Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Асты - плата за камлание

Перейти вниз

Асты - плата за камлание

Сообщение автор Дым в Сб Окт 06, 2018 1:31 pm



Удачно проведенное камлание дает шаману право повесить на свой костюм ленточку того или иного цвета. Эта ленточка - своего рода орден за заслуги шамана перед остальными людьми. У великих шаманов число ленточек, даже связанных из девяти отдельных кусков, каждый из которых символизирует камлание, может быть столь велико, что они полностью закрывают тело от шеи до ступней. Одежда с нашитыми на нее символами камлания носит название упсиэ.

В Южной и Восточной Сибири ленточки называют змеями, а в центральной и северной частях - волосами. И то и другое воспринимается как сосредоточие магической силы.

Каждую ленточку шаман некогда получал от пригласившего его человека; сейчас они могут приобретаться отдельно, но всегда означают камлание. Существует поверье, согласно которому шаман после своей смерти дает отчет духам за каждую ленточку на своем костюме. Цвет ленточек зависит от характера камлания. Например красная ленточка может свидетельствовать об излеченной болезни жара, белая - холода, синяя - влаги. Зеленый цвет, присущий сердцу, часто символизирует помощь в любовных делах, восстановление сексуальной функции. Ну а фиолетовый цвет связан с самыми высшими проявлениями сознания, поэтому такая ленточка дается при предсказаниях и ясновидении. Удачное лечение различных травм, ранений, вывихов, переломов и растяжений символизируется ленточкой цвета запекшейся крови - коричневой или бордовой. При камланиях на удачу, на успех в делах, при помощи психологического порядка выбирается желтая ленточка, а при изгнании духов, лечении шизофрении и наркомании - черная. Помимо этого черные узлы на ремешке или шнуре свидетельствуют о победе над противниками. При завязывании в них помещаются души врагов. У разных народов существует множество всевозможных представлений о цвете. Например, у монголов красный цвет символизирует радость, белый - чистоту, синий - вечность, желтый - любовь и мило сердце, черный - несчастье, кару и одновременно величие, могущество.

Дар ленточек входит в понятие жертвоприношения шаманским атрибутам, поскольку не сам шаман лечит, а духи, чьи лики висят на его костюме. Помимо этого шаману как посреднику передают и другие символические предметы - табак, наперсток, иглу, сухожилия, ремни, мешочки и т.д. Все это, а также конкретная плата за проведенное камлание называется тувинским словом "ас- ты". Без асты проводить ритуал, даже если он направлен на близких родственников, нельзя. В противном случае духи не будут помогать шаману и даже могут обрушить свой гнев на него самого. "Я даром буду шаманить, да никакой пособки не будет, - говорил нганасанский шаман из рода Нгамтусо. - У вараги (духов) силы-то не хватит. Напрасно пошто шаманить?"

У известных шаманов всеми предварительными делами заведует помощник или помощница. В его обязанности входит сопровождение шамана в поездках, ношение атрибутов, поддержка во время совершения обрядов, поиск людей, нуждающихся в лечении, предварительные беседы с ними, охрана имущества, полученного за проведенную работу, и т.д. За все это он получает от шамана четверть всего того, что было предложено за лечение или другую операцию. Нередко помощник впоследствии сам становится шаманом, научившись мастерству у своего "начальника".

Как правило, четкого размера оплаты за аналогичные камлания не предусматривается. Вот что рассказывает колдун племени вапанга (Танзания) Фурата о своем отце, знаменитом мганге (шамане) Керемкере: "Отец никогда не запрашивал больше, чем следует, не то что другие мганги. Бедных он исцелял почти бесплатно, беря лишь столько, сколько надо добрым духам".

Этнограф и основатель общества тувинских шаманов "Дунгур" ("Бубен") М.Б.Кенин-Лопсан пишет:

"Размер вознаграждения зависит от имущественного положения больного. Состоятельные люди могут преподнести в дар шаману овцу, козу, теленка, двухлетнего быка, несколько голов мелкого или крупного рогатого скота. Выделенный погонщик отводит стадо, отданное в жертву шаману... Богатый больной может вознаградить шамана также конем с седлом и наборной серебряной сбруей. Бедные больные предлагают в качестве вознаграждения за камлание войлочное покрывало, войлочный ковер с узорами, аркан и конские путы, а женщина-вдова - две-три выделанные шкуры барана. Очень бедные люди отдавали в асты последние личные вещи и предметы украшения: мужчины - летний халат - тон, шубу, огниво, нож и чалаа-кара из черных шелковых ниток, которую прикрепляли раньше к кончику кос; женщины - кольца, чавага из серебряной орнаментированной пластинки, которую получали в день свадьбы и носили в косах, боошкун - ожерелье из бус, которое прикреплялось на кончике кос".

Существует несколько вариантов асты. Первый из них подразумевает добровольное жертвоприношение, второй - оговоренную заранее плату. В любом случае в асты не входят дополнительные жертвы, которые приносит больной в процессе лечения своим духам-хранителям, предкам и общим высшим божествам, поскольку ни шаману, ни его духам от этого ничего не перепадает. Плата духам шамана может быть внесена как до, так и после камлания.

Традиционно плата за лечение дается только правой рукой... Помимо вещей и скота в уплату до недавних пор могла приниматься девушка (часто - больная), которая становилась очередной женой шамана. Этот момент нашел отражение в легендах всех народов: герой сражается с чудовищем, спасает жертву и берет ее себе в жены. Например, в нганасанском мифе "Воскрешение девушки" отец больной (до того мертвой) говорит молодому шаману на прощание: "Сделал ты мою дочь живой, теперь бери ее в жены вместо платы за шаманство". Если же шаман хочет получить что-то конкретное, он может сложить об этом алгыш. М.Б.Кенин-Лопсан приводит текст такой песни, записанный от Сотпа Сата:

Не надо тебе сильно горевать.
Что у тебя рот болит и горло болит.
Лишь бы пища (была] преподнесена.
Это не трудно, она (болезнь) пройдет.
Не надо тебе сильно горевать.
Что у тебя болит плечо и болит шея.
Лишь бы мясо (вареное) было преподнесено.
Это не трудно, она (болезнь) пройдет.

Тувинская шаманка Альбина Гава-Самбу, рассказывая о плате за лечение, заметила, что асты - есть дар не шаману, а бубну. Ненакормленный бубен не будет работать. Чем больше плата, тем скорее наступит выздоровление. "Кто просит много, много и отдает, поэтому сколько дашь, столько и получишь, - говорит она - Хороший и умелый шаман всегда берет больше молодого и неумелого. По мастерству и нафада". В продолжение можно сказать, что мастерство напрямую зависит от расположения к шаману духов, которые и требуют подношения. Альбине Тава-Самбу вторит еще одна тувинская шаманка - Ай-Чурек Оюн. Побывав в Америке и пообщавшись с индейцами, она повысила асты, как говорится, на все виды услуг. "Для меня это был хороший урок, - рассказывает Ай-Чурек. - Я поняла: надо знать себе цену... Ну и пусть ко мне меньше народу приходит! Зато идут, кому это действительно надо, кто в это верит! Ведь если человек за обряд платит дешево, он этот обряд не ценит, сидит просто так, будто на представлении, и вся моя работа оказывается впустую. И шамана уважать будет. Шаман ведь достоин уважения - у него очень трудная работа!".

Конечно, некоторые шаманы начинают со временем спекулировать своим положением, нагнетая обстановку, если хотят получить какую-то вещь, или затягивая излечение на годы. Иногда они даже специально запугивают здорового человека, чтобы впоследствии вытянуть из него как можно больше денег. Что ж, люди подобного сорта есть везде: и в официальной медицине, и в традиционной. Одни приходят к учению шаманизма для того, чтобы после изнурительной работы над собой познать природу человека и помочь окружающим, а другие слепнут перед открывшейся мудростью и погружаются в пучину самовозвеличивания, самооправдания и алчности.

(с) Олард Диксон "Энциклопедия сибирского знахаря: Защита от несчастий и исцеление от болезней"
avatar
Дым
Admin

Мужчина Сообщения : 393
Дата регистрации : 2018-08-18

Посмотреть профиль http://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения