидаясь выхода той собаки на полянку. Когда она приблизилась к нам, то оказалась волчицей с черным куском в пасти мы стреляли в сторону лютого зверя. Расстояние было удобное, примерно сто метров по нынешней мерке. Услышав ружейные выстрелы, волчица бросила то, что держала в зубах и помчалась прочь.

Мы подъехали к месту, где волчица оставила свой черный багаж. К удивлению, там шевелился овечий желудок. И тогда мне впервые довелось увидеть пятерых волчат в овечьем желудке, которых так нежно несла мать-волчица. Я хотел было убить волчат, однако меня оставил великий охотник Иргит Салдаа. "Ты не убивай волчат. Пусть они живут. Тувинский человек изошел от волка, так говорят. Да, наши предки давным-давно "рождены" волком. Когда тувинец в пути встретится с волком, его ждет удача, так говорят. Едем дальше, ребята!" - сказал он.

Мы подъехали к месту Кок-Хорум-Тайгазы, где лучше всего вести охоту. Мы развели костер. В тот день мы отправились на вечернюю охоту. Великий охотник Иргит-Салдаа свалил одного марала, у которого были панты с двенадцатью отростками. И я свалил одного марала, у которого такие же панты оказались. Мы же встретились с волчицей, и потому Алдын Танды, юсловно Золотая Танды, подарила нам сочные панты.
Наступила ночь. Горит огонь костра, мелодично звеня. Мы наелись маральего мяса, шашлыком жаренного в огне. Великий охотник Иргит Салдаа снова вспомнил старый миф: "Давным давно на нашей земле то ли была война, то ли страшная болезнь, остался только один мальчик, так говорят. Того мальчика увезла волчица в Золотую Танды, в свою нору. От них родились пять мальчиков и пять девочек, так говорят".
Миф, в котором рассказывается, что наши наши предки произошли от волка, передавался от одного поколения к другому. Вы же ели что когда мы поехали дальше, та волчица снова прибежала к месту, где оставила волчат, взяла в пасть овечий желудок с ними и правилась в сторону дремучего леса. И мы сами потом убедились в правоте моих слов, когда тувинец с волком встретится, его ждет удача, так говорят.

Сообщил Иргит Балдир Иргитович, родился в местечке Берт-Даг сумузу Эрзинского кожууна. Записано 11 марта года. Город Кызыл. Тувинский музей. Избушка.
Кыс бору - волчица
Чангыс оол - один мальчик
Тыва кижи - тувинский человек

ЖРЕЧЕСТВО И ШАМАНИЗМ В СКИФСКУЮ ЭПОХУ
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1996
с. 36-39
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения