Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Ак-Баур - обсерватория каменного века

Перейти вниз

Ак-Баур - обсерватория каменного века

Сообщение автор Дым в Вс Сен 09, 2018 8:37 pm



Одним из самых уникальных памятников культуры Рудного Алтая является неолитический храмовый комплекс Ак-Баур. Немногочисленные упоминания и сведения о нем относятся к концу XIX - началу XX века. С 80-х годов прошлого века началось его системное изучение, появились интересные попытки семантирования наскальных изображений.

Ак-Баур находится в 38 км от города Усть-Каменогорска за поселком Ленинка, в Калбинских горах. Название он получил по одноименной сопке и гроту с природным отверстием "на крыше" и росписями внутри.

Название Ак-Баур иногда дословно переводят как "белая печень". В Кратком казахско-русском словаре у слова "бауыр" приводятся следующие значения: 1) печень, 2) кровный родственник, 3) склон, подошва горы. Именно на склоне сопки Ак-Баур находится одноименный грот с наскальными изображениями, сделанными красной охрой, а, возможно, кровью жертвенных животных. Росписи подобного цвета не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане.

В современном казахском языке у слова "бауыр" есть переносное значение - младший брат, точнее самый любимый младший братишка, и может ассоциироваться со словами "младший", "меньший", так как рядом с невысокой сопкой Ак-Баур находятся горы Кызыл-Тас (красный камень). Грот Ак-Баур как бы "смотрит" на запад, а если из него наблюдать закат, то горы Кызыл-Тас действительно кажутся красными.

Учитывая синкретический характер неолитической культуры, можно представить, что грот был местом проведения ритуалов, а склон сопки считался священным. Неслучайным видится использование в нескольких топонимических названиях урочища эпитета "Ак" - белый. Белый цвет в древнетюркской культуре имел значение священного, с появлением ислама стал символизировать цвет аллаха.

По долине урочища Ак-Баур течет ручей, который называют Ак-Бастау (Белый ручей). Н.К. Рерих чувствовал особенность и не случайность таких названий: "Эти названия речек, урочищ, и городищ слышатся как напевный лад, как созвучный звон. Сколько народов принесли свои лучшие созвучия и мечты. Шаги племен уходят и приходят. Вода в Ак-Кеме молочно-белая. Белы снега, и бело серебро самой Белухи-матери".

Почитание высот во многих ранних культурах было распространено и связано с тем, что горы осмыслялись как местопребывание местных божеств. Они символизировали центр мира, место соприкосновения неба и земли, вечность и устремленность к вершинному миру. Похоже, что наши пращуры священным считали и Ак-Баур. Чтобы оказаться в гроте Ак-Баур, нужно подняться вверх на 5-6 ступеней, то есть совершить восхождение в верхний мир. Скорее всего, обряды, которые свершались около Ак-Баура и гор Кызыл-Тас, связаны с культом гор, одним из ранних магических культов, на ряду, с культом неба, солнца, грозы, животных и растений. Именно на основании этих культов были сформированы многие ранние формы религий.

В очерке "Загадки и тайны Ак-Баура" Е.В. Курдаков высказал гипотезу, что Ак-Баур - храм под открытым небом, строго ориентированный на запад, предназначался для свершения похоронных обрядов, когда усопший как бы повторял весь путь в лучший мир. Он предположил, что похоронные процессии начинались около сопки Ак-Баур и двигались вдоль Сорочьей горы (самой высокой вершины гор Кызыл-Тас) к ручью Ак-Бастау. Именно около ручья в настоящее время находятся целые заросли чия, разновидности камыша, который обычно растет там, где когда-то были древние поселения и где остались зольники от костров.

Около ручья находилось, считает он, место церемоний, которое ограждают вкопанные плоские плиты. Центральный камень "стены" напоминает прицел. Мушка прицела через вершину белого холма и макушку Северной сопки в день весеннего равноденствия нацелена строго на Полярную звезду, исконно служившую древним народам ориентиром в пути. "Помогает" увидеть это направление белый камень, врытый на вершине холма. Казахи называют такие камни "каракши" - дословно "смотрящий". В Восточном Казахстане чабаны до сих пор считают их своеобразными сторожами, вкапывают их в землю на вершинах гор и холмов. Каракши служат указателями земли обетованной. У алтайцев и монголов путники в благодарность духам за удачный переход через горы тоже отмечают перевальные тропы большим камнем, грудой камней, лоскутом ткани, а иногда бросают монету. Называется эта традиция "обо", или "обо-таш" (сравним казахское "оба" - курган).

Подобные "обо" часто встречал Н.М. Ядринцев, путешествуя по Горному Алтаю в начале XX века. По его наблюдениям, "обо" должны оградить путника от бед, несчастий и злых духов, которые могут причинить ему зло, заставить сбиться с дороги и погибнуть в этих пустынях. Таким образом, каракши или обо - определенные указатели пути. В Восточном Казахстане они особенно часто встречаются в тех местах, которые когда-то считались священными. Каракши с вершин гор и холмов указывают путь к Ак-Бауру, развалинам буддийского храма Аблайнкита, многим курганам.

Надо заметить, что прицел на белый камень, а через него на Полярную звезду - не единственный в урочище Ак-Баур. Через щель в скале слева от стены с прицелом виднеется макушка Сорочьей горы, и это направление - точно на запад. Такие природные визиры очень часто использовались в горных местностях.

Камни мегалитических комплексов редко подвергались обработке, чаще их устанавливали в естественном виде, а иногда с помощью нагревания или клиньев раскалывали по естественным трещинам так, что получались грубые блоки. Один из камней стены с прицелом, похоже, взят с вершины напластования гранита, на каменных склонах которого находятся изображения животных: белых и черных оленей и горных козлов.

Можно предположить, что эти рисунки являлись жертвоприношениями и были частью ритуалов, проходивших на Ак-Бауре. Ак-Баур напоминает многие другие неолитические храмы Англии, Бретани, Кавказа, Передней Азии, Казахстана. По мнению археологов Л.С. Марсадолова и З.С. Самашева, при определении семантики петроглифов грота Ак-Баур нужно учитывать расстояния между рисунками, которые геометрически связаны друг с другом. Эти наблюдения и замеры были сделаны в ходе российско-казахстанской экспедиций 1998, 1999 и 2000 годов. Многие изображения в гроте Ак-Баур расположены на расстоянии полусажени - 90 см. Расстояние 60 см часто встречается между основными точками главных фигур и крестов, а все изображения занимают 180 см - это размер маховой сажени или "кулашу" (тюрк.).

На одной из скал урочища Ак-Баур есть лунки неприродного происхождения. Если в одну из нижних лунок налить воду, то в день весеннего равноденствия луч солнца на восходе точно отразится в верхней лунке. Возможно и другое назначение данного камня как жертвенного, а лунки на нем - места жертвоприношений.

Ак-Баур, как памятник ранней культуры, интересен тем, что в отличие от многих подобных мегалитических построений имеет подробное эпиграфическое сопровождение: росписи в одноименном гроте. До наших дней сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, есть рисунки жилищ и повозки, горного козла; остальные - разнообразные символы и знаки. Свое прочтение петроглифов Ак-Баура предлагали различные ученые и исследователи. Е.В. Курдаков предполагал, что в гроте начертан путь спасения человечества, которое в послеледниковый период двигалось с юга на север в поисках мест выживания. Возможно, что в урочище Ак-Баур жили жрецы, которые показывали племенам путь для переселения. Е.В. Курдаков в своих работах опирался на методы исследования Н.К. Рериха, который считал, что "погребения, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые, где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. В доисторическом и историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу".

По мнению Л.С. Марсадолова и З.С. Самашева, пирамидальная форма сопки Ак-Баур была символом сакрального пространства и могла ассоциироваться с космическим холмом. Каменные ступеньки, созданные самой природой, и ведущие в грот, тоже связаны с космологической символикой восхождения к некому вершинному миру. Юртообразная форма грота была явно символична для древнего обитателя наших мест и поразительна для современного. Природное отверстие "крыши" грота в виде сердца имеет следы обработки, возможно, было подправлено человеком, который сделал выступ-мушку для фиксации движения основных созвездий ночного неба.

Росписи Ак-Баура систематизированы этими учеными и представляют собой следующую схему:

Центральный рисунок №1 - четырехугольник с крестом и точками, рядом с ним изображение человека (№2), изображение №5 - это горный козел и он расположен как бы перевернутым относительно человека. Но если лечь на каменный пол грота, он "встанет" на ноги. По мнению Е.В. Курдакова, этот рисунок - плуг. И это мнение тоже убедительно, так как именно в эпоху неолита человек занялся земледелием. Очень интересны повозка в центре композиции (№ 4) и чуть выше - кривая с петлей (№ 3), очень похожая на созвездие Дракона, а если принять во внимание рисунки № 26 и № 57, то это, возможно, попытка отразить движение по звездному небу созвездия. Рисунок №13 похож на "Ковш" Большой Медведицы. Среди символов в гроте много разнообразных крестов - знаков Солнца. Поэтому, скорее всего, перед нами карта звездного неба, как ее видели наши древние предки. Она неполная, но важная для юго-западной ориентации святилища.

Изображения в гроте Ак-Баур подтверждают выводы ученых о том, что здесь велись систематические астрономические наблюдения, а схематические петроглифы неолита свидетельствуют о зарождение пиктографического письма.

Известны подобные петроглифы в гроте Ак-Чункур в Киргизии и в гроте на озере Жасыбай в окрестностях Баян-Аула Павлодарской области. Здесь можно увидеть несколько антропоморфных фигурок, размещенных на потолочной части грота. Они тоже напоминают рунические письмена и расположены не линейно, а концентрично, напоминая своеобразный транспортир. Подводя итоги, можно сказать, что грот Ак-Баур, скорее всего, был главным святилищем ритуального центра. Спор исследователей о том, что его росписи являются картой звездного неба или передают путь спасения человечества, очень интересен, он подтверждает уникальность Ак-Баура, одного из самых ярких и загадочных памятников культуры прошлого на территории Рудного Алтая.


С. Царегородцева, кандидат филологических наук, доцент ВКГУ

avatar
Дым
Admin

Мужчина Сообщения : 460
Дата регистрации : 2018-08-18

Посмотреть профиль http://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Ак-Баур - обсерватория каменного века

Сообщение автор Хан Калмык в Пн Сен 10, 2018 2:37 pm

Не был там никогда. Но места, думаю, интересные...
avatar
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 41
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения